Искусство вечно, а жизнь коротка. Умению жить в моменте и жить красиво посвящен уникальный выставочный проект «Искусство любить жизнь. Dolce Vita» в Национальном художественном музее. В первые же дни проведения выставка стала сенсацией, а вскоре и бестселлером! Нескончаемые очереди в кассу, настоящая охота за возможностью попасть в число слушателей кураторских экскурсий или на прогулку с коллекционером, полные залы на лекциях и просьбы сделать экспозицию постоянной. Интерес к выставке оказался столь ошеломляющим, что сроки ее проведения продлили еще на неделю, несмотря на то, что в очереди на эти музейные залы уже стоят шедевры Ильи Репина.
До 8 апреля еще можно успеть вкусить «сладкую жизнь» в залах Национального художественного музея, а мы поговорили с автором и куратором проекта, старшим научным сотрудником отдела зарубежного искусства НХМ РБ Анной Кузнецовой.
Анна, как родилась идея проведения такой необычной выставки?
Случайно! Во время домашних посиделок с мужем, с которым мы любим обсуждать глобальные и концептуальные вещи. Муж занимается фотографией и параллельно увлекается нейроэстетикой: ему интересно понять, как наш мозг воспринимает красоту. И в один из вечеров у нас случился диспут на тему «Что такое красота?». Согласитесь, есть в этом мире вещи, которые нравятся всем. Как правило, это произведения из классического мирового наследия, например, полотна Рафаэля. Как искусствоведу и человеку, работающему с шедеврами каждый день, мне захотелось попробовать сделать выставку, которая стала бы «концентратом красоты» и могла бы понравиться если не всем, то многим.
Сегодня в коллекции Национального художественного музея более 30 тысяч предметов, среди которых трудно, наверное, отыскать что-то некрасивое. Каков был критерий отбора экспонатов для выставки?
Такой же вопрос я задала своему мужу: если темой проекта будет красота, что мне обязательно нужно выставить в залах, чтобы ее показать? «Красота в разнообразии» – был короткий ответ мужа. Это цитата из трактата «Анализ красоты» Уильяма Хогарта, крупнейшего английского художника XVIII века. Так я поняла, что не буду ограничиваться только живописными полотнами или какой-то одной эпохой и стилем.
А дальше была встреча с моей подругой, в разговоре с которой промелькнуло итальянское выражение dolce vita, означающее «сладкую жизнь», умение красиво жить в моменте. Так я определилась с темой проекта. И поняла, что не смогу рассказать про красивую жизнь без вещей, созданных человеком для преображения своей повседневной жизни. И что кроме предметов из коллекции музея в экспозиции можно представить антикварные и винтажные платья и аксессуары, которые помогут мне наполнить выставку, соединить живопись на стенах музейных залов с реальностью, избавить экспозицию от художественной отвлечённости, придав ей осязаемое предметное начало. Мне повезло и судьба в лице коллеги, искусствоведа Юлии Лисай подарила мне знакомство с Татьяной Федосовой, владелицей коллекции «Красота и мода XIX-XXI век».
В итоге в четырех выставочных залах представлено более 100 экспонатов! По какому принципу вы их отбирали?
Первой сложилась концепция итальянского зала, в котором есть дух Италии, но нет ни одного полотна, написанного итальянским художником. Не хотелось говорить про dolce vita напрямую, а только намеками, полутонами, настроением… На входе в зал первым мы видим платье, отсылающее нас к итальянской киноклассике, фильму Федерико Феллини «Сладкая жизнь». В таком черном бархатном платье главная героиня Сильвия, в исполнении Аниты Экберг купалась в римском фонтане Треви. Это, конечно, не то самое платье и не его реконструкция по лекалам Пьеро Герарди, а художественная интерпретация образа, задающая настроение и как бы вводящая в тему выставки. Этот наряд специально для нас создали дизайнеры белорусского модного бренда Kiko Richen. Процессом создания платья лично руководил сам директор салона Егор Кириченко, человек невероятно творческий и отзывчивый. Он был одним из первых, к кому я обратилась, задумав наполнить выставочные залы не только полотнами, но и платьями. На одной из встреч с Егором я несмело озвучила мечту: «Вот бы у нас на выставке было платье Аниты Экберг из фильма «Сладкая жизнь»…» На что он уверенно ответил: «Будет такое платье!» И вот оно уже встречает всех входящих на выставку и служит первой отсылкой к dolce vita и тому, как ее понимают в Италии.
Как получилось соединить в одной экспозици картины и платья разных времен и народов? Несмотря на то, что относятся к разным стилям и эпохам, у вас они взаимодополняют друг друга! Как вам удалось так идеально «подобрать платья» к живописным полотнам? К примеру, это шелковое бальное платье с кринолином – оно ведь просто идеально стало рядом с шедевром Федора Моллера «Поцелуй»!
Сначала в залах появились картины, которые я отобрала из огромной коллекции НХМ. Затем Татьяна Федосова, просмотрев выбранные мною работы, подобрала к ним платья и аксессуары из своей коллекции. Это колоссальная работа, которую она просто блестяще проделала, профессионально и по-женски тонко! Более того, Татьяна предоставила мне право как куратору сделать окончательный выбор из всего предложенного ею. Например, в центре второго зала рядом с портретом Хелены Хлаповской выставлены три платья начала ХХ века: хотя изначально их было много больше, но мы с Татьяной выбрали именно эти три. Нам важно было выдержать баланс, чтобы одни экспонаты не «перекрикивали» другие. В итоге на выставке представлено всего 20 платьев. Но впереди у Татьяны Федосовой и ее коллекции «Красота и мода» – масштабный выставочный проект в Несвижском замке, который продлится с мая по сентябрь 2024 года.
В процессе создания экспозиции посещало ли вас ощущение мурашек по коже, когда все вдруг идеально складывалось?
Да! Когда ситцевое платье с цветочным принтом, сшитое в 1950-х годах в Минске в духе ультрамодного тогда new look Кристиана Диора, вдруг идеально «стало» рядом с натюрмортом кисти Галины Изергиной. Когда картина Владимира Гончарука «Год Дракона», которая поначалу всем, кроме меня и искусствоведа Юлии Лисай (которая очень помогла в создании выставки) казалась лишней в экспозиции, оказалась на своем месте, стоило только рядом с ней выставить расшитые золотом винтажные индийские сумочки. Конечно, как у человека, создающего свой первый выставочный проект, у меня была масса сомнений. «А так можно? – спрашивала я себя и коллег, мнению которых доверяю, когда на одной стене развесила полотна Константина Маковского и Василия Поленова, дополнив их натюрмортами Адольфа Гугеля и Евгения Зайцева. Да, это разные эпохи, но настроение у этих работ одно!
Не было опасений, что зритель не поймет и не примет ваш смелый подход к теме?
Я была уверена, что люди воспримут мое послание. И благодарна руководству музея, поверившему и поддержавшему мое начинание. Это ведь мой первый выставочный проект как куратора. Недавно на одной из экскурсий меня спросили, что я почувствовала, когда выставка сложилась, когда двери залов открылись для первых зрителей? Думаю, это ощущение поймет только женщина, ставшая мамой. Когда ты рожаешь на свет ребенка, первое время тебя накрывает такая эйфория, такое огромное счастье со слезами и смехом! А потом ее сменяет реальность: бессонные ночи, колики, заботы. С выставкой было точно так же. Помню, когда пошли первые посетители, я, никем не опознанная, тихонько стояла в сторонке и слушала: «Как красиво! Как же красиво!» Эти слова пробирали меня до мурашек. Теперь, когда я слышу восторг из уст посетителей, то понимаю, что уже по-хорошему привыкла к этому. Конечно, для каждого куратора бесконечный кайф видеть очереди в кассу на твою выставку, толпы желающих услышать из твоих уст рассказ на экскурсии, принимать искренние восторженные отклики… Кто-то оставил запись в книге отзывов: «Я недавно посетила музей Диора и, признаться, ваша выставка впечатлила меня не меньше». Это же здорово!
Я знаю, что есть те, кто возвращается на выставку снова и снова, приходит по несколько раз…
Многие признаются, что эта выставка имеет очень сильный терапевтический эффект. Что сюда приходят, чтобы поднять себе настроение, избавиться от плохих мыслей, просто отдохнуть: мы все настолько устали от новостей, проблем, тяжелых ежедневных сверхздач! Несмотря на то, что эта выставка не так проста по своей сути, но чтобы ее понять и прочувствовать, нам не нужен посредник, который будет объяснять, что и почему тут красиво. «Dolce Vita» – не про историю моды или стилей в искусстве, не про высокие смыслы. Впрочем, разве любить жизнь и видеть красоту – это не высокий смысл? Хотя эта экспозиция не нуждается в трансляторах, на кураторские эскурсии и прогулки с коллекционером люди идут и идут, и просят провести еще, а некоторые приходят повторно, хотя уже слышали наш рассказ. Оказалось, видеть красоту каждый день – жизненно важная потребность. И на нашей выставке эта концентрация красоты настолько высока, что притягивает людей, как магнит.
За месяц проведения выставки посетители уже исписали толстую книгу отзывов, и мы положили вторую – страницы заканчиваются быстро. Людей переполняют чувства, эмоции, они оставляют записи, в которых признаются мне, что их жизнь, что они сами изменились к лучшему после выставки. Что их мир словно бы стал краше! Что они начали больше обращать внимание на красоту внутри и снаружи, наполнять свою повседневную жизнь прекрасным. Что им хочется совершать красивые поступки и красиво одеваться, пить по утрам кофе из красивой чашки, купить себе букет цветов, просто потому, что они красивы. Кто-то после выставки решил, что хватит откладывать мечту о поездке в Италию. Другие приезжают сюда на экскурсию из других городов Беларуси. Даже были предложения от посетителей сделать эту выставку постоянной экспозицией. Как оказалось, нам всем очень нужна такая концентрация красоты в одном месте, куда можно в любой момент прийти и утолить свою жажду прекрасного.
Женщины в восторге от выставки, а что говорят мужчины?
«Спасибо любимой жене, что привела меня на эту выставку!» Если задуматься, то практически все представленные предметы создавали мужчины для женщин, чтобы подчеркнуть их красоту. Почти все картины в экспозиции написаны мужчинами: здесь только четыре работы, созданные женщинами-художницами – Валерианы Жолток, Раисы Кудревич, Галины Изергиной и Ядвиги Роздзяловской. И витрина с коллекцией предметов модного дизайнера Эльзы Скиапарелли.
Мне очень отозвалось, как портретами реальных женщин вы смогли подчеркнуть «реальность» представленных на выставке предметов из модной коллекции Татьяны Федосовой. Все эти женщины на полотнах – яркий пример того, как можно красиво жить, в такие платья одеваться, пользоваться такими духами, ходить с такими сумочками в театр…
Это действительно в основном портреты реальных, живших в свое время женщин: Ольги Радзивилл, Хелены Хлаповской, Эльжбеты Василевской, Людмилы Бржозовской. Мне очень нравится, как неожиданно возникла эта перекличка между героинями портретов и предметами коллекции Татьяны Федосовой. Например, между роскошным синим платьем 1930-х годов и портретом дамы кисти Валентина Волкова. Художник в 1946 году нарисовал советскую женщину в шляпе и синем платье. Этот портрет жены генерал-майора и профессора военной академии Нина Александровна Каландадзе-Разуваевой демонстрирует нам пример советской послевоенной dolce vita, когда снова наступил мир, и можно было, наконец, достать из шкафа красивые платья и позировать художнику.
Вы очень тонко вписали в экспозицию работы белорусских дизайнеров, творящих моду, востребованную по всему миру: дизайнера украшений Вовы Фрака и создателя невероятно фантазийных моделей обуви Янжа Недвецкого.
Белорусский зал выставки долго не складывался, потому что я никак не могла понять, какая она – белорусская dolce vita? В итоге решила создавать этот зал, исходя из своих личных ощущений и по итогам опроса своих близких и друзей, которым я спрашивала: «Когда вы чувствуете себя счастливыми в моменте»? Если вы хоть раз растворялись в умиротворении в своём месте силы, точно поймёте, о чём рассказывает последний зал нашей выставки.
А еще мне очень захотелось вписать в приглушенную экспозицию белорусского зала что-то ультрасовременное и дерзкое, что незримо свяжет ее с модными предметами из Европы, смелыми фантазиями Эльзы Скиапарелли, представленными в предыдущих залах. И тогда Егор Кириченко познакомил меня с Янжем Недведцким и Вовой Фраком, которые создают неповторимые предметы роскоши для почитателей гламура и глянца во всём мире. При этом в своих произведениях эти дизайнеры используют не только дорогостоящие, но и вполне «приземлённые», порой, даже неожиданные материалы. Янж Недвецкий может декорировать свои невероятно экстравагантные туфли пером белорусских курочек, заботливо выращенных его бабушкой в Клецком районе…А Вова Фрак – украсить изысканное по плетению колье обычными белорусскими камнями…И всё вместе это превращается в dolce vita!
Чтобы закончить свой рассказ о красоте жизни, начатый в первом, итальянском зале, мне нужно было в последнем, белорусском, каким-то образом завершить свою мысль. Начало экспозиции – черное бархатное платье Аниты Экберг из фильма «Сладкая жизнь». А в финале – атласное белое платье от белорусского модного бренда Kiko Richen рядом с работой кисти Ларисы Кудревич. Светлая финальная нота моего разговора о красоте прозвучала именно так.
Текст: Настасья Костюкович
P.S. Благодарим отдел научно-просветительской работы Национального художественного музея за помощь в создании материала.
Фото: автора, Александра Шкарупина, @krasota_i_moda_19_21_vek, а также из открытых источников в Интернете.