Журнал
Дети Психология

Как воспитать ребенка успешным: лайфхаки для родителей от спортивного психолога

Практикующий спортивный психолог Екатерина Буча-Мулярчик рассказала, с какими сложностями сталкиваются современные родители, какие качества нужно развивать самим мамам и папам и поделилась лайфхаками, которые понадобятся , чтобы воспитание детей проходило успешно.


Екатерина Буча-Мулярчик, спортивный психолог

Чем больше я общаюсь с детьми, тем чаще убеждаюсь, что современное поколение детей вообще не похоже на тех детей, которые родились в 1990-х годах и ранее. 

В физическом плане у современных детей есть проблемы в самых базовых вещах, например в координации,  ловкости. Ранее мы приобретали эти качества через естественное развитие: “лазание” по деревьям, подвижные игры (раньше дети дольше и больше играли в подвижные игры) . Современные дети  менее подвижные. Из-за этого техника, которая должна соответствовать их возрасту, не срабатывает.

Меня, как специалиста, смущает следующий момент: многие методики, разработанные в советский период, используются и по нынешний день в обучении и воспитании детей. И это — в быстро изменяющемся, динамичном и цифровом мире. 

Кроме того, крайне важно учитывать психологические особенности современных детей. Расскажу, на что стоит обратить внимание родителям при воспитании.

Внимательно относитесь к потребностям ребенка

Если ребенок постоянно “дергает” родителей и капризничает, то это означает, что взрослые глухи к его потребностям. За каждым капризом стоит незакрытая потребность, мотив, желание. Часто эта проблема не решается, а заглушается гаджетами, мультиками: включил мультфильм, и уже не нужно разбираться в потребностях ребенка.

Сами взрослые тоже при любой возможности идут в телефон. Постепенно многие родители становятся “глухими” как к своим  потребностям, так и к потребностям своих детей.

Также я часто замечаю, что детям сложно выражать свои чувства. На занятиях я прошу их поделиться своими эмоциями, описать их. А они не могут. Ребенок не может рассказать, что с ним происходит здесь и сейчас, ему сложно. Часто это — потому что в семье не принята культура обсуждения чувств.  

Родителям нужно научиться внимательно наблюдать за своими детьми: запоминайте, чего они хотят, почему  хотят, что за этим стоит, какие эмоции в этот момент они проявляют. Однако, чтобы понимать, чего хотят дети, нужно сначала научиться четко определять свои собственные потребности. А чего я хочу? Что я чувствую?

Я даю своим спортсменам простое упражнение. Оно будет полезно и взрослым, и детям. Поставьте будильник на определенное время и в тот момент, когда он зазвонит, задавайте себе вопрос: “Что происходит сейчас? Что я чувствую? Я хочу пить или есть, мне холодно или жарко?” Это дает понять ситуацию здесь и сейчас, ощутить, то, что с человеком  происходит, чтобы контролировать свое состояние.  

Прививайте любовь к чтению

Чтение очень важно и его никогда не заменит просмотр фильмов и мультфильмов Когда ребенок читает, у него работает образное мышление: формируются визуальные образы, развивается воображение.  

Если ребенок перестает читать, то у него к определенному возрасту не формируются необходимые в будущем когнитивные способности. Например, умение планировать, способность устанавливать причинно-следственные связи (что будет, если.., какие будут последствия от…)  К сожалению, фильмы этого не помогают сформировать, т.к. они дают готовые решения.

Поэтому родители должны формировать культуру чтения в семье. И прежде всего — начать самим читать. Многие поведенческие привычки у детей формируются через наблюдение за взрослыми.

Сейчас многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка читать книги, злятся на них, ругаются. Но почему дети не хотят читать? Потому что дети копируют поведение своих мам и пап. Многие современные родители проводят большую часть времени в гаджетах и сами читают книги не часто. Так а с кого брать пример детям? Если взрослые сами не любят читать и открыто демонстрируют это, то и дети не будут хотеть.  

Как-то мне позвонила одна знакомая женщина и спросила, почему ее  дочка не хочет читать. В школе задали читать “Капитанскую дочку”, известное для всех классическое произведение, а ребенок — ни в какую. Диалог у нас сотоялся такой:

А ты сама в школе читала это произведение?
Ну нет, оно же скучное.
Ты хочешь чтобы твой ребёнок это читал?

Знакомая толком ничего не ответила, лишь замялась. Когда в семье нет культуры чтения, то усадить ребенка за книгу будет очень сложно. 

Воспитывайте себя 

Как психолог, я регулярно замечаю несоответствие паспортного (биологического) возраста родителей психологическому.  Многие родители — это большие дети, которые выросли физически, но психологически еще незрелые. А значит, не умеют нести ответственность за свои поступки.

Недавно я наблюдала ситуацию в одном из магазинов, где продавались дорогие конфеты. Родители (на вид им было около сорока лет) вместе со своим ребенком (мальчику было на вид года три) прогуливались по магазину.

Мама и папа хотели спокойно посмотреть товар, а малыш хотел играть. Было видно, что ему не хватает динамики и внимания. Но родители, как будто не замечали этого, и сказали ему, мол погуляй сам, спокойно порассматривай конфеты. Их посыл был таков: “Займи себя сам чем-нибудь, а нас не трогай”. 

Но три года — это не тот возраст, когда ребенок может сам себя занять. Естественно, он бегал по магазину, трогал все руками, а в итоге — уронил коробку с конфетами на пол, повредив ее товарный вид. 

Увидев это, родители сказали: “Ой, а за испорченную коробку с конфетами нам надо же будет заплатить” — и… быстро выбежали из магазина.

Взрослым надо понимать, что дети — другие. У него свое восприятие ситуации, он пока еще не осознает контекст. И в дорогом бутике, и в магазине игрушек он будет вести себя одинаково: бегать, прыгать, играть, трогать все руками. Ребёнок не будет поступать так, как хотят взрослые.

Потому родителям нужно прогнозировать последствия действий своих детей: к чему может привести то или иное поведение, можно или нельзя ребенка оставить одного на какое-то время и в определенном месте, насколько это безопасно. Учитывайте, контекст, возраст ребенка, его психологические особенности. 

А в описанном примере родители ничего этого не сделали, а просто переложили ответственность на ребенка за сложившуюся ситуацию. 

Воспитывайте самостоятельность и приучайте ребенка самому делать то, что он должен, согласно возрастной норме 

Когда родители делают за ребенка то, что он уже может и должен делать сам в своем возрасте, то они воспитывают у него несамостоятельность. Если всё делать за ребёнком, то он и в будущем не будет прилагать усилия, чтобы делать дела самому, строить планы. И получается такой замкнутый круг. А зачем стараться делать что-то самому, если за меня это сделают другие? Мозг расслабляется и не прилагает никаких усилий.

Давайте в качестве примера рассмотрим ребенка, занимающегося футболом.  Если в обычной жизни за него все делают родители, то в игре он не будет сконцентрирован, внимателен, будет подводить своей игрой всю команду. А зачем что-то делать? Есть команда, она все сделает.

Когда все за ребенка делают взрослые, он становится несамостоятельным, у него не развиваются лидерские качества. Чрезмерная родительская опека “кастрирует” самостоятельность, ответственность и лидерство у ребенка. Особенно этот момент остро проявляется в воспитании мальчиков. 

Читайте также: «Он действительно не помнит, о чем вы говорили». Психолог раскрыл секреты воспитания мальчиков

Но некоторые родители даже десятилетних детей одевают по привычке, завязывают шнурки. Аналогично и с уборкой своей комнаты, мытьем, самообслуживанием и прочими базовыми вещами. 

Воспитывайте самостоятельность у ребенка и давайте ему делать самому то, что он должен делать, согласно возрастной норме. Приведу некоторые возрастные нормы, в рамках которых ребенок должен уметь делать самостоятельно определенные вещи — конечно, я перечисляю не все вещи, которые должен уметь делать ребенок в том или ином возрасте, а привожу лишь несколько примеров.

Ребенок в возрасте 4-5 лет должен уметь:

  • Пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться, с помощью взрослого.
  • Застегивать молнии, пуговицы, развязывать шнурки.
  • Не отвлекаясь, в течении 5-10 минут выполнять задание и пр.

Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

  • Пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой).
  • Самостоятельно раздеваться и одеваться.
  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Ребенок в возрасте 6-7 лет должен уметь:

  • Пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
  • Быстро самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки.
  • Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте, следить за чистотой обуви и одежды.

Ребенок в возрасте 10-12 лет должен уметь:

  • Убираться в квартире: пылесосить, мыть полы, вытирать пыль. 
  • Пользоваться стиральной машиной, стирать вручную небольшие по размеру вещи. 
  • Готовить простые блюда, пользоваться плитой.
  • Мыть посуду, расставлять ее по местам.
  • Ухаживать за домашними животными, помогать с младшими детьми.

Текст: Анастасия Тетерук. Фото: www.pexels.com

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.

Related posts

Ваш ребенок – гений?

Город Женщин

Как справится с тревогой

Город Женщин

Люди с низкой самооценкой загоняют себя в порочный круг неудач. Рассказываем, что делать

Город Женщин

Оставить комментарий