Журнал
Интервью

Вера Савина: «Духовной жаждою томим…»

Вера Савина для журнала

С Верой меня познакомил общий приятель и, как водится, совершенно случайно. Я искала ответы на важные для себя вопросы, а он позвонил и сказал: «Я знаю, кто тебе нужен. Ее зовут Вера Савина». Так в моей жизни произошло знаковое событие – «открытие Веры». И если через семь рукопожатий можно дотянуться до президента, то всего через одно – до Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и даже Льва Толстого. Ведь Вера Савина – правнучка русского дворянина Вячеслава Грушецкого, семейного врача Льва Николаевича. Но не только этим примечательна героиня моего интервью. Жизнь ее наполнена огромным количеством волнующих событий и гениев, словно драгоценный сосуд с сильнейшим концентратом искусства. И если бы однажды мы готовили порции культурно-исторических напитков для желающих просвещения в баре будущего, Вера Савина была бы главным поставщиком секретного ингредиента. 

Вера Савина – журналист, киносценарист, куратор художественных выставок. Автор 30 документальных картин, в том числе крупных работ о М. Шагале, И. Лангбарде, П. Чайковском, Чеславе Немене, А. Пушкине и др. Работала в Москве, Минске, Киеве, Ленинграде.

Член Союза журналистов Москвы, Союза журналистов Республики Беларусь, Союза кинематографистов Республики Беларусь, Союза дизайнеров Республики Беларусь.

В 1992 году В. Савина была членом жюри фестиваля телевизионных программ в Каннах (Франция) FIPA – секция «События в обществе и большие репортажи». Печаталась в парижской газете «Русская мысль» и во французской Midi libre.

«Случай – Бог»

– Вера, как случилось, что вы оказались буквально в эпицентре культурного сообщества 70-х: Смоктуновский, Высоцкий, Ахмадулина, Рерберг? Профессия? Судьба? Случай?

– И профессия, и судьба, и случай. Мне, можно сказать, посчастливилось. У Анатоля Франса по поводу случая есть замечательное сравнение: случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим именем. Я работала в популярной программе ЦТ «Взгляд», делала сюжеты, до этого сделала много театральных программ на БТ. Про Нину Владимировну Коновалову, крымскую художницу, в доме которой каждое лето собирались музыканты, художники, писатели, написала статью в «ЛиМ». Газета была у моей московской подруги Маши Русецкой (в замужестве Айги, ее муж – известный поэт-авангардист, кавалер многих европейских премий Геннадий Айги). К ней зашли ее друзья из Киева: они снимали фильм про Параджанова и про Гену Айги. Увидели статью и сказали: это кино. Будем снимать. Все. Полетела в Киев заключать договор. А потом – на съемки в Коктебель. Зимний. Необыкновенный. Так появился мой первый документальный фильм «Ангел мой», который сразу взяли на Центральное телевидение и который завоевал приз зрительских симпатий телеканала «Останкино». Фильм очень личный. В его основе – моя переписка с Ниной Владимировной.

Иннокентий Смоктуновский с Верой Савиновой
Иннокентий Смоктуновский с Верой Савиновой

В своей книге «Три Дюма» Андре Моруа часто повторяет, что случай что-то изменил в жизни изобретателя французской истории Александра Дюма-отца. И снова случай, и снова случай… И что каждому из нас почти каждый день судьба предоставляет случай изменить свою жизнь. Но нужно обладать талантом Дюма, чтобы ощутить это и воспользоваться этим случаем.

С Аллой Демидовой
С Аллой Демидовой

Однако случай – он все-таки не слепой. И не случайность тем более. У меня все было подготовлено предыдущей жизнью и профессиональным опытом.

– Фильм «Ангел мой» нужно демонстрировать людям в лечебных целях, ибо он будит в душе все самое прекрасное. В одном из эпизодов Нина Владимировна, поднимаясь на могилу Волошина в Коктебеле, за кадром говорит, что когда ей плохо, она приходит сюда и просит у Волошина помощи и защиты. «Макс, мне так плохо! Меня обидели! Помоги мне!» Это один из самых эмоциональных моментов в фильме. У вас есть такой «заступник»? Или место, куда вы приходите, когда плохо? Место вдохновения, силы?

 Мои «заступники», мое место силы – Пушкин и Высоцкий… Для меня это два равновеликих человека, два равновеликих Поэта. Какие невероятные совпадения и рифмы в их жизни, судьбе, творчестве. В отношении к ним «после»… Они пришли в наш мир не узнавать, а сказать. Сказать то, что уже знают. Все, что знают. Не это ли есть проявление божественного дара? О Пушкине говорили: «Как мог этот кучерявый мальчик с томиком Парни в руках так все знать о нас?» А как Высоцкий, который называл историю страны «историей болезни», так мог все знать о нас? О каждом из нас? Роман «Евгений Онегин» назвали энциклопедией русской жизни. Все творчество Владимира Высоцкого можно назвать энциклопедией современной жизни, зеркалом, которое помогает человеку остаться человеком в самое невыразительное и сложное время. По-моему, миром все же правит Поэзия. Моим – точно она. В аннотации к фильму о Пушкине я написала: «Это не мы о Пушкине. Это Пушкин о нас». А с Высоцким посчастливилось быть знакомой.

Марина Влади и Вера Савина
С Мариной Влади

Высоцкий

– Сейчас любую информацию можно найти в интернете: о Высоцком, о Гоголе, о марсианах, о ком угодно. Но люди, которые гениев знали лично, имеют о них совершенно иное представление. Вы были близко знакомы с Владимиром Высоцким. Расскажите, каким он был?

– Вы знаете, мое глубокое убеждение: зрителям не нужно встречаться с артистами вне сцены или экрана. Их может постичь большое разочарование. Артисты, поэты, художники – они, да, такие, как мы. На первый взгляд. И совершенно другие. Настолько, что это часто не нравится. Особенно когда творческих людей путают с созданными ими образами или с лирическим героем.

С Высоцким меня познакомил наш общий друг – французский поэт, композитор и певец Максим ле Форестье в феврале 1976 года. В пустом зале московского Театра эстрады Максим представил мне своего друга. «Володя», – протянул он мне руку. – «Вера». И все. Я даже не поняла, кто это. В то время в Минске шла совсем другая жизнь, были другие культурные ориентиры, совсем не похожие на Москву и ее небожителей. Единственное, что я запомнила, – его взгляд. Прямой, открытый, пронизывающий. В глаза, в зрачки, в душу. Высоцкий принес два стула, приставил их к первому ряду. Болтали легко о серьезном. О том, как выживать. О свободе в жизни и в творчестве. О том, что мужчинам выжить и состояться гораздо труднее, а женщинам проще: новое платьице, туфельки, бантик – и все становится не так безнадежно.

Владимир Высоцкий и Вера Савина
Владимир Высоцкий и Вера Савина

Зал заполнялся публикой. На нас стали обращать внимание, все как завороженные смотрели на моего собеседника Володю. К нам подошла девушка, он представил: «Леночка, секретарь директора нашего театра. Захочешь на любой спектакль – к ней, от меня». Тогда у меня все сложилось: реакция публики, артист театра, в разговоре Володя обмолвился, что хотел познакомиться с Максимом в Париже… Неужели сам Высоцкий?

Думаю, хорошо, что все сложилось именно так. Знай я, кто передо мной, не смогла бы быть естественной. Хотя Володя был очень доброжелательным и открытым.

Тогда же Высоцкий подарил Максиму свою старинную гитару, которую получил в дар на концерте в Воронеже. Во всех перемещениях по Москве «Мерседес» Высоцкого сопровождали две машины. Он знал, что за ним постоянно следят.

Володя был человеком совершенно из другой Галактики. И очень добрым. Но и отшить мог так, что люди отлетали, как выпущенные из пращи. Если ему было интересно, то ты через несколько лет продолжал с ним разговор так, как будто закончил его 10 минут назад. А судьба… Париж, Голливуд, Таити, Гаити, Лас-Вегас… Но только здесь было пространство, которое резонировало с его поэзий. Он говорил, что в СССР его держат роли Гамлета, Лопахина и Давид Боровский, сценограф Таганки. Видела почти все его спектакли, была на многих его концертах.

И знаете, когда я посмотрела фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», из кинотеатра вышла ошеломленной: это был абсолютно Высоцкий! Пластика, походка, харизма, эмоции, что-то совсем неуловимое. Хотя там есть нескольких неудачных крупных планов с плохим гримом, но моего общего впечатления это не изменило. А вот о чем фильм… Не помню.

«Только искусство лечит душу»

– В чем сила искусства и предназначение гения, на ваш взгляд?

– Искусство само по себе абсолютно иррационально. Его невозможно рассказать словами. Как говорил Максимилиан Волошин: «Если вы можете рассказать картину словами, то это не картина, а литература». В искусстве – тайна. Как и в жизни: есть не только смысл, который все ищут, но и тайна.

В искусстве не бывает «быстрее, лучше, шире, длиннее, больше, выше». Это не спорт. И не дизайн. Мы все живем в одном мире, только по-разному. И в искусстве важно – иначе. Иначе видеть наш мир. И все, что нас окружает. В искусстве мы как бы флиртуем с реальностью. Но дорого платим за этот невинный искренний божественный флирт.

Говорить об искусстве, а тем более спорить о нем – занятие неблагодарное и пустое. Все равно что «толочь воду в ступе». И разговаривать, и спорить нужно с единомышленниками. Но мне все-таки кажется, что искусство делает свой отбор между людьми. Кто-то «любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик». Кто-то – балалайку, а кто-то – «Реквием» Брукнера. Кто-то – частушки, а кто-то – высокую поэзию. Так сложилось, что у меня небольшой, но довольно изысканный круг друзей. Нас объединяют совпадающие тревоги о жизни человеческого Духа и то, что открывает Царские ворота в дивный параллельный или совсем новый мир. Я очень радуюсь, когда в моей жизни неожиданно появляются новые друзья-приятели, совпадающие вибрациями и культурными кодами, с которыми мы смотрим в одну сторону, независимо от жизненного опыта или возраста.

А утонченная грань между реальной жизнью и искусством – она внутри нас. И это хрупкое равновесие между внутренним и внешним миром создает искусство, как и религия. Со мной – так.

Благодарна судьбе за знакомства с необыкновенными людьми. И с гениями тоже. Дело не в том, как этим воспользоваться. Важно, как на это откликнуться. Какими совпадениями, какими вибрациями и каким ознобом.

А гении… Бедные-бедные гении. В повседневной жизни просто невыносимы. Современниками не поняты – было бы странно, если бы они были поняты современниками. Можно даже сказать, что абсолютно бесполезны. И бесконечно одиноки. Но гений устанавливает такую высокую планку, к которой люди, духовно одаренные, начинают тянуться. Вот для чего гении посланы в наш мир. При жизни мало кого признавали гениями. Проходили века, десятилетия непонимания и забвения. Но и это не самое страшное. Страшно, когда в соцсетях, например, появляются сообщения «10 мудрых мыслей Х», «6 высказываний Y, которые нужно запомнить» и т. д. Даже неловко это видеть. Есть 10 заповедей, которые нужно знать наизусть и по ним жить. А все «мудрые мысли» – это не формулировки. Это мир, это жизнь, это судьба. И творчество, которое дорого оплачено.

Давно поняла: хочешь уничтожить какое-то уникальное явление, сделай его массовым достоянием. Недавно был случай. Жужжит на кухне телевизор, который я не смотрю, а скорее слушаю. Вдруг слышу фразу (поют!): «Красота спасет мир», «Лев Толстой не о той красоте написал, а о твоей – льдинка, снежинка, слезинка…» Точной рифмы не помню, но загрустила. И не от того, что артисты эстрады перепутали Достоевского с Толстым. Такой, знаете ли, «толстоевский» получился. А от того, что слова Достоевского о спасительной «горней» красоте стали фастфудом и утратили свое первоначальное содержание от бессмысленного и бесконечного тиражирования. Но все-таки все ищут спасения, ходят на тренинги, к мотиваторам, коучам, а правда в том, что только искусство лечит душу. Главное, не потерять бы себя в этом агрессивном и всепоглотившем культурном фастфуде.

– Вера, героем одного из ваших фильмов является польский рок-музыкант Чеслав Немен. Вы также приложили немало усилий к созданию его музея в Беларуси. Музыканта, которого нынешнее молодое поколение не знает вовсе, а поколение 70-х чтит и боготворит. Чеслав Немен в вашей жизни тоже случай?

– Небесные почтальоны исправно доставляют небесные дары… Куда, кому и почему – в этом тоже одна из тайн жизни. И в дворянские усадьбы, и отшельникам на берега великих морей, и в унылые окраинные городские кварталы, и в заурядную деревню. Но, бывает, посланники ошибаются адресом. Очень люблю анекдот: «Задолго до Менделеева периодическую таблицу элементов увидел во сне Пушкин. Но он в ней ничего не понял».

Чеслав Немен – гений, самородок, мультиинструменталист – родился в белорусской деревне Старые Василишки. Прожил в ней почти 20 лет и эмигрировал с семьей в Польшу. Через несколько лет уже выступал на сцене парижской «Олимпии», его песню включила в свой репертуар звезда мирового кино Марлен Дитрих, в Польше его назвали лучшим музыкантом ХХ столетия.

Чеслав Немен дает интервью Вере Савиной. Фотография которая облетела весь интернет
Чеслав Немен дает интервью Вере Савиной. Фотография которая облетела весь интернет

Идея снять фильм о нем тоже возникла необыкновенным образом. У меня есть фотография с Чеславом Неменом, снятая давно во время интервью с ним в минском Дворце спорта. И вдруг она стала постоянно попадаться мне на глаза. И выпадала отовсюду: с книжных полок, из шкафа, с комода… Подумала, что это неспроста. Посмотрела в интернете и оказалось, что скоро его юбилей. А судьба Немена – отличный сюжет не только для документального кино, но и для художественного или для сериала.

Даже не ожидала, что фильм о нем вызовет такой резонанс и такое множество отзывов и комментариев в республиканской прессе. Все это помогло открыть музей Чеслава Немена в Старых Василишках. Стараюсь помогать музею и сейчас, когда он стал магнетическим местом паломничества поклонников великого музыканта: передаю в дар редкие экспонаты, архивные документы, пианино, гитару, видеозаписи, виниловые пластинки, помогаю в организации фестивалей и праздников, в работе над концепцией музея и музейного пространства. Можно сказать, что это – единственный в мире музей рок-музыканта в его родном доме.

«Духовной жаждою томим…»

– Чего вам стоило снять фильм о Пушкине?

– Почему-то все, кому я говорила, что буду снимать фильм о Пушкине, начинали смеяться. Ведь о Пушкине можно снять много совершенно разных фильмов. Тема моего фильма: Пушкин и православие. Его строку «Духовной жаждою томим…» я считаю эпиграфом к каждой человеческой жизни. И если все люди, с которыми мы встречаемся в жизни, будят в нас либо животное, либо человеческое, либо божественное. Так вот Пушкин – это про божественное. У меня есть очень хороший друг Юра Абдурахманов. Его сестра заведует паломническим отделом в Святогорском мужском монастыре (место в Псковской области, где похоронен Пушкин. – Прим. ред.). Однажды Юра говорит мне, не хочешь ли сделать фильм про Пушкина? Конечно, хочу! Но с какой стати белорусские кинематографисты будут делать фильм о Пушкине в Святогорском монастыре? И я нашла факты, чтобы увязать Беларусь с монастырем и получить разрешение на съемку. Под Бобруйском есть деревня Телуша, где жила внучка Пушкина – Наталья Александровна Воронцова-Вельяминова. В этой деревне она построила храм, школу и больницу, как это делали русские дворяне-просветители. Это единственное место в нашей стране, где каждый год проходит праздник «Пушкинские дни поэзии». Вот поэтому все легко связалось, мы поехали в Святогорский мужской монастырь и сняли фильм о Пушкине. Жизнь в монастыре – это отдельный разговор. То, что я там увидела и почувствовала, заставило меня разрыдаться.

– У вас есть потрясающий фильм о белорусской актрисе театра и кино Галине Макаровой, называется он «Мама». Почему вы выбрали такое название?

– Во-первых, нашим мамам нужно ставить памятники на городских площадях. Они шили нам, как лучшие кутюрье, готовили, как в мишленовских ресторанах, буквально из ничего! Все умели, все успевали и воспитывали нас без всяких новомодных систем. Строго. И нормально воспитали. А Галина Климентьевна Макарова была невероятной харизмы и силы женщина. Вы знали, что она – чемпионка Беларуси по мотокроссу 1939 года? Во-вторых, с Таней (дочь Галины Макаровой. – Прим. ред.) мы знакомы с малолетства. И когда умерла моя мама, мы с ней созвонились, встретились, стали вспоминать наших мам и решили сделать фильм. Так и появилась «Мама».

Белла Ахмадулина и Вера Савина
Белла Ахмадулина и Вера Савина

– У вас десятки профессиональных наград, в том числа медаль Франциска Скорины, и к вам, разумеется, часто обращаются за советом или рецензией другие авторы. Вам удается не обидеть человека, дав ему строгий ответ?

– Понимаете, есть то, что называется «санитарными нормами». Наша персональная культура – наш самый строгий цензор. Вся наша жизнь состоит из каких-то нюансов и мелочей. А творческие люди – очень хрупкие создания, с очень ранимым самолюбием. Тут нужно быть ни в коем случае не хирургом, а психологом или терапевтом, детским терапевтом. Мы же с вами знаем, что таланты – это выжившие дети. Их обязательно нужно поддерживать и окрылять. Поэтому правду говорить им нужно аккуратно и дозированно. Порой я даже кривлю душой. Редко бывает, когда ты в абсолютном восторге от человека и его работы, но находишь правильные слова, потому что понимаешь, чего ему это стоило. Но каждый автор сам должен понимать, для чего он окунулся в эту стихию – творчество. Для развлечения своего и читателей-зрителей? Как говорится, плиз. Попутного ветра. О чем вообще рассуждать? А если с пусть даже наивной целью изменить мир к лучшему, послать свой message – тогда и разговор другой. Серьезный.

Искусство, творчество – жесткое и жестокое занятие. Это не бирюльки, не вышивание гладью, не дамский лепет на лужайке. Извините меня, если резко. Хотя и эпикурейские мотивы, и вакхические песни нам не чужды. Главное в таких коктейлях – правильные пропорции.

– Вам случалось по заданию редакции снимать то, к чему душа не лежит? Выполнять идеологически нужную, но морально неудобную работу?

– Я всегда делала фильмы и писала только о том, что дает надежду. Все остальное – «развлекаловка». Выбирала всегда только тех, с кем совпадают вибрации, кто мне созвучен. Чайковский, Пушкин, Лангбард, Шагал… Есть другие документалисты, снимают о том, что нам «мешает жить». Я – только о том, что помогает. Как-то задумали фильм о Лазаре Кагановиче. Он был тогда жив. Злодей еще тот. Собирались снимать с хорошей командой: оператор Георгий Рерберг, режиссер и ведущий Алексей Герман. А потом звонит Рерберг и говорит: «Ну не могу я снимать о том, что ненавижу». И я тоже очень легко отказалась. Писала и снимала только о тех, кто «по образу и подобию…» Мои герои – это и я. В той или иной мере.

– Если бы вам сейчас предложили сделать фильм, кто стал бы его героем из современных знаменитостей?

 У меня несколько иное представление о современности. Все мои герои – мои современники и собеседники. Недавно перечитывала письма Чаадаева. Какая судьба потрясающая! О нем хорошо сказал Осип Мандельштам, что даже голуби из Ноева ковчега улетели и не вернулись, и все боярские дети, которых посылали за границу еще при Борисе Годунове, не возвращались, а Чаадаев поехал и вернулся. Он переживал за судьбу России, за что его и объявили сумасшедшим. Так что сейчас, получается, мне современен Чаадаев.

А вы знаете, что Бернард Шоу был у нас в Негорелом? Да-да. Здесь, недалеко от Минска. Тогда там проходила граница СССР. Разве он не наш современник? Для меня – да.

В период своей работы с народными театрами я случайно познакомилась с одной женщиной в деревне. Это немыслимой красоты женщина! С очень тонкими запястьями, тонкими чертами лица, больше похожая на итальянку, чем на белоруску. Ее преследовал рок, как в древнегреческой трагедии: все ее дети умирали один за другим. Их было семеро. При каких-то нелепых обстоятельствах. И внучку позже убили в этой же деревне – в каком-то немыслимой красоты пейзаже, достойном кисти большого мастера.

Я хотела записать ее монолог о женской судьбе. Просто монолог. Ведь где брать силы, чтобы такое пережить? Поразили смирение и покорность, с которыми простая женщина относилась к судьбе. Поэтому героями моих фильмов могут быть не только люди с именем, но совершенно простые деревенские жители. Как в фильме «Я садовником родился». Хотя, конечно, моя тема – фильмы-портреты художников.

А вот знаете, моим преподавателем был Анатолий Арсеньевич Михайлов, который потом стал ректором ЕГУ, а сейчас он президент университета – вот о ком нужно делать фильм. Чистый философ в XXI веке!

БЛИЦОПРОС

Любимый художник: Модильяни.

Любимый писатель: Лев Толстой.

Любимый композитор: Верди.

Любимый город: Минск.

Любимая страна: теплая.

Куда хотели бы перенестись? В молодость, в 70-е. Потому что в 70-х мы были молодыми, ни о чем не задумывались, и уже были хорошие фильмы, новая хорошая музыка, Таганка, можно было читать хорошие книги, вообще что-то уже было можно.

Если бы вам сказали, что вы летите в космос прямо сегодня, что бы вы взяли с собой? Тушь для ресниц и книгу. «Евгения Онегина». С Онегиным у меня интересная история. Когда я предложила Белле Ахмадулиной принять участие в фильме про Пушкина, в разговоре обмолвилась, как однажды я скучала в Париже и мне попался «Евгений Онегин». Я прочитала его совсем по-другому! Я видела и чувствовала каждое слово, каждое движение души, каждое состояние природы. И потом Ахмадулина мне сказала: «Вы меня так потрясли своей фразой «Однажды я скучала в Париже», но я вас хорошо поняла». 

Беседовала Мария Столярова.

Фото: из личного архива.

Фотопортрет на заставке — Ирена Гудиевская. 

Related posts

Светлана Шевлик: «Салону красоты предпочту прогулку на стройке»

Город Женщин

Максим Свобода: «В каждой песне всегда разная история, разный смысл»

Город Женщин

«Раньше говорили, как остановить изменения климата, а теперь — как к ним адаптироваться». Большой разговор с экологом

Город Женщин

Оставить комментарий