Журнал
Интервью Эксклюзив

«И это девочка из Лиды!» Интервью с Алисой Селезневой из фильма «Сто лет тому вперед» белоруской Дашей Верещагиной

Даша Верещагина

— Потому что это была задачка еще та — найти новую Алису Селезневу. — вспоминал режиссер фильма «Сто лет тому вперед». Ее искали по всей России и Беларуси, устраивали бесконечные кастинги, ходили по школам. Число претенденток исчислялось сотнями. Одной из них стала «девочка из Лиды», белоруска Даша Верещагина. Неделю назад Даша вместе с режиссером фильма Александром Андрющенко приезжала в Минск на премьеру фильма в кинопространстве mooon. Мы побывали на премьере и пресс-конференции, понаблюдали за Дашей, послушали ее ответы на вопросы зрителей и пообщались с ней наедине. 

Даша Верещагина — профессиональная актриса. Родилась и выросла в Лиде, затем училась в Институте культуры и Академии искусства в Минске. С третей попытки поступила в ГИТИС (Российский институт театрального искусства, Москва), а после его окончания стала много играть в спектаклях, фильмах, сериалах. Наиболее известные — сериалы с ее участием «Трудные подростки», «Оффлайн» и «Секс. До и после», «Анна К»

«Пустите меня к родным!»: про семью

Пустите меня к родным! — первое, что сказала Даша журналистам на пресс-конференции. — Я хочу успеть увидеть, как они смотрят фильм, как смеются, как реагируют! 

И стало понятно то, что потом не раз подтвердили и режиссер фильма Александр Андрющенко, и сама Даша. Очень близки они — актриса Даша Верещагина и ее героиня лиса Селезнева. Главное, что движет Алисой на протяжении всего фильма «Сто лет тому вперед» — любовь к близким. Она отчаянно ищет маму, а найдя, готова перевернуть вверх дном весь мир, прыгнуть на сто лет вперед и снова перевернуть, лишь бы ее не потерять. И переворачивает, и прыгает, и переворачивает, но не особенно замечает это. Потому что важно для нее другое — не спасение мира, а любовь и близкие рядом. 

Точно так же актриса Даша Верещагина при виде близких людей, напрочь забывает про все остальное. А просто бросается навстречу маме, бабушке, брату, тете, подруге, учителю и крепко-крепко обнимает. В жесткий тайминг актрисы это не входит, но она, как и героиня фильма, не слишком-то следует правилам: выдергивает секунды «для своих» в промежутках между интервью, раздачей автографов, на сцене, в зале кинопространства, да и просто в холле, едва вкатив в него чемодан. 

Она действительно пришла в кинопространство с чемоданом. Неделя перед премьерой фильма расписана по минутам. Вместе с режиссером фильма Александром Андрющенко они прилетели в Минск из Новосибирска (родной город Александра), а сразу после общения с журналистами и зрителями, улетит в Москву. «Последние дни самолет — это моя кровать» — шутит девушка. Поэтому и ловит каждую секунду, чтобы обнять своих. 

А своих тут много. «Всего лишь двадцать восемь» — в шутку скажет она потом режиссеру Александру Андрющенко. Только слегка ошибется. Даша Верещагина родилась и выросла в Лиде, потом несколько лет жила и  училась в Минске. «Своих» в кинопространстве mooon в Минске у нее здесь куда больше, чем 28 — целый зал. 

«Мы искали девушку, не похожую ни на кого. Чтобы она вошла в школу, и сразу было понятно: она не может жить в Москве в 2024 году»
Александр Андрющенко
Режиссер и продюсер фильма

«Да угомонись!»: про профессию

Еще в детском саду на вопрос «кем будешь, когда вырастешь», Даша уверенно заявляла «актрисой». В школе, посмотрев фильм «Гостья из будущего» так же уверенно сообщила бабушке: «Я сыграю Алису Селезневу». Бабушка на это благоразумно ответила, что это невозможно — Алису уже сыграли. Со временем и Даша стала более благоразумной, и мечта стать актрисой стала стираться. 

— Когда ты живешь в Лиде, странно, взрослея говорить, что ты станешь актрисой. Кажется, что это невозможно — вспоминала Даша Верещагина на пресс-конференции. Ее бабушка это подтвердила. 

— Я все время говорила: «Даша, для нашего маленького города это не специальность. Надо что-то юридическое, экономическое, бухгалтерское, что-то более востребованное. Но она все время стремилась вперед. И я рада, что она выбилась в люди». 

Даша готовилась стать археологом, думала поступать на истфак БГУ, но в одиннадцатом классе поняла, что все-таки должна быть актрисой. Спонтанно и вдруг сменила курс жизни и поступила в Институт культуры в Минске. 

Через год попыталась поступить в Москву или Питер — не прошла. Перевелась на заочное в Академию искусcтв в Минске, год готовилась, снова попробовала — поступила на платное в московский ГИТИС, но родители сказали «не потянем по деньгам». 

Бросила Академию искусств и полностью посвятила себя подготовке к поступлению. Третья, отчаянная попытка — и вот, она студентка  режиссерско-актерского факультета ГИТИС. 

— Каждый раз, когда я поступала в Москву мне говорили: «Да куда ты лезешь. Да учись ты хоть в Институте культуры в Минске. Да угомонись!» И только когда на третий год, когда я  поступила на курс Олега Львовича Кудряшова в ГИТИС, все такие: «А. Вау». И потом, когда я начала сниматься, все немножко успокоились: «Что за чудо?». Никто из родных просто не мог представить, что такое возможно. — смеется Даша.

В детстве, посмотрев «Гостью из будущего», Даша сообщила бабушке: «Я сыграю Алису Селезневу

«Мы искали девушку, не похожую ни на кого»: про чудо

Но чудеса на этом не закончились. По первоначальной задумке главные герои «Сто лет тому вперед» должны были быть близки к подросткам повести Кира Булычева, по мотивам которой и снимался фильм. А именно ими должны были быть 12-летние школьники. И тогда Даша Верещагина бы никак не смогла бы сыграть Алису. 

Уже вовсю шли кастинги в поисках главных героев. И на один из них оператор Михаил Милашин привел актера Марка Эдельштейна. Марк никак не подходил под эту возрастную категорию, но его решили просто посмотреть.  
— Он так сыграл текст, что я принял решение переписать героев под старшеклассников. Потому что я убежден, что артист важнее сценария.  Никогда не пришла бы Даша, если бы не пришел Марк. — рассказал режиссер и продюсер фильма Александр Андрющенко на пресс-конференции в Минске. 

Сценарий зажил своей жизнью. Актер для Коли Герасимова уже был, а прототипом для героя стал старший сын Александра Андрющенко. А вот с Алисой была ровно противоположная история: ни актрисы, ни четкого прототипа для девочки из 2124 года не было. 

—  Мы искали образ. Мы искали девушку, не похожую ни на кого. Чтобы она вошла в школу, и сразу было понятно: она не может жить в Москве в 2024 году.  

И поискать ее пришлось достаточно долго — по всей России и Беларуси. Ездили по школам, проводили бесчисленные кастинги, число претенденток исчислялось сотнями. Одной из них была Даша. 

— Я всегда разговариваю с актерами на пробах. Помню первые пробы Даши. Там был странный, потертый ковер на полу, Даша пришла, прямо на ковер этот плюхнулась как-то непосредственно и начала со мной говорить. Я понял, что она вот такая: непосредственна, трогательная, забавная. 

Читайте также: «Прекрасное — далеко». Разговор с режиссером фильма «Сто лет тому вперед» Александром Андрющенко

 

Александр убежден: основная задача режиссера — найти актера, созвучного с ролью. Как режиссер и автор сценария, он не ставит жестких рамок артистам на площадке, а доверяет им, дает возможность раскрыть героя самим. Несомненно, ему важен профессионализм: не будь Даша выпускницей ГИТИС, вряд ли попала в фильм. Но не менее важен и характер актера, его суть. И если «попасть», он будет согласовываться с этой ролью внутри себя, то 99% работы с актером сделано — дальше он все сделает сам и идеально. 

 — Алиса получилась ранимая, открытая, трогательная, боевая, решительная и смешная благодаря Даше — Даша тоже такая. В ней все это есть. — рассказал режиссер журналистам. А после просмотра фильма вместе со зрителями, добавил — На удивление произошло 100%-е попадание. В ней сочетание решительности, способной действовать. Но, что супер-важно, она ранимая и очень искренняя. И это сочетание сильной и слабой я увидел в Даше на пробах, я не знаю, почему. Я его почувствовал. Честь мне за это и хвала (смеется). Это чудо, божий промысел, я согласен. 

«Я в целом — уязвимый человек, открытый нерв. Может, потому что я из Беларуси: здесь все такие в какой-то степени»
Даша Верещагина

«Девочка, с которой ничего не случится»: про Дашу и Алису

То, какой видим Дашу мы, какой ее увидел режиссер — это одно. А какой она сама видит себя, Алису, съемки? Вот что рассказала Даша зрителям после фильма и нам в эксклюзивном интервью. 

— Ваша Алиса получилась очень трогательной, ранимой, хрупкой. В ней очень много любви. Все это неожиданно для девушки, которая сражается с космическими пиратами. Это был ваш внутренний посыл или требование сценаристов? 
— Мне кажется, это я. В какой-то степени это я. Саша и заметил, наверное, эту трогательность. У Киры Булычева весь сборник про Алису посвящен его дочери Алисе. Сборник называется «Девочка, с которой ничего не случится». И мне кажется, это так удивительно: когда отец дает ей путешествие во времени, но при этом так оберегает свою дочь, что говорит, что с ней никогда ничего не случится.

Я в целом — уязвимый человек, открытый нерв. Может, потому что я из Беларуси: здесь все такие в какой-то степени. Мне нравится говорить, что Саша посмотрел на меня, и ему тоже захотелось, чтобы со мной ничего не случалось. Видимо, я вызываю жалость у режиссеров (смеется). 

— А вас когда-нибудь так оберегали? 
— Меня оберегали, но, видимо, не настолько сильно. У меня потрясающие родители, все хорошо. Но, наверное, мне всегда не хватало этого. 

— Еще в детстве вы захотели сыграть Алису Селезневу? Чем вас тогда покорила эта девочка из будущего?  
— Я не помню точно свои ощущения в 10-12 лет. Наверное, сыграло то, что эта  девочка — из будущего. Сразу подключаешься к этому. Я с инопланетянами разговаривала, стремилась куда-то туда: в космос, в будущее. И девочка из будущего удивила, зацепила. 

— Когда узнали, что проходит кастинг на роль Алисы Селезневой, что почувствовали? Не было ощущения «это судьба»? 
— Сначала все было вполне обыденно: моему агенту написали, она сказала мне. А я просто подумала: «Ну ладно, мы сейчас будем действовать с тем же ощущением, как мы в ГИТИС поступали в последний год». Я же была отчаянным абитуриентом. И на третий год я просто не позволяла себе мыслить не позитивно. Моей главной задачей было — останавливать себя в тот момент, когда я думала, что у меня ничего не получится, когда опять пыталась добавить себе еще больше неуверенности, будучи и так очень неуверенной девочкой. 

На первые пробы особенно ничего не нужно кроме тебя самой. Это еще на уровне ощущений: вы знакомитесь с режиссером, он смотрит на тебя, на твою работу. И я, настроившись, пришла с абсолютным спокойствием. Потом мои партнеры и Марк (Марк Эдельштейн — актер, сыгравший Колю Герасимова — прим. автора) говорили, что я пришла на первые пробы «как будто ее уже утвердили, и ей уже больше ничего не нужно». Похоже, все это — какая-то история того, что нужно просто поверить, просто принять. 

— Как готовились к фильму? 
— Довольно серьезно. Три месяца занималась сценическим боем, занятиями с каскадерами, физическими нагрузками с тренером. Я очень старалась. 

— А с точки зрения «погружения в образ» — настраивались как-то особенно? 
— У каждого артиста свой подход. Я в первую очередь иду от себя. Например, я не могу репетировать очень сложные сцены. Если я знаю, что мне нужно плакать, я просто учу текст и все, часто даже «угораю» с него. Почему-то даже в репетиции, до того, как не скажут «камера, мотор, начали» есть какая-то безответственность. Я не знаю, как репетировать это. Но когда звучит «мотор», я резко ныряю. 

  — Раз уж заговорили о сложных, эмоциональных кадрах. Один из самых сильных на мой взгляд — когда вы обнимаете своего отца. Не было страшно вам, молодой актрисе, обнимать Константина Хабенского?  
— Эта сцена была сыграна в первый съемочный день. Мы в первый съемочный день играли самый конец — так часто происходит в кино. И, конечно, было сложно.
Мало того, что это главная моя роль подобного масштаба. А еще ты приходишь, и такой: «А, мне сейчас надо все-все прожить». Персонаж намечен в голове, но еще не выстроен. А тут все, играем самый конец. Но, наверное, мы все были в каком-то восторге, эйфории в первый съемочный день, что все как-то чудно сложилось. 

 — Как складывались отношения с остальными актерами на площадке? 
У меня со всеми были потрясающие отношения. Мы с ребятами — Софа, Матвей, Кирилл, Марк, я — во время обеда всегда обедали в одной комнате. И как-то сдружились. По сей день дружим, общаемся, видимся. Если кто-то приезжает в Москву, у меня дома остается. Мы друг другу помогаем. Саше Петрову я звоню теперь в любое время, с любым советом. Он мне очень помогал, опекал меня. Это мой старший брат в индустрии. 

Сто лет тому вперед Хабенский Верещагина
Даша Верещагина и Константин Хабенский во время съемок фильма

— В одном из интервью вы рассказывали, что Виктория Исакова часто кормила вас бутербродами с авакадо «как мама настоящая». Что еще запоминающегося и интересного там происходило? 
— Нам запрещали есть сладкое и пить Coca-Cola, чтобы не было прыщей. Всем детям было запрещено, мы сидели на диете. Мы даже жаловались: нигде не запрещали, а тут запретили. Мы как в детском лагере там тусили. (пауза). И да, я люблю говорить про еду. (смеется)

— О том, как Даша повлияла на Алису, мы поговорили. А как Алиса повиляла на Дашу? Что сделала с вами эта роль? 
— Я стала чуть добрее. А этот проект — лучшее, что со мной случалось. Ничего более чудесного я еще не испытывала. Саша — удивительный, удивительный гений. Он вокруг себя собирает таких людей, очень любящих. 

На площадке бывают разные ситуации в целом. Но в «Сто лет тому вперед» — это была огромная, сложившаяся семья. Никто не знал, что такое конфликт. Никто не мог даже кричать на площадке: там просто безграничная, светлая любовь. И по этому очень сильно скучаешь на самом деле. 

Когда закончились съемки, я сказала: «Саша, что ты сделал?». Я не представляла, что делать дальше,  меня была колоссальная депрессия. И я рада, что сейчас, когда фильм вышел, мы снова встретились, снова видимся каждый день.

«Когда съемки закончились, я сказала: «Саша, что ты сделал?»
Даша Верещагина
Даша Верещагина

«И это девочка из Лиды!»: про прекрасное и близкое

Режиссер Александр Андрющенко вместе с Дашей присутствовал на премьере фильма. Много рассказывал о съемках, о сценарии (об этом читайте здесь). С улыбкой наблюдал за яркими, неподдельными эмоциями Даши и близких ей людей. Рассмеялся, когда услышал бабушкино «Я рада, что Даша выбилась в люди». А в конце подытожил: 

— Я не знаю, в какие люди выбилась Даша. Мне кажется, мы сегодня выбились в люди. Я в Минске был один раз, 15 лет назад. И у меня очень приятные ощущения, классные. Мне нравится здесь все: люди, кинотеатр, атмосфера. У меня ощущение, что мы там много поработали и выбились в люди, чтобы приехать к вам сюда и презентовать вам этот фильм. Если все закольцевать по закону жанра, хочу сказать спасибо этой земле, что она подарила нам Дашу. Потому что это была задачка еще та — найти новую Алису Селезневу. Алиса Селезнева должна была быть девушкой, девочкой, которой с первого взгляда невозможно было поверить, что она живет в нашем мире, что это девочка из будущего. И это девочка из Лиды! 

Текст: Лариса Малахова; Фото с премьеры в Минске: Александр Задорин; Фото со съемок и кадры из фильма предоставлены пресс-службой «Централ Партнершип»

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию

Related posts

Валерия Лисицкая: «Моя жизнь без искусства немыслима».

Город Женщин

Роман Заслонов, с пиратской бородой и озорным огоньком в глазах.

Город Женщин

С легкой иронией, с тихой нежностью: художник Дмитрий Суринович

Город Женщин

Оставить комментарий