Журнал
Эксклюзив

Голливудский сценарист Аарон Соркин о судебных разбирательствах, протестах и будущем Беларуси.

Аарон Соркин

В октябре состоялась премьера фильма «Суд над чикагской семеркой», снятого Аароном Соркиным по его собственному сценарию. Рассказанная в нем история 1968 года оказалась настолько захватывающей и актуальной, что заставила говорить о фильме как об одном из основных претендентов на главные кинопремии года.

«Имея хороший сценарий, можно снять как хорошее, так и плохое кино. По плохому сценарию снять хорошее кино практически невозможно», – гласит неписаный закон кинопроизводства. Именно поэтому в Голливуде так ценят хороших сценаристов, способных не только придумать увлекательную историю, но и оформить ее в лучшем виде. Для этого нужен не просто писательский талант, но и умение, которое достигается при помощи постоянного переписывания и оттачивания материала. Как игра на скрипке, написание сценариев требует непрерывных упражнений. Хорошие сценаристы не появляются из ниоткуда, но если успешно заявят о себе в киношной среде, то на них начинают молиться и носить на руках. Аарон Соркин – один из них.

Аарон Соркин

Фамилия досталась ему от дедушки по линии папы – Изидора, которому первому в роду удалось построить карьеру в Америке. Родившись в местечке Копысь Оршанского района в Витебской области, считавшегося в начале ХХ века одним из центров хасидизма в Восточной Европе, Изидор Соркин после переезда в Нью-Йорк устроился работать в сферу пошива женской одежды, став впоследствии одним из основателей профсоюза. Этот профсоюз был знаменит организацией забастовок на предприятиях с целью улучшения условий труда для работников. Его сын Бернард, будущий отец Аарона, стал в семье первым дипломированным юристом. В отличие от брата и сестры, также получивших юридическое образование, Аарон был единственным ребенком в семье, кто не на шутку увлекся театром и долгое время мечтал об актерской карьере. Получив университетский диплом по специальности «актер музыкального театра», он долгое время пытался устроить свою актерскую карьеру. Перебиваясь от одного заработка до другого, юноша неожиданно обнаружил в себе интерес к сочинению театральных пьес. Однако прошло около пяти лет, прежде чем его пьеса «Несколько хороших парней» о громком судебном расследовании на одной из военно-морских баз США была поставлена на Бродвее. Пьеса имела такой успех, что вскоре в Голливуде заинтересовались ее экранизацией. На главные роли в фильме были приглашены Том Круз, Джек Николсон и Деми Мур. Причем последняя предстала в образе, который Аарон списал с собственной сестры, прослужившей несколько лет в юридическом корпусе ВМС. Фильм имел огромнейший успех и был номинирован на «Оскар». Создателям картины удалось превратить сухое судебное разбирательство в эмоциональную драму, накал страстей в которой достиг своего апогея в сцене в суде, где состоялся напряженный поединок между обвинителем и адвокатом. Именно с тех пор судебные сцены стали фирменным знаком сценариев Аарона Соркина. Таким необычным образом он внес свой вклад в развитие потомственной линии юристов в семье и прославил свою фамилию на весь мир.

Аарон Соркин

Сам Аарон говорит, что стал киносценаристом случайно. Потому как на самом деле он пишет театральные сценарии, которые превращает в киношные, добавляя в них визуальности. И этот способ прекрасно работает. Ведь фильмы «Человек, который изменил все», «Стив Джобс», «Война Чарли Уилсона», снятые разными режиссерами, с восторгом встречали как критики, так и зрители. Все эти картины объединяет наличие множества искрометных диалогов, происходящих между ярко прописанными персонажами. Герои непреклонно идут к своей цели, несмотря на различные препятствия, возникающие на их пути. Причем совершенно неважно, положительные это персонажи или отрицательные. Более того, Аарон часто говорит, что при создании абсолютно всех персонажей он постоянно думает о том, каким образом можно бы было представить Господу Богу их деяния, чтобы они смогли быть допущены в рай. Сочувствие ко всем своим героям – вот что является, пожалуй, основной отличительной чертой его многочисленных сценариев: от «Социальной сети» (за который сценарист получил «Оскар») до телесериала «Западное крыло» (отмечен за 6 лет своего существования 8 «Эмми»).

Аарон Соркин

После 25 лет написания сценариев для кино и телевидения Аарон Соркин рискнул попробовать себя еще и в режиссерском кресле. В 2017 году на киноэкраны вышел фильм «Большая игра», снятый им по автобиографической книге Молли Блум. Молодая женщина приобрела известность благодаря тому, что организовала подпольный покерский клуб, игроками которого были очень богатые и знаменитые люди. В главной роли снялась Джессика Честейн, блестяще справившаяся с огромным количеством сложнейшего текста, отведенного ей по сценарию. И хотя интеллект реальной Молли никогда не подвергался сомнению, ее кинопортрет можно рассматривать как типичный пример того, насколько важно для Аарона представлять своих персонажей умными и красноречивыми. По сути, при создании драмы он следует совету Аристотеля о необходимости идеализации ее героев. Блестящие диалоги, написанные Соркиным, трудно назвать реалистичными. Но именно их совершенство производит неизгладимое впечатление на зрителей. В картинах Аарона практически отсутствуют сцены, где не звучат слова или не происходят действия.

Аарон Соркин

Не стал исключением и его новый фильм «Суд над чикагской семеркой», рассказывающий о трагических событиях, произошедших более 50 лет назад, и последовавшем за ними громком судебном разбирательстве. В августе 1968 года в Чикаго состоялся съезд Демократической партии США. К этому были приурочены многочисленные митинги протеста против войны во Вьетнаме, подготовленные самыми разными молодежными организациями – от пацифистов до «Черных пантер». Несанкционированные митинги закончились тогда жестокими столкновениями с полицией, а против лидеров организаций, принявших в них участие, были выдвинуты обвинения в сговоре между собой с целью подстрекательства к беспорядкам. Несмотря на то что судебное разбирательство по этому делу длилось около полугода и получило в то время широкую огласку в политической среде, о нем мало кто помнит в настоящее время. Стивен Спилберг решил напомнить об этой истории еще в 2006 году, попросив Аарона Соркина написать сценарий. Когда сценарий был практически готов, работа над фильмом приостановилась в связи с забастовкой сценаристов Голливуда, продлившейся более четырех месяцев. Аарон Соркин сумел самостоятельно продолжить работу над фильмом лишь спустя десять лет, собрав необходимые для съемок деньги.

Аарон Соркин

В результате долгой работы фильм получился ярким, смелым и чрезвычайно вдохновляющим. И если блестящий сценарий Ааро­на Соркина воспринимается как нечто само собой разу­меющееся, то мастерство, с которым он срежиссировал многочисленный актерский ансамбль в слаженное и мощное выступление, поражает воображение. Напомню, в фильме нет ни одной безмолвной или статичной сцены. Нелинейное повествование, быстрая смена настроений, противоположность взглядов персонажей на произошедшие события и разнообразие темпераментов – все это создает невероятную картину, которая настолько увлекает зрителей, что становится невозможным оторвать взгляд от экрана, не дождавшись кульминации развития истории.Конечно, нельзя не отметить актерские работы Эдди Редмэйна, Джозефа Гордона-Левитта, Фрэнка Ланджелла, Марка Райлэнса, Яхья Абдул-Матина II, Джереми Стронга и Саши Барона Коэна, который еще раз доказал, что его актерский талант далеко не ограничивается образами Бората и Али Джи.Благодаря возможности «виртуальной встречи» нам удалось поговорить с Аароном Соркиным о том, насколько его фильм актуален в настоящее время, о значении политических протестов в развитии общества и о его личных планах посетить страну, откуда родом его семейство.

Аарон Соркин

– Ваш фильм основан на реальных событиях. Что оказалось самым сложным при его создании?– Мне пришлось изучить огромное количество материалов. Судебное дело состоит из 21 тысячи страниц и хранится в двух библиотеках: в Нью-Йоркской юридической библиотеке и Лос-Анджелесской. Когда информации так много, то главное – решить, что будет темой фильма, на чем фокусироваться. Я решил, что, во-первых, это будет судебная драма, во-вторых, это будет эскалация протестов и, в-треть­их, это будет история выяснения позиций между двумя разным лидерами: Томом Хайденом и Эбби Хоффманом.

Аарон Соркин

– Как вам работалось с таким многочисленным актерским ансамблем?
– На удивление, все проходило очень легко. Актеры, привыкшие к исполнению главных ролей в фильмах, обладающие различными техниками актерского мастерства, прекрасно уживались друг с другом. Работать с ними было одно удовольствие. Каждое утро, когда я появлялся на съемочной площадке, у меня возникало чувство, как будто я поворачиваю ключ и завожу мотор гоночного автомобиля в «Формуле-1». Незабываемое чувство!– Вы упомянули, что одна из тем фильма, на которой вы сфокусировались при его создании, – протесты. Будучи отцом 19-летней дочери, как вы относитесь к протестам в современной Америке?
– Откровенно говоря, моя дочь просвещает меня по поводу протестов. В день инаугурации Трампа она участвовала в женском марше. Она принимала участие в протестах против жестокого применения силы полицейскими. Я надеюсь, когда она и ее друзья посмотрят этот фильм, они увидят, что протест – это благородная форма патриотизма. Протест – это не антиамериканизм. Все важные изменения, произошедшие в этой стране, были результатом протестов. Я надеюсь, что она и ее друзья узнают себя в моих героях.

Аарон Соркин

НАШИ САМЫЕ МРАЧНЫЕ ДНИ ВСЕГДА
СМЕНЯЛИСЬ ЛУЧШИМИ ЧАСАМИ. Цитата из телесериала «Новости».

– Многие сейчас обеспокоены политическим положением в США. Недавно президент Трамп заявил о том, что в случае проигрыша на выборах, которые пройдут в ноябре, он не собирается сдавать власть. Как можно относиться к системе, в которой вероятен такой поворот?
– Больше всего я боюсь того, что мы все начнем относиться к таким событиям как к чему-то нормальному, обыденному. Уинстон Черчилль когда-то сказал, что демократия – худшая форма правления, за исключением всех остальных. Помните, как в фильме герой в исполнении Саши Барона Коэна сказал в зале суда, что институт демократии – великолепная вещь, которая в настоящее время находится в руках ужасных людей? Но эти ужасные люди – и тогда, и теперь, – для того чтобы функционировать, нуждаются в позволении это делать. У меня нет ответа на вопрос, почему миллионы американцев находятся под гипнозом человека, который врет им в лицо. Почему они позволяют ему это делать. «Наши самые мрачные дни всегда сменялись лучшими часами», – надеюсь, что так и будет.

Аарон Соркин

– Вы начали работу над этим фильмом 14 лет назад. Насколько, на ваш взгляд, он актуален в настоящее время?– Когда в 2006 году Стивен Спилберг предложил мне снять фильм о «чикагской семерке», по правде, я не знал, о чем он говорит. В 1968 году мне было 7 лет, и потому, как только пришел домой, сразу позвонил отцу и спросил его, что он помнит о тех событиях. На самом деле мне немного страшно от того, что сегодняшняя картинка телевизионных новостей о столкновениях между протестующими и полицейскими отличается от той, которую я видел, когда просматривал документальные съемки пятидесятилетней давности, лишь более ярким цветом. Как получилось, что после периода активной общественной борьбы за гражданские права в 60-х мы вновь оказались в положении, когда вынуждены оказывать сопротивление государственному аппарату? Более того, мне кажется, что американцы не единственные, кто чувствуют себя подобным образом.

Аарон Соркин

– Протестуют не только американцы. Как известно, в Беларуси протесты длятся уже третий месяц, и некоторые их участники постепенно теряют надежду на то, что они дадут какие-то весомые результаты. Что бы вы могли им сказать?– Я постараюсь найти правильные слова для тех, кто протестует и кто постепенно теряет надежду и мотивацию двигаться дальше, потому что это очень и очень важно. Самое главное – это именно то, чего добиваются люди, против которых проходят протесты. В их интересах, чтобы у протестующих пропала мотивация. Они хотят, чтобы протестующие впали в отчаяние и остановились. И поэтому нельзя им дать возможность добиться своей цели. Если кто-то сомневается в том, что маленькая группа мыслящих и преданных своему делу людей способна изменить мир, нужно помнить, что как раз только она и может это сделать!

Аарон Соркин

– Ваша семья по отцовской линии родом из Беларуси. Не собираетесь ли вы посетить родину своих предков в ближайшем будущем?– По правде говоря, никогда раньше не испытывал такого желания. И только в последние несколько лет мне очень сильно захотелось это сделать. Как только появится возможность свободно путешествовать, я бы обязательно хотел посетить Беларусь.


Текст: Лена Бассе, специально для «Города женщин» из Лос-Анджелеса

Рекомендуем

Джулианна Мур: «Когда смотрю на себя, вижу женщину, которой удалось почти невозможное»

Город Женщин

Лиза Кудроу: o жизни во времена ковида, новом сериале и продолжении «Друзей»

Город Женщин

Эксклюзивное интервью с Эль Фэннинг: «В отличие от школы, на красной дорожке я не чувствую осуждения»

Город Женщин

Оставить комментарий