Считается, что школа — переломный и противоречивый момент в жизни каждого дошкольника: вроде бы еще ребенок, но с детством пора прощаться. В приоритете — дисциплина, обязательства и строгий режим дня. Для некоторых детей и их родителей непросто перестроить свой уклад жизни под статус «школьник». Практикующий психолог Анастасия Урлик рассказала, как родителям психологически подготовить ребенка к школе и помочь ему адаптироваться к новому этапу в жизни без стресса.
Первый класс - это переломный, и в то же время стрессовый, период в жизни ребенка
Начало обучения в школе действительно переломный момент в жизни ребенка и его родителей. Меняется многое: режим дня, социальное окружение, ментальная нагрузка, добавляется больше требований и обязанностей.
Ребёнку присваивается новая социальная роль школьника, которая влечет за собой и новые требования: носить школьную форму, внимательно слушать учителя и выполнять его задания, уметь работать самостоятельно, уметь переключать внимание с игры на учебу, находить контакт с одноклассниками.
Для родителей переход ребёнка из детского сада в школу — также непростой период. Нужно подстраиваться под расписание уроков, помогать ребенку с домашним заданием и справляться со стрессовыми ситуациями, держать контакт с педагогом.
Как понять, что ребенок готов к школе психологически: чек-лист для родителей
- Усидчивость. Ребенок может удержать внимание именно на учебной деятельности, т.е писать, читать учебник, не отвлекаясь на игрушки, мультфильмы и пр.
- Формирование учебной мотивации. Ребенок начинает интересоваться школой, может проигрывать ситуации «учитель-ученик» в сюжетно-ролевой игре, ему становится интересно заниматься прописями, считать и т.п.
- Сформированы познавательные процессы. У ребенка нет трудностей в запоминании текста, построении причинно-следственной связи, концентрации внимания.
- Коммуникативные навыки. Ребенок умеет рассказывать о себе (имя, фамилия, возраст, во что любит играть и т.п), ему интересны новые знакомства, в коммуникации с новыми людьмине выражена агрессивность, стеснительность, тревожность.
- Эмоциональная саморегуляция. Ребенок может описать свои чувства словами, обратиться за поддержкой к взрослому, может выразить негативные эмоции без вреда для себя и окружающих.
Из личной практики скажу, что родителям не стоит переживать, если детям до нового учебного года еще не исполнилось шесть лет, а исполнится через месяц. В первую очередь, важно обращать внимание на личностные особенности ребенка, о которых я упомянула выше. Именно они являются ресурсом для успешной адаптации.
Если же такого ребёнка оставить еще на год в старшей группе, скорее всего, это только усугубит ситуацию: изучение второй год подряд одного и того же материала, не даст возможности развивать свои навыки, приведёт к снижению учебной мотивации.
Ошибки родителей в подготовке ребенка к школе
1
Родители начинают формировать у ребенка автоматические навыки: учат буквы, цифры, считать до 100, читать 50 слов в минуту. Это неправильно
А на самом деле нужно развивать психические процессы (память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу), навыки общения и саморегуляции. Конечно, если ребенок сам проявляет интерес к счету, важно поддержать его в этом и помочь. Но развитие именно социально-психологических навыков даёт ребёнку возможность с легкостью усваивать новое.
2
В своей практике я встречала родителей, которые сами были не готовы к поступлению ребенка в первый класс, и говорили об этом ему: «Я так хочу, чтобы ты еще побыл маленьким». А уже в личной беседе мы выясняли, что таких родителей пугают перемены, которые принесет им ребенок-первоклассник, например, домашние задания.
3
Еще одной распространенной ошибкой является гиперопека ребенка. Родители часто стремятся оградить ребенка от трудностей, не давая ему возможности самостоятельно учиться на своих ошибках. Такие дети к 6-7 годам не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки и т.п. Подобное «бережное» отношение не позволяет ребенку формировать в себе чувство ответственности, развивать автономность, что может привести к проблемам с успеваемостью, низкой самооценке.
Также гиперопека приводит к выученной беспомощности: оказавшись в стрессовой ситуации, ребенок не будет предпринимать попыток справиться с ней, так как у него уже сформировано представление о том, что он ничего не знает и не умеет.
4
Следующая ошибка — запрет играть. Среди родителей все еще бытует мнение, что игра только для дошкольников, которая будет отвлекать первоклассника от его главной задачи — учиться. Но это миф.
На самом деле, игровая деятельность является ведущей для детей 6-7 лет. Многие организовывают уроки с элементами игры, потом что именно в такой форме ребенку легче усвоить материал, переключаться с одной учебной задачи на другую. Родителям не стоит торопить процесс полного перехода от игровой к учебной деятельности, так как это только усилит стресс и снизит учебную мотивацию.
5
Слишком серьезное отношение к ребенку. Когда ребенок становится школьником, родители начинают относится к нему иначе: «Все, ты уже взрослый, никаких мультиков/сказок перед сном и т.п.» Или второй вариант: родители начинают возлагать на ребенка чрезмерную ответственность за что-то лишь потому, что он стал первоклассником. Например, ребенку могут сказать, что теперь он самостоятельно решает возникающие конфликты со сверстниками, следит за состоянием своей школьной формы, складывает рюкзак. Важно понимать, что ни новый статус, ни возраст, не влияют на скорость овладения ребенком новых навыков. Задача родителей — помогать, поддерживать, обучать.
Как психологически подготовить ребенка к школе без стресса: рекомендации психолога
- Развивать психические процессы, навыки общения, моторику. Для этого не обязательно записывать ребенка к психологу, можно обойтись и своими силами. Важно делать этот процесс максимально интересным, в игровой форме, ненавязчиво. Подойдут развивающие упражнения, игры с мячом, поездка на отдых в новые места, знакомиться с новыми людьми.
- Заранее сформировать режим. За месяц до школы важно, чтобы ребёнок начал просыпаться и ложиться спать в одно и то же время (как это будет в учебный период).
- Записать ребенка в подготовительные группы. Сейчас школы организовывают подготовку детей старших групп детского сада к школе. Родители могут записать своего ребёнка на такие занятия. Он будет иметь представление о школе, о том, что такое урок, как работает учитель, возможно, познакомиться с будущими одноклассниками.
- Посетить врачей. Если у ребёнка есть физиологические и психологические особенности, поступление в первый класс и адаптация провоцируют обострение симптомов. Сейчас в школах следят за этим. Поэтому родителям не стоит удивляться, если от психолога прозвучит рекомендация обратиться к детскому неврологу. Если родители видят, что у ребенка есть особенности в поведении, характере, появляются нетипичные реакции на стресс, то лучше заранее проконсультироваться со специалистами.
- Обращаться к школьному психологу. Акцентирую внимание для всех родителей будущих и нынешних первоклашек. Психолог проводит диагностику, благодаря которой удается оперативно выявить сложности и вовремя помочь ребёнку. Рекомендую регулярно поддерживать контакт с школьным психологом, приходить на консультации, читать методические памятки, прислушиваться к рекомендациям.
Родителям также важно обращать внимание на свое психоэмоциональное состояние. Несмотря на то, что с переходом в первый класс, уклад жизни всей семьи меняется, стоит оставить привычные, доставляющие удовольствие дела /привычки.
Родителям не стоит ожидать от ребенка успеха в учебе с первых дней обучения. Важно запастись терпением и помнить, что адаптация занимает до полугода. Если у ребенка что-то не получается, не нужно обвинять ни его, ни себя в этом. Помните, ошибки, неудачи, трудности — это нормальный, неизбежный и повторяющийся процесс на протяжении всей жизни.
Текст: Анастасия Тетерук; Фото: pexels.com