Журнал
Культура Мода и стиль

Татьяна Федосова о выставке «Красота и мода. ХХ век»: «Я начала понимать, что мне не хватает визуала, тактильности, чего-то настоящего»

В конце мая в выставочном зале Дворца Румянцевых и Паскевичей в Гомеле откроется выставка ретро-коллекции «Красота и мода. ХХ век». На ней посетители смогут увидеть оригинальные платья, аксессуары и предметы модного обихода, отражающие уникальность каждого десятилетия ХХ века. Автор коллекции Татьяна Федосова рассказала о том, как собиралась коллекция и кого сможет заинтересовать подобное мероприятие.

Татьяна Федосова Анюкова
Татьяна Федосова

– Когда вы начали собирать коллекцию и почему посвятили её моде ХХ века?

– Коллекция начала собираться в начале 2000-ых, но тогда я не думала, что это скромное хобби обретёт такие масштабы и выльется в крупные выставочные проекты. Первые приобретения делала на блошиных рынках и барахолках, тогда ещё век интернета не был в зените славы, и уникальные винтажные или антикварные вещицы можно было приобрести именно там.

Плюс ко всему, в то время, экспонаты можно было отыскать среди обычных бытовых вещей, которые продавали бабульки, или кто-то не вникал в ценообразование вещей и их происхождения, не проводил оценку, не узнавал стоимость аналогов.

Сегодня всё по другому: редкости моментально попадают в лавки скупщиков, знатоков и специалистов, которые отлично знают всему цену и как её приумножить, множество, а практически вся торговля переместилась в интернет.

Помимо белорусских, стали доступны и международные платформы и аукционы, а появление Инстаграма только разогрело интерес к собирательству — набираешь хэштэг, находишь экспонат, проводишь оплату и из любой точки земного шара к тебе летит посылка).

Толчком к собирательству послужило моё преподавание на курсе «Стилистика модного образа», он был создан для ознакомления парикмахеров и визажистов с историей моды и с характерными чертами модных стилей и направлений. Я начала понимать, что для большей наглядности не хватает демонстрационного материала, а вместе с ним — визуала, тактильности, и, что самое главное , аутентичности.

Этой проблемой и размышлениями на эту тему я поделилась со своей клиенткой, которая положительно отреагировала на мои мысли, а через некоторое время принесла для меня брошь своей бабушки — красивый аксессуар с синими камнями — она и стала «Экспонатом N1» и именно с неё начала формироваться коллекция.

А дальше всё традиционно: «запрос во вселенную» сделал своё дело — клиенты охотно приносили мне сумочки, платья и аксессуары своих мам, бабушек и прабабушек и очень радовались, когда видели их в витринах, у друзей и знакомых больше не возникал вопрос, что подарить на праздники, а после публикаций или упоминаний в СМИ коллекцию пополняли и незнакомые люди.

– Каким вещам вы отдаёте большее предпочтение?

– В первую очередь тем, которые имеют прямое отношение к моде. И это не только платья и туфли, это огромное разнообразие аксессуаров, бижутерии и украшений, шляпки и сумочки, журналы мод и книги о дизайнерах, парфюмерия и косметика и многое другое…

Очень радуюсь, когда в коллекцию попадают вещи культовых дизайнеров и модельеров, или собрание пополняется гардеробом знаменитых или медийных персон, но требование одно в любых случаях — предмет должен отражать моду, иначе какой прок от экспоната, который не несёт информации о модном десятилетии.

Но не буду скрывать, что увлекаясь собирательством, конечно я нахожу что то интересное, и в первую очередь красивое,  для украшение своего быта и своего досуга, я очень люблю красивый фарфор и очень хотела привести его для выставки в Гомеле, но глядя на количество коробок и манекенов, поняла что места ему там точно не будет.

– Что подтолкнуло вас к шагу создать музейную выставку?

– В 2006 году мне посчастливилось познакомиться с Александром Васильевым, несколько раз я посещала его лекции. Однажды, я набралась смелости и пригласила его в Беларусь, уговаривать пришлось долго, и он согласился. После проделанной огромной организационной работы в Минске состоялась его лекция.

На этой лекции впервые была продемонстрирована моя, тогда ещё, скромная коллекция, которая уместилась в несколько витрин. В основном это были баночки, флакончики, украшения, сумочки, в принципе вспоминая тот скромный набор сегодня, ничего сверхъестественного.

Возможно из вежливости и благодарности, а возможно и действительно из-за интересных экспонатов, но Александр Васильев положительно отозвался о моей коллекции, что конечно не могло не стимулировать меня заниматься этим дальше.

Я никогда не думала, что моё хобби может создать коллекцию, была уверена, что в пенсионном возрасте передам некое скромное собрание в музей, а там разберутся в актуальности. Но я очень рада, что всё случилось по-другому. В подтверждение – горящие глаза работников Гомельского дворца, которые первыми видят экспонаты, занимающие свои места в витринах.

После демонстрации первых витрин на лекции Васильева, экспонаты принимали участие в модных форумах, затем в выставочных проектах, например, в выставках центра белорусско-еврейского культурного наследия, затем интерес к коллекции проявили национальные музеи. Так предметы из коллекции были задействованы в проектах Исторического и Национального музеев, а затем спонтанно случилась полноценная выставка коллекции в невероятно красивой усадьбе Козел-Поклевских в Красном Береге.

История следующей выставки была очень забавной. Я давала интервью о коллекции и на вопрос журналиста о планах развития коллекции я сказала, что мечтаю о демонстрации коллекция в замке князей Радзивиллов в Несвиже. Амбиций у меня никаких не было, скромность не позволяла замахиваться на амбициозное, а журналисту нужно было что-то отвечать и обрисовать план ближайшего будущего, которого особо и не было.

Но представитель прессы несколько изменил мой ответ и констатировал всей стране факт, что коллекция совсем скоро будет выставлена в Несвижском замке. Об этом прекрасном событии ни я, ни замок Радзивиллов, естественно, не подозревали.  Думала, что всё оперативно забудется, но забыть об этом мне не позволили, и, очень волнуясь, я пригласила представителей замка познакомиться с коллекцией и узнать их мнение и актуальность данного события. А через месяц коллекция уже стояла в выставочном зале княжеской резиденции.

Первый серьёзный шаг сделан, второй осилить проще, хотя всё равно волнительно. А волнительно ещё и потому, что Гомель — это Родина моего мужа, дворец Румянцевых и Паскевичей был мне продемонстрирован при первом знакомстве с семьёй и городом, и я осталась от него в восторге.

Знаю, что дворец и парк — это сердце города, гордость горожан и конечно невероятный памятник и исторического и культурного значения республиканского масштаба. Муж называет ансамбль «жемчужиной Полесья».

– Какова главная ценность коллекции?

Главная ценность каждого экспоната, как и всей коллекции в целом, не в дорогих тканях или мастерстве дизайнеров, а в уникальных историях, которые рассказывают платья, сумочки или флаконы, будучи свидетелями ХХ века.

За каждым предметом закреплена судьба его владельцев, а также уникальные истории создания и создателей. Многие модные истории достойны сюжетов фильмов или романов:

  • какое отношение к созданию духов Шанель №5 имеет Великий Князь Дмитрий Романов
  • что общего у тех же духов с советскими духами «Красная Москва»;
  • почему Эльза Скиапарелли активно использовала розовый цвет и о чём она беседовала с Иосифом Сталиным;
  • как Кристиан Диор создал силуэт, в котором Людмила Гурченко пела и танцевала в фильме «Карнавальная ночь»;
  • почему кримплен был так популярен в Советском союзе в 60-ых и 70-ых
  • какое влияние на Пьера Кардена оказала первая женщина космонавт Валентина Терешкова;
  • какое влияние на моду оказало изобретение рентгеновского аппарата
  • или какое отношение к Ральфу Лорену имеет белорусский город Пинск?

Список этих захватывающих вопросов можно продолжать бесконечно. Истории бережно хранятся коллекционерами, историками и теоретиками моды, которые с удовольствием делятся ими, демонстрируя, например, такие выставки как «Красота и мода ХХ век».

– Есть ли какие-то особенные экспонаты?

В коллекции много интересных и уникальных вещей, и совсем не обязательно они должны были принадлежать столичным модницам. Гордость собрания и свадебный костюм из батиста 1918 года из белорусской деревни и платье настоящей кинодивы Голливуда 1930-ых Кэй Фрэнсис, шляпка из перьев московской птицефабрики им. Крупской 1930-ых и шляпка с конским волосом от Скиапарелли 1950-ых, платье из гардероба американского семейства Пратт 1920-ых и «трофейные» платья 1940-ых из Германии.

Особая гордость коллекции – вечернее платье британского модельера Мюррея Арбейда, который создавал платья для принцессы Дианы. Коллекцию нарядов дополняют не менее знаковые образцы аксессуаров, парфюмерии и косметики, как мировых, так и отечественных производителей.

– Кому вы посоветуете посмотреть на коллекцию?

– Я думаю, коллекцию стоит увидеть тем, кто интересуется историей, любит искусство и ищет вдохновение. Здесь можно приятно поностальгировать, гостям постарше удастся вспомнить, что похожие вещи были у мам, бабушек или прабабушек, а молодое поколение сможет сделать для себя множество открытий, обретёт новые знания и однозначно получит порцию вдохновения.

Она будет полезна деятелям искусств — архитекторам, дизайнерам, художникам, декораторам, оформителям; а также деятелям индустрии красоты: стилистам, визажистам, модельерам, парикмахерам, и тем, кто еще учится и осваивает эти профессии, ведь когда-то именно для представителей последней группы эта коллекция и начала собираться, а также носила образовательных характер.

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.

Related posts

Валерия Лисицкая: «Моя жизнь без искусства немыслима».

Город Женщин

Как выбрать своего стилиста: советы, которые помогут вам сэкономить время и найти крутого специалиста

Город Женщин

Зоя Луцевич: «Я всегда думаю сердцем. Оно для меня – главный ориентир».

Город Женщин

Оставить комментарий