С тех пор как в начале 2022 года Екатерина Дулова возглавила Большой театр Беларуси, это здание стало и ее домом. В эксклюзивном интервью «Городу Женщин» она рассказала о том, как сохранить женственность, будучи генеральным директором Большого театра и что такое – женский стиль управления.
В строгом брючном костюме, туфлях на высоком каблуке и с нитью жемчуга на шее – изящная и миниатюрная генеральный директор самого Большого театра страны ранним утром входит в свой рабочий кабинет в здании театра. Вчера она провела переговоры о гастролях труппы театра в Никарагуа, а вечером приняла участие во встрече Президента с активом общественного объединения «Белорусский союз женщин». На сегодня уже запланирована встреча с журналистами в формате «Наедине с Большим» (с чаепитием за одним столом, обменом впечатлениями о текущем театральном сезоне и планах на будущий), цепочка интервью и, конечно, повседневные дела театра. С тех пор как в начале 2022 года Екатерина Дулова возглавила Большой театр Беларуси, это здание стало и ее домом. В нем она проводит большую часть времени, ведь будущее и настоящее театра стало и ее каждодневной заботой.
Музыка вошла в ее жизнь в раннем детстве. Дочь музыкантов, она вышла замуж за музыканта, с музыкой связали свою жизнь оба ее сына. Именно музыка помогла Екатерине Николаевне дважды стать «первой в истории» женщиной: сначала на посту ректора Белорусской академии музыки, а теперь и генерального директора Большого театра.
– Музыкантам очень хорошо известно, что практически невозможно выйти из этой профессии: музыка всегда звучит в тебе. Точно так же и театр – эта дверь никогда не закрывается. К счастью, у меня никогда не бывает такого, чтобы я даже в мыслях подумала: «Боже, как я устала от этой работы!». Думаю, потому, что я не работаю, а служу. И служу я театру.
– Все сотрудники, хорошо знающие вас как очень энергичного руководителя, искренне удивляются: «Когда она отдыхает?!»
– Я позволяю себе отдыхать во время пеших прогулок по городу, которые стали уже многолетней традицией. Я меняю туфли на каблуке на удобную обувь и иду, иду… В этот промежуток времени я отдыхаю.
Очень мне помогает переключиться занятие какой-то простой прикладной работой. С другой стороны, я не мыслю свой отдых без интеллектуального, духовного обогащения. Я отдыхаю, просматривая по каналу «Культура» (и нашему, и российскому) содержательные программы, которые насыщают меня.
Как видите, сон – последний в этом списке: он очень краткий и не всегда глубокий, потому что, конечно, после насыщенного дня много событий еще долго крутится в голове.
– Только начав занимать высокие должности, выстраивали ли вы свой характер и манеру поведения руководителя или обнаружили эти качества в себе как природный талант?
– У меня в жизни и карьере все складывалось постепенно и очень органично. Вначале я возглавила студенческое научное общество, потом кафедру в Консерватории, потом стала ее проректором, затем ректором. И я совершенно точно понимаю, что на самом деле все управленческие тенденции едины – не важно, каким количеством людей ты руководишь.
Что принципиально важно, так это твой профессионализм. Когда люди знают и чувствуют это, они выстраиваются рядом с тобой не по приказному принципу. Тогда и обязанности между вами и подчиненными распределяются логически и мирно.
Могу сказать, что для меня как руководителя очень важно относиться к людям с уважением. Можете спросить кого угодно, с кем я работала и работаю сейчас: я не позволяю себе повышать голос на подчиненных, оскорблять и унижать людей – все это не в моем характере.
Да, у меня как руководителя есть определенная воля. Она формировалась по мере того, как я училась говорить «нет». Но происходит это только в том случае, если я абсолютно убеждена, что права. Хороший руководитель является носителем всей информации, он точно знает, как работают те или иные принципы. И если я понимаю, что это плохо, что из этого ничего не получится – то говорю «нет».
То же самое касается расстановки кадров: в моем понимании идеальный сотрудник – это, прежде всего, профессионал, человек, умеющий вести коммуникацию, способствовать созиданию в своей сфере.
– Какие особые качества, по-вашему мнению, выделяют именно женщину-руководителя?
– Вчера на встрече с активом «Белорусского союза женщин» Президент как раз говорил о женщинах-руководителях. И в его словах я частично узнала себя. Дело в том, что когда ты каждый день на протяжении многих лет работаешь на руководящей должности, нет времени для того, чтобы задуматься о том, а какая ты? А тут получилось взглянуть на себя как бы со стороны и сравнить с тем, как Президент описывает женщину-руководителя, и задуматься: а соответствуешь ли ты этим требованиям?
Женщины по-особому чувствуют, в них самой природой заложено стремление к созиданию, приумножению, необходимость быть полезной, надежной, верной. Этот свой природный потенциал женщина проецирует и на дело, которым руководит. Я слышала эти слова Президента и надеялась, что они адресованы и лично мне как одной из женщин-руководителей. И признаться, у меня родилось ощущение, что я не подвела.
– Как удается вам сохранять в себе женственность, будучи высоким начальником и крупным руководителем?
– Думаю, женственность воспитана была во мне моей мамой. Во мне это заложено изначально: не могу вспомнить, чтобы это качество появилось или пропало во мне. Мне всегда было важно, как я выгляжу – это очень по-женски.
Для меня немыслимо, чтобы в гардеробе женщины была какая-то небрежность, какое-то стилевое противоречие, которое не является художественным и разрушает всю цельность образа. В неаккуратной и некрасивой одежде, которая мне не идет, я не могу чувствовать себя комфортно.
Конечно же, я слежу за модой, стараюсь ориентироваться на тенденции. Но все же первостепенно для меня внутренне, а не внешнее. Я слежу за фигурой, занимаюсь гимнастикой, много хожу, выстраиваю свое питание правильно. Для меня это естественно: в нашей семье всегда была культура еды, и это дает мне сегодня возможность придерживаться принципа сдержанности.
– Сегодня на вас брючный костюм, но женственные туфли на высоком каблуке. Менялся ваш гардероб по мере того, как вы занимали всё более высокие должности, становились всё более крупным руководителем?
– Да, он постепенно менялся. И сегодня для меня есть особое удобство в таком дресс-коде руководителя. Потому что он тебя выстраивает, придает уверенность своей безупречностью. Брючный костюм или классическая юбка хотя и выглядят строго, но позволяют мне, меняя блузки, например, немного поиграть со стилями и красками. Что касается высоких каблуков – я их очень люблю! Мне на них очень комфортно и я даже заметила, что в туфлях на высоких каблуках мои ноги меньше устают. К тому же такая обувь выстраивает и подтягивает фигуру, организует тебя в целом. На каблуках ты не пойдешь, согнувшись крючком, а будешь держать спину ровно. И все это украшает женщину. Мне кажется, в обуви на низком ходу женщина словно бы снята с пьедестала, словно сама становится ниже, опускается до обыденности.
Хотя я тоже могу себе позволить и кроссовки с джинсами, но не на работе. Моя мама очень хорошо шила, и привила мне очень женственный стиль в одежде. И, кстати, с детства родители приучили меня всегда переодеваться для похода в театр. Поэтому если я иду на спектакль в конце рабочего дня, то обязательно меняю свой дресс-код и надеваю наряд именно для театра. И мне очень приятно и радостно видеть, что наша молодежь стала снова наряжаться в театр. Поэтому пары у нас в театре встречаются и складываются не случайно.
Текст: Анастасия Костюкович
Благодарим пресс-службу Большого театра Беларуси за оказанное содействие и предоставленные фотоматериалы.
Читайте также: Интервью с джазовым музыкантом Андреем Славинским