Мы решили поговорить с представителями стендап-культуры, которая, кажется, в Беларуси остается несколько в тени. Причем незаслуженно. Наши гости в этот раз – те, кто делает будни смешнее. Стендап-комики рассказали журналу «Город женщин» о том, как устроен стендап в Беларуси и что нужно, чтобы стать в нем успешным.
Алексей Лиховец: «Обычными шутками публика уже пресыщена»
– С детства меня тянуло к публичным выступлениям. В раннем возрасте хотел петь, однако родители отдали меня на танцы и в театральный кружок. Когда стал подростком, желание самореализоваться творчески сподвигло создать музыкальную группу с друзьями детства. Однако все закончилось тусовками в бункере и первым приводом в милицию.
Мать барабанщика запретила ему идти дорогой рок-н-ролла, и репетиции приостановились. В то время я поступил в МГЛУ, начал вписываться во все университетские мероприятия, пока не попал в КВН. Так я понял, что ниша юмора для меня наиболее комфортна и интересна. Но формат КВН все же оказался устаревшим, и, поиграв в него чуть больше года, наша команда перестала этим заниматься.
Узнал, что в Минске есть стендап и можно записаться на «открытый микрофон». В дальнейшем понял: это наиболее приемлемый формат, здесь не зависишь ни от кого, сам устанавливаешь график написания материала и сам несешь перед собой ответственность. Ну и спектр доступных тем несколько шире.
Я бы не сказал, что есть определенные критерии или качества, соответствуя которым комик сразу станет успешным. На старте у всех разные данные. Однако если упорно и грамотно нарабатывать навыки и устанавливать контакты с людьми, все может получиться.
Как правило, со временем у любого стендапера набирается определенное количество недобитых заездов, которые он расписывает в дальнейшем и проверяет, как эти шутки работают, на «открытых микрофонах». Эти мероприятия не всегда слишком смешные, так как на них выступает много новичков. Даже самые опытные рискуют провалиться, пробуя новый материал.
Но такой формат необходим, ведь редактуры в этом жанре практически нет. Далее, когда материал проверен, комик может нести его, если позовут, конечно, на платные мероприятия, где подразумевается, что будет смешно.
Само написание шуток строится по четким формулам, они помогают сделать шутку смешнее. Однако юмор не зря называют чувством. Простое знание формул и техник не дает гарантии, что комик избежит банального, пошлого или слабого материала.
Наполнение структуры интересной мыслью, подачей, новыми находками, способность преподнести обыденные вещи с новой стороны делают материал достойным. А обычными шутками публика уже пресыщена.
Аудитория разнится в зависимости от региона. Например, в небольшом городе, где люди не избалованы подобными мероприятиями, зрители будут смеяться над шутками на более простые и бытовые темы, такие как отношения, секс, алкоголь и т. п. В Минске есть «постоянники», которые посещают шоу регулярно, тогда зритель может ждать более изящных формулировок и, возможно, более глубоких тем.
Павел Родевич: «Чем больше пишешь материала и чем чаще с ним выступаешь, тем более крутым комиком станешь»
– Чувством юмора я отличался всегда. Просто умел в нужный момент сказать что-нибудь, чтобы люди в компании посмеялись. Знакомство непосредственно со стендапом как с жанром началось в 2010-х, когда стали появляться первые переводы концертов зарубежных комиков.
Это были Джордж Карлин, Эдди Мёрфи, Луи Си Кей, Билл Бёрр, Дейв Шаппелл и т. д. Чуть позже появился Stand Up на ТНТ. Тот факт, что адаптация жанра возможна в нашем культурном поле, здорово вдохновил меня. В начале 2016-го я узнал, что в Минске есть «открытый микрофон», на котором можно выступить. Написал шутки, выступил – так все и началось.
Успех – очень расплывчатое понятие. Сложно сказать, какие качества к нему приводят. Если «успех» = «деньги», то здесь, как и в любом бизнесе, человек должен быть коммуникабельным, пробивным, хитрым. Можно быть посредственным комиком, но за счет той самой «коммерческой жилки» построить карьеру.
Если же считать успехом большие концерты, после которых люди выходят со словами «Вау!» и еще долго цитируют твой материал, то тут нужны интеллект, чувство юмора и богатый опыт выступлений. Чем больше пишешь материала и чем чаще с ним выступаешь, тем более крутым комиком станешь.
Лично я просто нахожу тему, которая мне кажется смешной или странной, а потом пишу. Получается, никаких секретов нет. Не так сложно написать шутку, как найти тему, про которую захочется говорить.
Наша аудитория хорошо реагирует на шутки про отношения, бытовуху, про всякие ностальгические вещи, например, как в детстве на рынке переодевались на картонке, и другое. Также любят черный юмор. Сами в этом не признаются, но если комик такие темы затрагивает, смеются с видом: «Надеюсь, никто не узнает, что я с этого смеялся».
Читайте также: Большое интервью с наследником Гудини, который повторил самый опасный трюк, иллюзионистом Эндрю Бассо
Дарья Пуня: «На каждого комика найдется свой слушатель»
– На самом деле стендапом никогда не интересовалась всерьез – по образованию я будущий врач. Мой опыт заключался в просмотре видео в инстаграме и пары выступлений Вани Усовича. То, как я попала в эту сферу, – довольно странная история.
Все началось накануне летней сессии, когда после недосыпа и банки энергетика я стала рассказывать подругам историю о пауке, который поселился у меня на балконе. Тогда одна подруга сказала: «Тебе бы на сцену!», а я подумала: «Почему бы и нет?!»
Как настоящий студент, вместо подготовки к экзамену устроила расследование в интернете и узнала, что в Минске есть стендап-клуб. Так в списке дел на лето появился пункт: я должна выступить на «открытом микрофоне». За одну ночь написала материал, выступила и моментально втянулась в процесс.
В первую очередь для комика важны трудолюбие, упорство и сила воли, чтобы побороть неуверенность в себе. А вот характер и мировоззрение могут быть любыми, из чего далее и вытекают шутки: у одних – полнейшая чернуха, у других – наоборот, что-то доброе, хорошее и позитивное.
Важно помнить, что на каждого комика найдется свой слушатель. Мне кажется, в этом деле самое важное – сочинять и как можно чаще быть на сцене. Один мой коллега сказал, что выступления – это как занятия спортом: если заниматься этим раз в неделю, никакого результата не будет.
Для меня крайне важно почувствовать настроение зала, узнать возрастную категорию, либерально ли она настроена, а также четко понимать, где выступаю. Дело в том, что ребятам из Новополоцка будет неинтересно слушать, какое минское метро отстойное, а взрослой аудитории определенно не зайдут шутки про Карди Би, например.
Для прокачки юмористического таланта существуют даже книги, которые объясняют, как писать шутки по определенным формулам. На удивление, они до сих пор работают, хотя им уже более 20 лет. Залог хорошего выступления для меня – это шутки, приближенные к зрителю.
Я люблю рассказывать про свои неловкие ситуации, чтобы человек подумал: «Ого, а я не один такой!» Однако комедия – это всегда лотерея. Ты можешь миллион раз отработать шутку, она десять раз сработает и станет лучшей из всех, но один раз все равно не выстрелит. В такие моменты важно не зацикливаться и не думать, что ничего не получится.
Текст: Маргарита Дорожкина