Все больше компаний всерьез заботятся об экологии и делают реальные шаги в этом направлении. Сеть экосалонов Cosmico и компания А1 — в их числе. В эти выходные на фестивале Vulitsa Ezha они организуют лекцию о безопасности косметики. А пока при поддержке А1 мы поговорили с директором Cosmico Евгением Шатохиным о минимализме в уходе за собой.
— Зачем нужен минимализм в уходе за собой? Не получится ли, что поддерживая экологию, мы приносим вред себе, отказываясь от нужных средств?
— Приведу пример. В 2019 году я был на конференции в Шанхае. Когда я прибыл в город, картинка за окном напоминала фильмы-катастрофы: был серый, почти черный, пасмурный день, казалось, вот-вот начнется дождь, и только неоновые вывески мрачно светились. Но мои смарт-часы утверждали, что сейчас — ясно и солнечно. Позже я понял причину: в городе — смог. Вот тогда я в полной мере увидел, как важно заботиться об экологии.
Каждое живое существо оставляет за собой водный и углеродный след. Водный след — как мы влияем на качество воды. Углеродный след — как меняем качество воздуха. И это не вопросы далекого будущего. Для многих жителей планеты это влияние осязаемо уже сейчас, для остальных станет реальностью довольно скоро. Наши коллеги из Тайваня во время визита в Беларусь долго и с наслаждением рассматривали небо. Обычное голубое небо с облаками им уже недоступно! При этом еще десять-пятнадцать лет назад такой проблемы у них не было.
Косметика вносит свой вклад в состояние экологии. От того, сколько мы ее используем, какого она качества, зависит, какой след мы оставляем после себя. Кроме того, заботясь об экологии, мы заботимся и о себе. Качество воздуха, воды влияет на наше здоровье, кожу, состояние волос. А уходовые средства, в которых много вредных веществ, в долгосрочной перспективе вредят не только экологии, но и нам.
— Выходит, минимализм — это не просто уменьшение потребления косметики?
— Конечно. Когда мы используем косметическое средство, нужно не забывать о нескольких вещах. Во-первых, что остается в атмосфере при его производстве. Во-вторых, сколько мусора в виде упаковки остается после его использования. В-третьих, из каких ингредиентов состоит косметика.
Во многих шампунях есть большое количество вредных химических веществ, которые вредны и для здоровья, и для экологии. Многие из этих веществ настолько мелкие, что их не улавливают фильтры в очистительных сооружениях. В итоге они без труда попадают в водоемы, в почву и даже в воду, которую мы пьем.
Мы же используем и реализуем в наших салонах экологические шампуни. Если такой шампунь вылить в водоем, то через 28 дней следов от него не останется. Это значит, что он никак не влияет на состояние воды, не вредит рыбе и другим живым организмам. В нем нет химикатов, но при этом потребительские свойства сохранены: шампунь хорошо моет. В нем нет загустителей — чтобы его смыть, нужно на 30% меньше воды. То есть он не только безопасный, но и экономит воду.
Кроме того, важно обращать внимание из чего сделана не только косметика, но и упаковка. Все мы любим красивые банки, но они в большинстве своем сделаны из пластика, который потом сотни лет будет лежать на свалках и загрязнять окружающую среду.
Есть производители, которые этим всерьез озаботились и используют упаковку из переработанного пластика. Она меньше вредит экологии. А есть и биоразлагаемая упаковка. Например, у одного из производителей шампуней, которые мы используем, в донышках упаковки находятся зернышки акации, а в бумажной упаковке — семена цветов. То есть нужно просто использовать шампунь, закопать упаковку в землю, и через какое-то время упаковка разложится, а на этом месте вырастет дерево или цветок.
Минимализм включает в себя и минимум мусора, который остается после, и минимум загрязнения воды, минимум углеродного следа при производстве. Только так можно говорить об экологичности.
Читайте также: «Раньше говорили, как остановить изменения климата, а теперь — как к ним адаптироваться». Большой разговор с экологом
— Наличие каких вредных веществ в составе шампуня, геля для душа должно насторожить?
— Я бы рекомендовал придерживаться такого правила: «Всегда думай, что наносишь на себя». И отказываться от средств, которые могут навредить и вам, и экологии.
Например, сульфаты помогают очищать от загрязнений кожу и волосы, но при этом проникают в клетки, ослабляют их. Химические загустители делают шампунь вязким, но при этом цепляются за кожу, плохо смываются, проникают внутрь, накапливаются, вызывая хроническую интоксикацию.
Если косметическое средство обладает ярким ароматом, стоит задуматься: чаще всего это значит, что в нем есть много отдушек, которыми производители пытаются перебить какой-то химический запах. Во многие косметические средства добавляют также гормоны и консерванты, которые вредят эндокринной системе, красители, которые вызывают аллергию, и многое другое.
— Такое ощущение, что Вы перечислили классический состав любого шампуня или геля для душа, которые продаются на полках супермаркетов. Видимо, надо переходить на натуральную продукцию.
— Нужно помнить, что натуральное — не всегда равно экологичное, полезное и безопасное. Противопоставлять профессиональную и натуральную косметику нельзя.
Возьмем пример: есть поле, на котором растут травы. Его удобряют, рядом находится оживленное шоссе и завод. Эти травы нельзя использовать для пищи и чаев, но из них собирают экстракты и добавляют в косметику. Травы натуральные? Да. Но можно ли говорить об экологичности такой косметики? Нет. А о пользе? Нет.
И второй момент. Вы можете сами вырастить, например, ромашку и отваром из нее поливать волосы, чтобы они были мягче. Или мыть голову кефиром, как это делали раньше в деревнях. Если вы живете в лесу, далеко от цивилизации, моетесь родниковой водой, то, возможно, в этом будет польза.
Но современные люди живут в других условиях. Обычные травы не отмоют всю ту грязь и пыль, которая оседает на вашей коже и волосах в виде выхлопных газов машин, заводов и других источников. Здесь нужна профессиональная косметика. Современные технологии идут вперед, и есть вещества, которые помогают коже и волосам дольше оставаться здоровыми, а людям — выглядеть лучше. Не зря многие современные женщины и мужчины выглядят моложе своих лет.
— Какие популярные теперь шаги в уходе за волосами можно назвать лишними и от какой косметики можно отказаться без вреда для себя?
— Однозначного ответа нет. Уход за собой зависит от потребности, от человека, даже от времени года. Одна история ухода — мужчина с короткими волосами. Другая история — девушка с крашеными, длинными волосами, которая ежедневно использует фен и утюжки. Нельзя же их ровнять.
Летом нужно пользоваться защитами от ультрафиолета, зимой дополнительно увлажнять волосы. И ситуации бывают разные: выгорела на солнце, осветлила или окрасила неудачно. Эти истории требуют разных мер, разных процедур, разной косметики. И я бы не советовал ими пренебрегать, если хотите остаться с волосами и хорошо выглядеть.
— Из каких обязательных шагов должен состоять уход за волосами?
— Шампунь, кондиционер, несмываемое средство, расческа — это обязательный набор.
Во-первых, самая распространенная ошибка в уходе за волосами — люди плохо моют голову. Мыть ее нужно два раза. В первый раз мы смываем поверхностные загрязнения, во второй вымываем хорошо.
Во-вторых, нужно мыть не волосы, а кожу головы, обязательно нужно ее промассировать, чтобы пришел приток крови. А волосы уже очищаются при смывании пены.
В-третьих, шампунь нужно подбирать не от типа волос, а в зависимости от типа кожи головы.
И крайне важно: нельзя использовать шампунь и кондиционер 2 в 1. От таких средств нет никакого толку, потому что у шампуня и кондиционера — разные функции: шампуни моют, а кондиционеры ухаживают, формируют защитную пленку. Очищение и уход нужно разделять: мы же не можем нанести на лицо умывалку-крем!
Зато сейчас хватает хороших мультисредств, которые можно использовать и как шампунь, и как гель для душа. Кожа на голове ничем не отличается от кожи на руках и теле, потому такие мультисредства — не дань моде, они действительно полезны.
Многие не используют кондиционеры, и это неправильно. Кондиционер — это пленкообразователь, он бережно окутывает каждый волосок. Но наша вода обычно щелочная, и защита частично смывается. Спреи или сыворотки-несмывайки помогают защиту сохранить.
Люди постоянно забывают про скрабы для кожи головы. Скрабы очищают, отшелушивают ороговевший эпителий. Мы же пользуемся мочалками для тела, скрабами для лица, о коже головы тоже нужно заботиться!
Лучшая расческа — это массажка. Расчесываются люди тоже часто неправильно: расчесывать нужно не только волосы, ведь расческа нужна в том числе и для того, чтобы обеспечивать прилив крови к коже головы.
Кто-то пользуется деревянными расческами, думая, что это экологично и полезно. Чтобы они действительно приносили пользу, расческа должна быть хорошего качества. Вряд ли на рынке или в супермаркете можно купить такую. В обычных деревянных расческах часто возникают микротрещины. Если волосинка входит в нее, она будто попадает в терку и повреждается.
Я считаю, что не нужно использовать лишнюю косметику, но при этом нет смысла искусственно создавать себе ограничения, которые вредят волосам. Стоит просто выбирать качественную, экологичную продукцию в зависимости от ваших потребностей.
— Забота об экологии — это ответственность каждого. Однако какую роль в распространении этой идеи играют салоны красоты?
— Огромную. Мы решили создать салон, который заботится об экологии. Тогда мы вдохновились идеей, которую несли наши поставщики: стали использовать и реализовывать экологическую продукцию.
Но продукцией все не ограничилось: экологичность пронизывает все в наших салонах Например, мы не используем одноразовые полотенца, не пьем кофе из одноразовых стаканчиков. Мы купили посудомойку, чтобы мыть чашки, потому что она экономит воду и использует меньше моющего средства. Мы выдаем клиентам многоразовые шоперы, а не пластиковые пакеты, потому что это приносит пользу экологии. У нас энергосберегающие лампы и так далее.
Мы реализовываем и используем у себя в салонах продукцию, которая не вредит экологии. Так мы заботимся не только о клиентах, но и о наших сотрудниках: парикмахер постоянно контактирует с косметикой.
Семь лет назад большинство белорусов вообще не понимали, зачем мы всем этим «заморачиваемся». Но сейчас ситуация меняется. Наши клиенты задумываются об экологии, меняют отношение к ней. Наши мастера всегда держат в голове вопрос: «А как это нововведение влияет на экологию?».
Медленно, но верно ситуация меняется. Все эти семь лет мы неустанно рассказывали об экологичности, и видим, что эффект уже есть. У нас появилось больше единомышленников, людей и компаний, которые разделяют эти ценности. Так что будем продолжать заботиться о красоте экологично.
В эти выходные, 23-24 июля, на квест-площадке Mega Place от А1 фестиваля Vulitsa Ezha, Cosmico выступит с лекцией о безопасности косметики и представит экоактивности. Так, гости смогут узнать новую полезную и нужную информацию, забрать домой шоперы, расписанные ими вручную уникальными экопринтами от Cosmico и А1, поучаствовать в розыгрыше подарочного Mega BOX, в который входит набор продукции А1 и специальный подарок от экосалона.
Читайте также: Второй пикник Vulitsa Ezha с А1: лекции о натуральной косметике, роспись экошоперов и розыгрыши призов
Читайте нас в Telegram, Facebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.