Журнал "Город женщин". Читать онлайн бесплатно.
Интервью Калейдоскоп

«Раньше говорили, как остановить изменения климата, а теперь — как к ним адаптироваться». Большой разговор с экологом

Поговорили с экологом Марией Сума о том, что такое экологичность на самом деле, как индустрия моды влияет на экологию, какое отношение к экологии имеет доброта и почему так важно взаимодействие компаний и людей.

Мария Сума

Мария Сума — выпускница Международного государственного экологического института имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета, биохимик, магистр. Она больше 10 лет читает лекции и рассказывает белорусам про экологию, работает над разными экологическими проектами и продвигает в Беларуси концепцию «ноль отходов».


— Много лет экологи рассказывают о серьезных экологических проблемах. Удалось ли добиться каких-то положительных сдвигов в их решении? 

— Экологические проблемы только усиливаются. Например, про изменения климата говорят последние лет 20. Об этой проблеме знает любой школьник, эта тема была много раз в повестке дня ООН. Но все так и остается на уровне разговоров, а действий предпринимается недостаточно. 

И если раньше экологи говорили об изменении климата в тональности «остановить», то теперь мы думаем о том, как адаптироваться к этим изменениям. Что сделать, чтобы они унесли как можно меньше жизней из-за наводнений, голода и засух. 

Эту ситуацию можно сравнить с движущимся поездом. Он едет по определенным рельсам, путь его известен, конечная остановка тоже. Экологи предлагают «дернуть стоп-кран».  Если бы это сделали лет 10-15 лет назад, сейчас ситуация была бы иной.  И чем дольше мы откладываем решения, тем более радикальные изменения придется проводить. 

Мария во время лекции об экологии и принципе zero waste

— Какие экологические проблемы сейчас стоят наиболее остро? 

— Я бы не сказала, что экологические проблемы имеет смысл приоретизировать и  классифицировать. Они все взаимосвязаны. Экологи говорят про изменение климата не зря. Эти два слова включают в себя практически все: и загрязнение воды, почв, воздуха, вредные отходы, химические выбросы, озоновые дыры, потерю биоразнообразия, вырубку лесов и многое другое. 

Но у огромного количеств экологических проблем один корень — стремление людей к наращиванию потребления. Компании стремятся к росту, государства — к наращиванию ВВП, количество «необходимых» вещей у каждого человека растет.  Чем больше мы потребляем, тем больше влияем на окружающую среду. 

Из-за привычки гнаться за вещами мы и упираемся в тупик каждый раз, когда пытаемся решить экологические проблемы. Возьмем даже попытку перейти на возобновляемую энергетику. С одной стороны — проблема решается, выбросы углекислого газа в конкретном месте уменьшаются.

Но с другой — возникают проблемы с утилизацией аккумуляторных батарей, есть вопросы и к экологичности их производства. И в это же время в другом месте вырастают новые такие же заводы. Вот и получается замкнутый круг. 

Если раньше экологи говорили о том, что нужно остановить изменения климата, то теперь мы думаем, как адаптироваться к этим изменениям

— То есть чем больше качество жизни, тем больше страдает экология? 

— Смотря что мы вкладываем в понятие «качество жизни». Если мы говорим про количество вещей, то да. Если говорим про удовлетворенность жизнью, то нет. 

На самом деле нет никакой связи между уровнем благосостояния и удовлетворенностью. Мысль о том, что счастлив тот, у кого больше вещей — всего лишь мысль, которую сформировали те, кому надо эти вещи продавать. 

Настоящие изменения начнутся только тогда, когда мы научимся быть счастливее, удовлетвореннее, не увеличивая количество вещей. 

— Как индустрия моды и текстильная промышленность влияет на экологию? 

Здесь как нигде видна ситуация перепотребления. Фаст-фешн крайне ухудшает ситуацию. Если раньше для одежды было 4 сезона, то теперь бренды выпускают по 12 коллекций в год. 

Люди просто не успевают эту одежду не то, что носить, а даже покупать. Сейчас одежды выбрасывается больше, чем покупается. Практически вся она оказывается на свалках — в мире перерабатывается меньше 1% текстиля. Красители вымываются в почву, воду, попадают в воздух. Химические вещества, которые в них находятся, наносят серьезный вред экологии. 

Отходы производства намного больше отходов потребления. Например, на производство одного ноутбука образуется 1200 кг. других отходов.

И выход тут все тот же — не потреблять больше, чем нужно. Не покупать много одежды. Отдавать предпочтение местным брендам — там не заложена транспортная составляющая, и эта одежда, как правило, дольше носится. 

Свалка нераспроданной одежды масс-маркетов в чилийской пустыне Атакама, Фото: Getty Images

Из-за привычки гнаться за вещами мы и упираемся в тупик каждый раз, когда пытаемся решить экологические проблемы

— Сейчас модно быть экологичным: многие ходят с торбами, не покупают пакеты, есть возможность обмениваться вещами. Это помогает изменить ситуацию? 

— В теме экологичности все же первостепенны ценности. Экология — это осознанность, понимание, что ты делаешь и зачем, а не набор шаблонных действий. 

Да, сейчас модно ходить со своими стаканчиками, а не покупать одноразовые. Но если самоцель — стаканчик, и обязательно в зелено-коричневых тонах, потому что так «экологичнее выглядит», то это не про экологию. Да, действие хорошее, но через неделю оно прекратиться, если цель — быть в тренде. 

Та же история про тканевые шоперы. Если человек каждый раз при походе в магазин покупает новый такой шопер, да пусть даже раз в месяц, это только вредит экологии. В итоге у него дома — не только куча пакетов, но и гора шоперов.

Для меня также большой вопрос, насколько экологичны были наши бабушки и мамы, когда перешивали одежду. Если у тебя в приоритете экономия, то когда у тебя появятся деньги, ты снова накупишь кучу вещей. 

Но если жить экологично — ценность, то человек не изменит своим привычкам, что бы ни происходило вокруг. Он не будет скупать магазин одежды, даже если сильно разбогател. И не перестанет сортировать мусор, потому что стал меньше зарабатывать или переехал. И даже компании будут стараться проводить какие-то экологические инициативы — пусть не такие масштабные как в период расцвета, но все же. 

Сейчас одежды выбрасывается больше, чем покупается

— Некоторые считают, что нет никакого смысла заботиться об экологии человеку, если завод возле его дома в день вредит окружающей среде больше, чем человек за всю жизнь. Что Вы об этом думаете? 

— Ты можешь контролировать только то, что делаешь ты. Мы никогда не можем предсказать, какой результат получим и не будет ли он аннулирован чьими-то действиями. Если так всегда думать, можно прийти к выводу, что жизнь бессмысленна. Но мы можем делать то, что считаем важным и ценным. 

Кто-то говорит: «Я маленький человек, я ничего не могу сделать». Честно говоря, так и есть. Но не нужно 1000 суперэкологичных людей. А нужны сотни тысяч, которые делают хотя бы чуть-чуть. И они многое изменят. 

Если говорить о компаниях, то в целом все не так плохо. Да, сейчас, из-за кризиса многие сокращают финансирование КСО-проектов и экологических проектов в том числе. Но в то же время бизнес начинает придерживаться ESG-принципов, то есть заботиться об экологии в том числе (аббревиатура ESG расшифровывается так: Экологическое (Environmental) + Социальное (Social) + Корпоративное управление (Governance) — прим. ред.). 

Если у компании низкий ESG-рейтинг, ей сложнее найти партнеров, клиентов и особенно инвесторов. Это не просто слова: индексы рассчитывают и измеряют, есть рейтинг, так что в этом есть сильная экономическая основа. Потому это действенный инструмент регуляции. 

— Но ведь человек сам должен отвечать за свои поступки, разве не так? 

— Так. Но все должны работать в одном направлении и сообща. Симбиоз «люди, бизнес, государство, некоммерческие организации» усиливает друг друга и помогает решать проблемы быстрее и эффективнее.

Часто слышу: «Наши люди не хотят сортировать мусор, потому у нас все так плохо с сортировкой. Вот в Германии другой менталитет, там все иначе». Прекрасно в моем районе бабушки сортируют мусор. Знаете почему? Потому что контейнеры стоят в шаговой доступности и их достаточно. 

А во многих районах система раздельного сбора мусора такова, что ею невозможно пользоваться. Застройка настолько плотная, что контейнеров просто не хватает. Или к ним нужно идти минут 15, а придешь — он переполнен или перевернут. И кто в этом виноват? Люди? Нет. Это уже ответственность организаций, которые отвечают за переработку мусора — они должны обеспечить нормальные условия для сортировки.

Человек должен знать, куда нести батарейки, старые телефоны, стиральные машины, где сдать макулатуру и почему все сгружается в один мусоровоз. Дать эту информацию, организовать эти возможности — задача компаний, государства и некоммерческих организаций. 

Читайте также: А1 предлагает новые смартфоны в обмен на старые гаджеты

Экология — это про заботу и доброту. Это то, что встроено в человеческий код. Пока будут хорошие люди, тема экологии будет актуальна

— Что конкретно можно делать нашим читателям? А то кажется, что после сортировки мусора и избавления от пакетов начинаются какие-то дебри. 

— Рассказывать об экологии. У каждого из нас есть соцсети. Когда ты периодически видишь посты, что кто-то деревья посадил, мусор убрал, отдал вещи на переработку, это мотивирует. Год назад одна блогерка собрала факты и рассказала, как на самом деле работает индустрия дельфинариев. Этот пост расшарили около 5 тысяч раз. И многие люди впервые узнали об этом. Они привыкли ходить в дельфинарий и никогда не думали, что за этим стоит. Очень часто люди что-то делают, потому что просто не знают о проблеме. А информация заставляет задуматься. 

Во-вторых, любому неэкологичному товару, которым вы пользуетесь, можно найти альтернативу. 40% всего пластика в мире идет на упаковку. Купите хлеб в соседнем магазине, где его пекут и не упаковывают — вот уже ваш вклад. Найдите макароны на развес, чай. 

Лучше выбирать то, что без упаковки. Не получилось — поищите в перерабатываемой. Не получилось — купите в большой таре. Это касается и косметики: если у нас нет каких-то особенностей (очень сухая кожа, например), насколько оправдано нам иметь отдельный крем для рук, для ног, для тела? 

Или хотя бы следите за тем, чтобы не было гиперупаковки — например, в чаях их целых три! 

Но самое главное — отказаться от перепотребления. Задумайтесь, зачем вам семь футболок, почему не можете обойтись одной? Что на самом деле лежит за потребностью скупать полмагазина? А новый телефон действительно принесет счастье? Продлите жизнь тому, что у вас есть — если не пользуетесь сами,  отдайте их другим. Ну, а использованные вещи можно отдать на переработку. 

Прекрасно в моем районе бабушки сортируют мусор. Потому что контейнеры стоят в шаговой доступности и их достаточно

— Наверное, правильнее погружаться в эту тему  постепенно? 

— Мне очень нравится фраза: «Zero waste is not a destination, it is a journey». Действительно, концепция «ноль отходов» — это не расстояние, это путешествие, где много новых открытий. Нельзя его воспринимать как цель или показатель, который нужно достичь. 

Это должно быть в удовольствие и вам самим, не только полезно для природы. Например, моя подруга — очень экологичный человек — пользуется неэкологическим кремом, потому что у нее аллергия на натуральную косметику. Но она делает много другого полезного для экологии — того, что доставляет ей удовольствие.

Например, можно попробовать новый рецепт вегетарианского блюда, сделать вкусно и всей семьей раз в неделю не есть мясо.  А это уже огромный вклад. Любите цветы — растите их, а не покупайте большие. Вариантов приносить пользу экологии и при этом радовать себя — масса. 

Если смотреть на экологию в социальном измерении — это про заботу и доброту. Мы хотим, чтобы о нас заботились и хотим о чем-то заботиться. Это то, что встроено в человеческий код. Это то, что сильно нам нужно, всегда нужно. Пока будут хорошие люди, тема экологии будет актуальна.


Меняемся к лучшему: А1 предлагает новые смартфоны в обмен на старые гаджеты. Требований к состоянию ваших старых устройств нет.

А1 предоставит всем желающим дополнительный бонус за заботу об экологии. Теперь владельцы старых ненужных гаджетов, которые хотят передать их компании для последующей утилизации, смогут еще и поучаствовать в еженедельных розыгрышах новых смартфонов.

Таким образом А1 в соответствии со своей стратегией экологического, социального и корпоративного управления (ESG) продолжает развивать «зеленые» инициативы, направленные на защиту окружающей среды.

Чтобы позаботиться об экологии и получить шанс стать обладателем одного из десяти Xiaomi 11T 8GB/128GB, необходимо принести старые мобильные телефоны, планшеты, смарт-часы или электронные книги в любой магазин А1 в период с 30 мая по 7 августа 2022 года.

При сдаче устройств нужно назвать сотруднику магазина номер своего мобильного телефона, куда будет отправлено SMS-сообщение с проверочным кодом. Этот код также следует сообщить специалисту А1 – после его проверки абонент получит SMS-сообщение c количеством начисленных игровых кодов за каждое сданное устройство, а также с логин (номер мобильного телефона), пароль (сгенерированный системой) и ссылку для входа в личный кабинет участника.игровым кодом за каждое сданное устройство, а также логин (номер мобильного телефона), пароль (сгенерированный системой) и ссылку для входа в личный кабинет участника.

Для участия в розыгрыше смартфона необходимо пройти регистрацию на сайте Re.A1.by и активировать там полученные игровые коды. Такая возможность есть у любого человека в возрасте от 18 лет – независимо от того, абонентом какого мобильного оператора он является.

Один игровой код присваивается абоненту за одно сданное устройство. При этом любой участник может сдать неограниченное количество гаджетов. Поэтому чем больше старых гаджетов владелец передает на утилизацию, тем выше становятся его шансы получить приз.

Если сдать сразу 5 и более мобильных устройств, можно также получить промокод, при активации которого на видеосервисе VOKA подключается бесплатная подписка «Все включено» на 30 дней.

В течение проекта пройдет 10 еженедельных розыгрышей. Призы будут разыгрываться каждую неделю в период с 30 мая по 18 августа. В розыгрышах могут участвовать игровые коды, активированные участниками в личном кабинете на сайте Re.A1.by. Выигрышный номер определяется случайным образом с помощью лототрона. Еженедельно победители получают смартфон Xiaomi 11T 8GB/128GB.

Дополнительную информацию о проекте по сбору мобильных устройств в А1 можно получить на сайте Re.A1.by, где будут размещаться результаты всех розыгрышей, а также по телефону ‎+375 29 196 17 16 (ежедневно по будням с 12:00 до 16:00).

Текст: Лариса Малахова, Фото: www.pexels.com, архивные фото героини

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.

Рекомендуем

Сергей Милюхин: «В Африке я понял, что такое любовь»

Город Женщин

Незащищенный секс и врачебные ошибки. Семь знаменитостей, которые пострадали от ВИЧ.

Город Женщин

Дизайн комнаты: интерьер как способ самовыражения

Город Женщин

Оставить комментарий