Недавно на большие экраны вышла картина «Сто лет тому вперед» — про Алису Селезневу, Колю Герасимова и космических пиратов. А за неделю до выхода в кинопространстве mooon в Минске прошла премьера фильма с участием режиссера фильма Александра Андрющенко и исполнительницы главной роли Даши Верещагиной. Мы побывали на этой встрече, задали интересующие нас вопросы и послушали вопросы зрителей и коллег. Все самое интересное, о чем говорил режиссер Александр Андрющенко, читайте в этом материале.
Фильм «Сто лет тому вперед» снят по мотивам одноименной повести Кира Булычева. Картина рассказывает нам про Алису Селезневу, Колю Герасимова и космических пиратов. Но это не ремейк «Гостей из будущего» и повести Булычева, а другое кино.
Александр Андрющенко — режиссер, продюсер и один из авторов сценария фильма. Среди его самых известных продюсерских и режиссерских работ такие лидеры проката как «Притяжение» и «Вторжение», трилогия «Лёд» триллер «Спутник», «Ёлки» и др.
— Авторы часто говорят, что в процессе написания сценарий или книга начинают жить своей жизнью. И на выходе получается не то, что изначально задумывал автор. Насколько в случае со «Сто лет вперед» итог оказался далек (или близок) от замысла?
— Абсолютно так и было. У меня на этот случай даже есть заготовленная фраза: «Прекрасное — далеко». Финальный результат очень далек от задумки. Вы абсолютно правы: кино живет своей жизнью. Оно получается органически, взращивается как дерево. А режиссер — это садовник. Ты семечку положил, расточек пошел. А потом пошли ветки — и как они будут расти, не ты решаешь. Ты будешь его охранять, оберегать, создавать условия. То есть ты находишь актеров, создаешь рабочую атмосферу и делаешь многие другие вещи. Но дерево растет само. И в любом случае оно вырастает не таким, как ты представляешь.
Очень разные были драфты сценария. Например, дети — главные герои — повзраслели в процессе. Начинали мы с 12-летних детей (в книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед», по мотивам которой был создан фильм, главным героям — 12 лет — примечание автора). Но в какой-то момент наш оператор Миша Милашин привел на пробы Марка (Марк Эдельштейн — главный герой, сыгравший Колю Герасимова). Он так сыграл текст, что я после этого принял решение переписать героев под старшеклассников.
Потому что я убежден, что артист важнее сценария. Сценарий можно переписать, а найти уникального, классного артиста сложнее. Сначала Марк. Потом Даша (Даша Верещагина — актриса, сыгравшая главную героиню Алису Селезневу). Вот так поливаем-поливаем дерево, и оно начинает само расти, жить само.
— И вот, фильм вышел. Ни о чем не пожалели?
— Мне кажется, любой амбициозный автор мечтает о большем. Иначе он плохой автор. Когда ты начинаешь делать кино, ты, конечно, думаешь, что сейчас сделаешь лучшее кино в истории мирового кинемотографа. Амбиции всегда такие. И мне кажется, это нормально. Получается что-то другое.
Но я доволен фильмом, и главное — это тот редкий случай, когда я не могу сказать, что мне что-то не дали сделать. Часто бывает: бюджета не хватило, актеры плохо сыграли, оператор не то снял и так далее. Это тот случай, что все, что я хотел, что я могу на сегодняшний день, я сделал. Я так считаю. Наверное, если есть какие-то проблемы, недочеты в этом фильме, значит, я буду лучше стараться в следующий раз. Но я могу всем только «спасибо» сказать. Мне кажется, все, на что я способен на данный момент своей профессиональной жизни, я показал.
— Повлияли ли на сюжет фильма ваши собственные дети? Тестировали ли вы на них какие-то идеи, мысли?
— Я тестировал на своих детях все. У меня три парня. Один из них и есть прототип Коли Герасимова. Вообще, линия Коли, особенно начальная часть: отношения с родителями, его лейтмотивы, что с ним в школе происходило — все это списано с моего ребенка. И с моих ощущений. Меня вызывают к директору, я ему говорю: “Кем ты станешь” (в фильме есть такая сцена — прим. автора) — это все списано с моих ощущений. Все, что вы видели в фильме — это все моя жизнь.
Есть еще два парня помладше: семиклассник, пятиклассник. С ними мы тестировали все, начиная от компьютерной графики, эскизов, я показывал им кастинги. Потом они погрузили меня в аниме (что стало основой картинки мира будещего — прим. автора). И в целом моим детям кино нравится, я ориентировался во многом именно на них.
Интересный факт: Текст рэпа Коли в фильме написал старший сын Александра Андрющенко, ставший прототиипом Коли. Режиссер хотел, чтобы это был аутентичный странный подростковый неловкий и искренний текст, в который поверит каждый.
— У остальных героев тоже есть прототипы?
— Я как режиссер входил в эту историю через Колю. Я считаю, что это очень органичный вход. Я полюбил эту историю и захотел ее снимать, как только Коля перестал быть пионером, а стал современным старшеклассником. Мне стало очень близко, интересно и понятно: это связано с моим сыном, это связано со мной.
Мы входим в этот мир в фильме через Колю, через современных детей, смотрим на все их глазами. Мне кажется, это очень правильный подход. «Гости из будущего» в свое время именно поэтому сработали. Потому что пионеры приходили домой и смотрели про себя, про свои путешествия в будущее и встречу с гостьей из будущего.
Если возвращаться к аналогии с деревом, то «семечкой» был Коля. Дальше уже прототипов не было. С Алисой, например, была ровно обратная задача. Мы искали девочку, не похожую ни на кого, просто увидев которую стало бы понятно, что она не может жить в 2024 году в Москве. Она должна была войти в школу, и все бы понимали, что она с другого времени, с другой планеты.
Читайте также: «И это девочка из Лиды!» Интервью с Алисой Селезневой из фильма «Сто лет тому вперед» белоруской Дашей Верещагиной
Интересный факт: Даша Верещагина, сыгравшая Алису Селезневу, родилась и выросла в г. Лиде (Беларусь). В детстве, впервые посмотрев «Гостью из будущего», она сказала, что однажды сыграет Алису Селезнёву. Ее бабушка на это ответила, что это невозможно — ее уже сыграли.
— Чем ещё вдохновлялись, когда писали сценарий?
— В первую очередь, повестью Кира Булычева. Но в целом: примерно всем тем, что люблю. Мое детство прошло в 90-х. Я вырос на определенных фильмах, книгах. Наверное, в фильме заметно, что в детстве я фанател от «Пятого элемента». Были и другие фильмы. Например, «Матрица», тот же «Брат-2»… Конечно, читается и киновселенная Marvel — мы все немножко живем в этой киновселенной, у нас одна аудитория. Очень много вдохновлялся аниме-культурой.
— Какой смысл вкладывали в злодея Глота?
— Не то, чтобы я занимаюсь вкладыванием смыслов. Задача сценариста — рассказывать историю. Чтобы герои совершали настоящие поступки, им нужно настоящее препятствие в виде настоящего злодея. Это Глот. У него довольно простой мотив — захватить Вселенную. И довольно понятная идея, как это сделать — через тотальный контроль. У него даже способности связаны с контролем других биологических существ. И мы видим, к чему это приводит.
— В фильме есть и звезды, и начинающие актеры. Как они взаимодействовали на площадке?
— Они вообще молодцы все, я имею в виду состоявшихся звезд этого фильма. Я переживал, как эти поколения будут взаимодействовать. Но они очень опекали молодых артистов, старались помочь. Особенно Саша Петров. Например, к Даше (Даша Верещагина — актриса, которая сыграла Алису Селезневу), у него включилась еще отеческая забота: Саша как и Даша — выпускник ГИТИСа (Российский институт театрального искусства — прим. автора), они закончили один режиссерско-актерский факультет. И он взял Дашу под опеку сразу.
Интересный факт: Александр Петров был утвержден на роль Весельчака У еще до написания сценария из-за своего заразительного смеха. Он также согласился на роль еще до прочтения сценария.
— Какие отношения были на площадке? Были ли напряженные моменты?
Даша Верещагина: — Саша никогда не поднимал на нас голос. И атмосфера сложилась абсолютной и безграничной любви. Ничего подобного у меня еще не случалось. На меня никто не кричал, даже если у меня ничего не получалось.
Александр Андрющенко: — Если на человека кричать и загонять его в стресс, он ничего лучше не делает. Надо его любить, поддерживать и тогда он работает лучше. Это так просто работает. Как-то сегодня интересно у нас диалог строится: говорим о том, что кричать нельзя, контролировать нельзя.. Видимо — то, во что мы верим — свобода и любовь.
Не надо в муках создавать кино. Кино должно сниматься в радости, удовольствии, в очень позитивной, классной атмосфере. Никто не должен сдавать последнюю каплю крови. Мы должны вместе этого ребенка в любви воспитать, и тогда он будет классный, веселый, жизнерадостный, смешной и понравится зрителям.
Читайте также: 10 фактов про фильм «Сто лет тому вперед», которыми поделились создатели