Ребенок боится темноты, других людей, насекомых, оставаться один дома… Список детских страхов можно продолжать бесконечно. Многие слышали фразу “Все страхи родом из детства”. Отчасти, так и есть. Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, который утверждал, что страхи и травмы детства напрямую влияют на психическое состояние и благополучие человека во взрослом возрасте. Мы решили разобраться, так ли это и спросили у Анастасии Урлик, практикующего детского психолога, как и почему у ребенка возникают страхи, и какие методы используют психологи в работе с детскими страхами.
Как возникают страхи у детей
Страх — это реакция на возникающую угрозу, которая может быть как реальной, так и выдуманной. Страх является одной из базовых эмоций, которая выступает как защитный механизм, необходимый для адаптации и выживания.
В развитии ребёнка страх играет важную роль: он регулирует поведение, учит быть внимательным и избирательным. Но с другой стороны, чрезмерный страх тормозит психические процессы, отрицательно сказывается на адаптации, коммуникации ребёнка.
Возникает страх следующим образом: стрессовый стимул запускает выброс химических веществ в организм, которые вызывают учащенное сердцебиение и дыхание. Психика фиксирует этот негативный опыт. И уже при следующем столкновении с таким же или схожим стимулом, ребенок реагирует эмоцией страха.
Почему возникают страхи у детей
- Негативный опыт. Если в прошлом ребёнок испытал неприятные чувства при взаимодействии с кем-то или чем-то, то этот опыт зафиксируется в памяти и малыш будет испытывать страх.
- Тревожные родители. Ребёнок хорошо считывает чувства мамы и папы, и чем чаще он слышит фразы типа: «Ты упадёшь, не делай так!», «Там опасно, не ходи туда», тем быстрее формируется представление об окружающем мира как об опасном и непредсказуемом.
- Неблагоприятная обстановка в семье. За время работы в школе я заметила, что больше страхов и тревог у тех детей, в семьях которых происходят частые конфликты, агрессия, пренебрежение. И зачастую коррекция возможна только тогда, когда семейной ситуации станет более благоприятной.
- Частые стрессы во время беременности женщины. Многие исследования подтверждают — чем чаще будущая мама волнуется, тем выше вероятность повышенной нервной возбудимости у ребёнка. Такие дети вздрагивают при малейшем шорохе, ярком свете, медленнее привыкают к новым условиям. Так что фраза «Не нервничай, это вредно для ребёнка» — оправдана.
- Индивидуальные особенности ребёнка. Страхи чаще «прилипают» к детям с хорошо развитым воображением, ранимым, впечатлительным. Не нужно пытаться устранить эти особенности, стоит направить их развитие в нужное русло. Например, отдать ребёнка в художественную секцию, где он сможет давать своему воображению выход.
Читайте также: Как воспитать ребенка успешным: лайфхаки для родителей от спортивного психолога
Как взаимосвязаны страхи у детей с их возрастом
Есть так называемые возрастные страхи, которые присущи многим детям.
Дети до года боятся разлуки с матерью, врачей, резких звуков, глубины при купании, незнакомых людей. Моей дочке сейчас 10 месяцев и все эти страхи она переживала, а некоторые остались до сих пор. В 2 месяца дочь очень боялась купаться в ванночке: не спасали ни горка для купания, ни пеленка. Я поливала ее тонкой струей воды, чтобы она привыкала к воде. Постепенно малышка привыкла и сейчас очень любит купаться.
Ближе к 1 году, ребенок уже способен вычленять объект своего страха из окружающей среды. Например, если врач сделал укол и было больно, то в последующих ситуациях ребенок будет бояться людей в белых халатах.
В 2-3 года ребенок боится больших животных, боли, высоты, движущегося транспорта. К слову, страх больших животных является инстинктивным, как и страх темноты.
В 4-5 лет ребёнок начинает бояться сказочных персонажей, темноты, одиночества, боится засыпать. Поэтому очень важно знать, какие мультфильмы смотрит ребенок, на каких персонажей из сказок реагирует негативно, чтобы минимизировать их.
В 6-7 лет дети начинают бояться смерти (как своей, так и близких), страшных снов, пожара, привидений.
В 8-10 лет появляются так называемые школьные страхи: боязнь получить плохую оценку, страх неодобрения со стороны родителей и учителей, страх отвечать у доски. Также в этом возрасте может возникнуть страх потустороннего мира, особенно если ребенок впечатлительный, мнительный, с хорошо развитым воображением. Поэтому важно развивать в детях критическое мышление, умение анализировать информацию.
С началом подросткового возраста могут возникнуть страх смерти, войны, нападения, болезни. Также появляется страх самовыражения и страх перед изменениями, происходящих во взрослеющем организме.
Как работать с детскими страхами: общие принципы
- Не обесценивать чувства ребенка. Когда взрослые смеются и говорят «Ты такой большой, а боишься», «Перестань плакать, что ты как маленький», ребёнок замыкается в себе, страх никуда не уходит, а наоборот, растёт. Ведь ребенка не слышат близкие, он остается наедине со своими страхами.
- Общаться. Постоянная коммуникация взрослых с ребенком, подталкивает его к рассуждениям о причине страха, поделиться своим опытом.
- Творчество. Ребенок вместе со взрослыми может рисовать, лепить, сочинять сказки про страх. Тем самым внутреннее напряжение становится меньше, ребёнок может выразить чувства, посмотреть на свой страх по-другому.
Разбираем на практике, как работать со страхом у детей
Ситуация первая. Ребёнок в возрасте 11 лет, боится насекомых (пчел, ос, оводов), поэтому летом из-за своего страха боится выходить на улицу
Это не просто страх, а фобия, если:
- паника при виде насекомых (трясутся руки, дрожит голос, истерика);
- навязчивые идеи («пчелы везде», «нужно постоянно использовать средства против насекомых»);
- постоянная тревога.
Почему возник страх?
- Сильное потрясение: неожиданный укус насекомого, за которым последовал стресс, который не был своевременно отреагирован.
- Близкий человек умер, а незадолго до этого его укусила пчела. Ребенок связал эти события, и теперь он боится пчел, из-за страха умереть от их укуса.
- Близкие люди демонстрируют сильные эмоциональные реакции, когда видят насекомых. Ребёнок смотрит и понимает, что это опасно, поэтому тоже начинает бояться.
- Ребенок видел в кино, читал в книге про невероятные «зверства» пчел. Поэтому появился страх, что это произойдёт с ним в реальной жизни.
- Если пчела укусит, то лицо опухнет, и друзья будут смеяться. Здесь проявляется страх отвержения сверстниками.
Как помочь ребенку?
- Не демонстрировать при ребенке сильного страха.
- Не смеяться над фобией, обесценивая тем самым его чувства.
- Обучить способам эмоциональной саморегуляции при стрессе (дыхание, например).
- Изучить с биологической точки зрения укус насекомого и правила оказания первой помощи.
- Сходить на выставку насекомых
- Походить взрослым вместе с ребёнком рядом с пчелами, обсуждая, что ничего страшного не происходит.
- Развивать критическое мышление.
- Попытаться найти истинную причину страха. Как говорят «Мы боимся не темноты, а того, что в ней».
Ситуация вторая. Ребенок в возрасте 6 лет, боится темноты и спать без включенного света.
Почему возник страх?
- Мультфильмы, фильмы с монстрами, в которых персонажи нападают незаметно и неожиданно. А где, как не в темноте, это лучше всего делать. Воображение ребёнка рисует жителей в своей тёмной комнате.
- Ситуация, когда ребенок проснулся среди ночи, заплакал или звал родителей, но долго никто не приходил. Возникло чувство незащищенности.
- Ребенка наказали и заперли в темной комнате.
Как помочь ребенку?
- Не наказывать за страх.
- Совместный сон — не самая лучшая идея. Лучше уложите ребёнка спать в его комнате, полежите с ним, пока малыш не уснёт .
- Излишняя опека, жалость — бесполезны. Лучше поддерживайте, указывайте на сильные качества, которые помогут преодолеть страх: «Я с тобой, я рядом. А ты у меня такой храбрый, мы вместе победим твой страх».
- Проанализировать отношения с ребёнком. Если вы часто кричите на него, критикуете — прекратите это делать. Возможно взрослые недостаточно проводят времени вместе с ребенком, поэтому с помощью своего страха, малыш получает внимания родителей.
- Включить ночник в первое время.
- Играть в театр теней. Придумывайте добрых, смешных персонажей, разыгрывайте миниатюры
- Посмотреть фильм или почитать книгу об интересных фактах о темноте. Например, почему день сменяет ночь, почему некоторые животные ведут ночной образ жизни.
- Пусть с ребёнком ночует игрушка — талисман. Хорошо, если это будет то самое ночное животное, например, сова.
- Поиграть в темноте. Например, можно в прятки, можно догонять с закрытыми глазами.
- Нарисовать страх вместе с ребёнком. Скорее всего, ребенок боится не темноты, а того, что в ней. Важно нарисовать именно то самое «чудище». Затем рисунок можно порвать или сжечь, тем самым символически попрощаться со страхом.
Текст: Анастасия Тетерук, фото: pexels.com
Читайте нас в Telegram, Facebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.