Журнал
Культура

Выставка Грегора Данеляна «По аллее памяти…» Ретроспектива творчества художника.

Выставка Грегора Данеляна в Минске

В Национальном центре современных искусства проходит персональная выставка работ Грегора Данеляна «По аллее памяти…». Произведения художника находятся в музеях и частных собраниях в Армении, Австрии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Израиле, Италии, Канаде, Латвии, Нидерландах, Норвегии, России, США, Украине, Франции, Швейцарии. Данная экспозиция предоставляет уникальную возможность открыть для себя грани творчества и мировоззрения мастера. 19 марта в 18:30 в НЦСИ на Некрасова, 3 в рамках выставки состоится встреча, посвященная памяти художника.  

Творчество. Темы. Художественный стиль.

Рассказывает куратор выставки Олеся Иноземцева.

«Грегор Данелян приехал в Беларусь в 1993 году уже состоявшимся художником. Выпускник Ереванского художественного института, он к этому моменту уже прошел большой и интересный творческий путь, участвовал во многих выставках. Мастером был сформирован круг тем и сюжетов, которые его интересовали. В начале творческого пути Грегор увлекался экспрессионизмом, кубизмом, лучизмом, обращался к поп-арту, коллажу. Тематика его работ также отличалась разносторонностью: от бытовых до сакральных сюжетов, от пейзажей и натюрмортов до мифологических образов. Неизменным оставалось одно — высокий уровень технического профессионализма. 

Когда художник переехал в Беларусь, он увлекся белорусскими мотивами, в его работах появились многочисленные отсылки к природе Беларуси. При этом, по-прежнему, как и в Армении, и Грузии, мастера волновали сюжеты общечеловеческие, которые представлены во всей европейской культуре. У него нет случайных работ, композиций, чтобы расшифровать, прочитать его картины, понять, кто изображен, найти ключи, необходим определенный уровень знаний по истории искусств и философии, всемирной истории, библейским темам, мировой мифологии и т. д. Но, мне кажется, главная объединяющая сила всех его работ — обращение к сакральным темам, независимо от сюжета. Будь это древнегреческие мифы, библейские темы или же обычные портрет или натюрморт — это не просто изображение, работа с колоритом, стилем, это обращение к какому-то духовному «сверх я».

Рассказывает Артем Данелян, сын художника:

«С Беларусью мы имеем давнюю связь. В 1940 году мой дедушка, — Артем Данелян (отец Грегора) — был призван на срочную службу в Красную армию в Слоним. Служил в мотострелковой дивизии. Ему было 20 лет. Потом началась Великая Отечественная война. Дед прошел всю войну… испытал все ужасы, включая концлагеря, откуда сумел бежать.  Служил партизаном-разведчиком в полку имени Щорса, затем был зачислен в стрелковый полк 1-го Белорусского фронта. Дошел до Берлина. С сожалению, ушел из жизни в 50 лет, тяжело больным человеком.

В Тбилиси, у дяди, бережно хранятся его боевые награды: Орден боевого Красного Знамени, Орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и пять благодарностей от Верховного Главнокомандующего».

По рассказам папы, дедушка очень любил Беларусь. Тепло вспоминал о людях. Дружил с однополчанами… Мне, как внуку, кажется, важно сохранять память о тех людях, которые пережив очень трудные времена, ценили дружбу и мир…Теплые воспоминания дедушки о Беларуси и ее народе говорят о человеческой связи, которая не разрывается даже через поколения… Мой сын родился на белорусской земле, и я очень этим горжусь».

Рассказывает Лусине Данелян, дочь художника:

«Грегор родился в городе Тбилиси, в Грузии. В самом центре старого города-театра, города-сказки, в итальянском многонациональном, дружном, колоритном дворике, который служил своеобразным «институтом нравственности, институтом совести». Как вспоминал сам папа: речь города Тбилиси напоминала ему древние песнопения… Обряды, традиции, культура, философия города напоминали «Божественный спектакль», где каждый исполнял свою роль… В 5 лет его отдали в центральную художественную школу, где первыми учителями были заслуженные художники Грузии Шота Павлович и Маргарита Сергеевна Метревели, привившие ему любовь к труду, к творчеству, обраьтли внимание на его способности. До конца жизни он был благодарен судьбе за встречу с ними. Так как эта встреча оставила отпечаток благоговения перед словом «Учитель» на всю жизнь. Потом он поступил в Ереванский художественно-театральный институт, и за год до окончания института в 1973 году он уже начал участвовать в выставках.

Волею судьбы, в 1993 году он переехал жить в Беларусь, где начался новый период жизни. Беларусь стала для него второй родиной. Здесь он начал заниматься йогой, естественно, начало меняться духовное состояние, которое несомненно отражалось и на творчестве. С 1993 по 2003 годы Грегор написал коллекцию «В Свете Его Света» (10 картин). Организовал более 25 персональных выставок по всей Республике. Очень любил белорусский народ за доброту и гостеприимство. Восхищался природой Беларуси. Леса, озера, реки и живописные поля — уникальной красоты. Грегор ценил спокойствие и умиротворение, которым одаривала природа Беларуси. И самое главное, в Беларуси, изменились его работы, они приобрели другой оттенок — внутренний свет».

Текст подготовила: Ольга Савицкая

Рекомендуем

Артур Клинов: «Путь к «Городу Солнца» начался с того, что водка стала пакостной…»

Город Женщин

Иван Гынгазов: «Отелло надо или родиться, или дорасти до этой роли».

Город Женщин

Балет, который стоит видеть

Город Женщин

Оставить комментарий