Журнал
Эксклюзив

Энтони Хопкинс: «Жизнь идет здесь и сейчас»

Энтони Хопкинс

31 декабря британскому актеру Энтони Хопкинсу исполняется 83 года. 

– Мудрая неви… погодите, вот это слово я не могу прочитать.
– Невинность. «Мудрая невинность». Энтони, вы владеете русским языком?!
Моему удивлению нет предела. Шутка ли, сэр Энтони Хопкинс не только рассказывает мне о своей жизни и актерской карьере, не только фотографируется на память с белорусским журналом в руках, но и читает по-русски заглавие моей предыдущей статьи, напечатанной в этом же журнале. На правой стороне разворота – фото прекрасной британской актрисы, а слева сам текст, озаглавленный: «Мудрая невинность» Эмили Уотсон». В кавычки взято определение, данное когда-то актрисе французским кинорежиссером Жан-Пьером Жене. На лице Энтони сияет торжествующая улыбка:
– Да, я пытаюсь изучать русский. Мне интересно. Знаете, в нем совершенно другие буквы. Кроме того, я люблю русскую литературу.

В свою очередь я оглядываю зал лос-анджелесского отеля Four Seasons, где происходит наша встреча, в надежде встретиться глазами с кем-нибудь, кто разделит мое восхищение легендарным актером. Подумать только, несмотря на почтенный возраст, великий артист не только до сих пор чему-то учится, но и сумел сохранить неподдельный интерес к жизни. Он явно не спешит расставаться с журналом – и в ответ на мое предложение взять его себе в подарок радуется как ребенок. В моей голове тут же появляется название будущей статьи: «Невинная мудрость Энтони Хопкинса».

Энтони Хопкинс и Лена Бассе для журнала
Энтони Хопкинс и Лена Бассе

Он и вправду мудр, как только может быть мудр человек, сыгравший за свою жизнь более 100 ролей. И это только на экране. Как многие британские актеры, свои первые шаги в профессиональной карьере он делал, играя на театральных подмостках. Однажды, будучи дублером самого Лоренса Оливье, даже подменил его в спектакле, когда у великого актера случился приступ аппендицита. Безусловно, его имя у большинства зрителей ассоциируется в первую очередь с образом серийного убийцы по имени  в фильме «Молчание ягнят». Эта роль принесла ему в 1992 году заслуженную престижную награду «Оскар». Успех картины был настолько велик, что впоследствии сняли один за другим два фильма, рассказывающих продолжение истории одного из самых страшных киноманьяков. Впрочем, кого только не довелось играть Энтони Хопкинсу в течение более чем 60-летней карьеры! Он играл фюрера Германии Адольфа Гитлера и премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, Квазимодо и Зорро, Пабло Пикассо и Альфреда Хичкока, Короля Лира и дворецкого поместья Дарлингтонхолл, Ричарда Никсона и Джона Куинси Адамса, Пьера Безухова и профессора Ван Хельсинга.

Энтони Хопкинс

За многочисленные заслуги королева Великобритании в 1993 году жаловала актеру титул рыцаря, что дало ему право носить почетное звание сэр. Что и говорить, неплохое достижение для сына пекаря. Впрочем, в 2000 году актер переехал жить в Лос-Анджелес, где звание рыцаря ассоциируется скорее с жанром супергеройских фильмов. Именно здесь рыцарь по имени Энтони встретил свою даму сердца и, кажется, в третьем браке наконец обрел долгожданное семейное счастье. К тому же после нескольких скандальных инцидентов в далеком прошлом, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя, актер полностью отказался от пагубной привычки и уже более 45 лет является членом Ассоциации анонимных алкоголиков. Все свое свободное время он посвящает живописи, игре на фортепиано и изучению иностранных языков. Кроме того, он по-прежнему снимается и вовсе не собирается уходить на пенсию. Например, в прошлом году сэр Энтони Хопкинс добавил в свою коллекцию образов еще и экранный портрет Папы Римского Бенедикта ХVI, снявшись в фильме Фернанду Мейреллиша «Два Папы». За исполнение этой роли Энтони Хопкинс в очередной раз был номинирован на премию «Оскар».

Энтони Хопкинс в роли Папы
Энтони Хопкинс в роли Папы

В этом году, перед тем как весь мир нажал на «паузу», на кинофестивале «Сандэнс» состоялась премьера фильма «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Он сыграл пожилого мужчину, страдающего болезнью Альцгеймера, который пытается приспособиться к окружающему миру. В отличие от других фильмов на похожую тему, зрители наблюдают всю историю глазами ее главного героя, пытаясь найти смысл в том, что происходит вокруг него. Французский писатель и драматург Флориан Зеллер снял фильм по написанной им специально для Энтони Хопкинса театральной пьесе. Не случайно главного героя тоже зовут Энтони. В дуэте с замечательной британской актрисой Оливией Колман, сыгравшей в фильме его взрослую дочь, Энтони Хопкинс делает возможным для зрителей прочувствовать весь спектр эмоций, связанных с жизнью с пожилым человеком: от жалости и растерянности до гнева и подавленности. Постоянно сменяющиеся декорации и появление незнакомых людей заметно усиливают накапливающееся чувство неуверенности во всем, что происходит на экране. Все, что остается в чистом осадке, это всеохватывающее сочувствие ко всему человечеству в лице героев картины.

Этот непростой фильм подтолкнул затронуть в нашем разговоре с Энтони Хопкинсом, происходившем в режиме онлайн, довольно серьезные темы. Благо такому собеседнику мудрости не занимать. Да и рассказать ему есть что.

Энтони Хопкинс в фильме
Энтони Хопкинс в фильме «Отец»

– В фильме «Отец» реальность настолько тесно переплетается с иллюзией, что часто очень нелегко отделить одно от другого. Оглядываясь на свою собственную жизнь, какую роль в ней играла иллюзия, другими словами, насколько вам близко мировосприятие вашего героя?
– Постепенно я все ближе приближаюсь к возрасту моего героя, и в этом смысле мне он совершенно понятен. У меня не возникало никаких трудностей с этой ролью. А если оглянуться на собственную жизнь, то мне она действительно представляется в некотором смысле иллюзией. Как будто кто-то другой написал для меня сценарий. Иногда мне кажется, что моя жизнь развивалась сама по себе. Что у меня никогда не было никакого контроля над ней, и потому во всем, что произошло со мной, нет никакой моей заслуги. Мне
повезло, многие мои друзья уже давно умерли. Умерли мои отец и мать. Мне уже скоро исполнится 83, и я часто задумываюсь: куда умчались все эти годы? Как это произошло? Как я оказался там, где я теперь нахожусь? Вот в чем тайна.

Энтони Хопкинс Отец

– Вы сказали, что у вас не возникало трудностей с ролью. Вам приходилось сталкиваться с людьми, страдающими деменцией?
– В нашей семье не было таких примеров, во всяком случае моих родителей эта болезнь обошла. Но у отца была депрессия, особенно усилившаяся к концу жизни. У него были проблемы с сердцем, и он очень враждебно относился ко мне. Вполне возможно, я просто раздражал его тем, что был счастливым обладателем всего того, чего он к тому времени уже лишился: здоровья, молодости, будущего. Интересно, что, посмотрев готовый фильм, я вдруг увидел в персонаже, сыгранном мною, своего собственного отца. Да, определенно это был он. Точно так же, как и мой герой, отец был требовательным и часто проявлял по отношению к другим недоверие и враждебность. Помню, перед тем как приступить к съемкам последней сцены в фильме, я взглянул на кресло, в котором сидел мой герой, на его очки на столе – и вдруг вспомнил своего отца. Вспомнил, как после его смерти поднял книгу, которую он читал, и его очки и подумал: «А он вообще существовал?» Я и сейчас думаю: существуем ли мы все? Во всем этом есть все-таки какая-то тайна.

ВАЖНО СЛУШАТЬ ПАРТНЕРА ТАК, КАК БУДТО ТЫ ЕГО СЛЫШИШЬ ВПЕРВЫЕ. И ЕЩЕ ВАЖНО НЕ ВОСПРИНИМАТЬ ВСЕ ВСЕРЬЕЗ. НАОБОРОТ, БЫТЬ ПРОЩЕ.

Энтони Хопкинс картины

– Что вы делаете для того, чтобы уменьшить риск наступления деменции?
– Я много читаю, пишу картины. Играю на фортепиано пять раз в неделю. Не потому, что хочу выступать в Карнеги-холле, а потому что хочу, чтобы мой мозг был в активном состоянии. Потому и тренирую свою память. Я лишь раз столкнулся в жизни с человеком, у которого развилась болезнь Альцгеймера. Это был мой друг, которого дети перевезли к
себе в Калифорнию из Нью-Йорка. Помню, как пришел его повидать и мы сидели за столом и пили кофе. Он посмотрел в окно на Тихий океан и вдруг сказал: «Гудзонов залив необычайно широк». И я подумал о том, как же это должно быть странно – жить в своем собственном мире. А может быть, в этом даже есть что-то утешительное. Может быть, имен-
но таким образом природа постепенно гасит жизнь в человеке.

– Вы много работаете, много снимаетесь. Расскажите, как вы работаете над ролями?
– Я всегда отталкиваюсь от сценария. Для меня сценарий – это дорожная карта. Меня часто спрашивают: «То есть вы просто учите свой текст?» И я всегда отвечаю: да, именно так. Теперь все путешествуют с помощью навигатора, а раньше, прежде чем сесть за руль, нужно было сначала изучить маршрут по карте. Чтобы попасть в Лас-Вегас, куда мне нужно ехать, в каком направлении, по какой дороге? Ага, вот тут главная дорога, рядом с которой есть второстепенные. Сценарий, написанный будь то Флорианом Целлем, Теннесси Уильямсом или Уильямом Шекспиром, это та же карта. Ты просто учишь маршрут.

Энтони Хопкинс для журнала
Энтони Хопкинс для журнала «Город женщин»

– Вы хотите сказать, что не изучаете характер своего героя?
– А зачем? Достаточно прочитать сценарий, в котором уже все изучено и представлено. Просто бери его и изучай. До тех пор, пока слова твоего героя не станут твоими собственными. Если тебе не нужно задумываться о тексте, то мозг будет автоматически интерпретировать его самым реалистичным образом. Помню, как мы встретились на площадке в первый день съемок с Оливией Колман, которая, кстати, так же, как и я, религиозно заучивает текст. И надо сказать, что она это делает еще лучше, чем я. Но она и моложе меня! И вот мы просто смотрим друг на друга и после команды «Мотор» просто говорим друг с другом. И все идет легко, потому что мы знаем текст. Великая американская актриса Лоретт Тейлор говорила: «Актерское мастерство заключается в умении слушать». Это действительно так. Важно слушать партнера так, как будто ты его слышишь впервые. И еще важно не воспринимать все всерьез. Наоборот, быть проще, уметь расслабиться. Но это можно позволить себе лишь тогда, когда полностью владеешь текстом. То есть когда ты сделал свою домашнюю работу.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ ИДЕТ. В НЕЙ НЕ БЫВАЕТ РЕПЕТИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИДЕТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

– Откуда вы черпаете свою энергию?
– Из понимания того, что однажды я умру (улыбается). Конечно, это звучит ужасно, но важно понимать, что жизнь идет. В ней не бывает репетиций, представление идет здесь и сейчас. В последнее время я действительно много работал. Сначала в «Короле Лире», потом в «Двух Папах» и в «Отце». И все эти слова моего героя проникли мне в мозг, а мозг не обладает чувством юмора и воспринимает все всерьез. Он просто не смог переварить того факта, что эти слова не мои. И вот я чувствую, что все мое тело болит. Болит настолько, что мне кажется, будто я умираю. Конечно, все всполошились. Но после того как я снова начал понемногу заниматься спортом, изменил диету, постепенно стал чувствовать себя
лучше и лучше. Вместо того чтобы отлеживаться в кровати, я заставлял себя каждое утро подниматься и запрещал самому себе ныть и жалеть самого себя.

– А как у вас проходит процесс самоизоляции?

–Я решил не рисковать и уже больше 8 месяцев практически не выхожу из дома. Мне везет, потому что мне есть чем самого себя занять. Чувствую я себя, на удивление, очень хорошо. На самом деле я просто смирился с тем, что пока ничего нельзя поделать. Можно лишь надеяться, что в следующем году нас ждут изменения к лучшему.

Я ЗАСТАВЛЯЛ СЕБЯ КАЖДОЕ УТРО ПОДНИМАТЬСЯ И ЗАПРЕЩАЛ САМОМУ СЕБЕ НЫТЬ И ЖАЛЕТЬ САМОГО СЕБЯ.

– В канун Нового года вы будете отмечать день рождения. Как вы планируете его отпраздновать?
– Я уже давно не устраиваю вечеринок. Другое дело, когда я был моложе. По правде говоря, даже не помню, когда в последний раз по-настоящему праздновал свой день рождения. Помню, как отмечал 70-летие, 80-летие, но в этом году уж точно никакой вечеринки не получится. В самом лучшем случае задую свечки на торте. Я спокойно отношусь к собственному дню рождения. У меня уже их было 83, я к ним привык.

Текст: Лена Бассе, специально для «Города женщин» из Лос-Анджелеса

Related posts

Юэн Макгрегор: долгая дорога.

Город Женщин

Алфавит Светланы Алексиевич: «Сейчас мы – баррикадные люди»

Город Женщин

Руководитель на высоком каблуке. Генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова о женском стиле управления

Город Женщин

Оставить комментарий