В начале апреля в Минске прошла долгожданная Белорусская неделя моды, на которой совместно с компанией LG Electronics свою новую коллекцию представила белорусский дизайнер Татьяна Ефремова. С ней мы поговорили о тенденции внедрения технологий в моду, работе во время пандемии и о проблемах инклюзии в Беларуси.
ИНКЛЮЗИЯ: ВНУТРИ ПРОБЛЕМЫ
– Я уже давно нормально разговариваю на эту тему. Конечно, когда мой четвертый сын родился с синдромом Дауна, мы пришли к этапу осознания, принятия и понимания того, как у нас в Беларуси можно социализировать особенного ребенка, как его можно адаптировать. Начали узнавать, какие социальные проекты существуют в нашей стране. После того как мы сделали первый проект, направленный на привлечение внимания к проблеме инклюзии, я давала много интервью на эту тему.
– Какова ситуация с инклюзивным образованием сейчас?
– С образованием, конечно, все не так, как хотелось бы. Существует много ограничений, поэтому над доступом к образованию после школы, получением какой- то профессии и устройством по специальности еще необходимо работать и работать. Радует, что у нас есть такие организации, как Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, – они занимаются и этим вопросом в том числе. У них достаточно программ, которые помогают в коммуникации. Например, «Ясный язык». В какой-то момент я и сама была причастна к этому проекту – при поддержке ОО «БелАПДИиМИ» был организован специальный показ. Кроме этого, на детской Неделе моды у нас был показ, где дети с разными возможностями участвовали вместе с обычными учениками модельной школы для детей и подростков Kids’ PODIUM Оксаны Кавецкой. По причине того, что мой ребенок с особенностями, я, безусловно, заинтересована в том, чтобы дети были социализированы, работало больше вспомогательных и развивающих программ.
– Какие существуют сложности, связанные с этой проблемой?
– Долгое время мы не могли найти в Витебске дефектолога, который занимался бы с моим ребенком. Пандемия, конечно, тоже повлияла. Для нашей семьи это стало настоящей проблемой: ребенок болел, не мог посещать детский сад. Помогло то, что кроме него у меня еще трое сыновей, поэтому младший социализирован и хорошо идет на контакт с окружающими. Но понятно, что из-за проблем со здоровьем мы сталкиваемся с дополнительными трудностями. Как правило, родителям самим приходится решать все проблемы и только от них зависит, насколько их ребенок будет развит и какое будущее у него может быть. Конечно, общество, а точнее, объединения помогают справиться с этим всем на базовом уровне. В Минске дела обстоят лучше, потому что здесь есть студии, театры, танцевальные кружки, где проводят развивающие занятия с инклюзивными детьми. Хорошо, что окружающие уже не шарахаются от людей с проблемами – это не может не радовать.
– Это происходит, потому что общество стремится к принятию?
– Сложно сказать. Сейчас вообще у мира такая глобальная общая проблема, как вирус. Все закрыто, каждый пытается сберечь свое здоровье, и понятное дело, что для родителей детей с другими возможностями эта функция первостепенна на данный момент. Для меня давно очевидно «принятие», но общество еще не полностью к этому пришло. Оно разбалансировано разными обстоятельствами – и мировыми, и внутренними. Оно пока не однозначно.
МОДА И ТЕХНОЛОГИИ
– Это прогресс, и он дает возможность сохранить экологичность, к чему стремятся и призывают – сейчас же век этичной моды все-таки. Ее необходимо поддерживать технологично. Во время двадцатой Недели моды в Минске на моем показе, который прошел при поддержке LG, был LG Styler в комплексе системы по уходу за одеждой – своего рода химчистка без химии у тебя дома. Мы даже шутили по поводу того, что на самом деле очень мало женщин, которые любят такой предмет, как утюг. Чаще всего глажка вещей – это обязанность. А здесь просто вешаешь рубашку, платье или даже пальто, устанавливаешь необходимую программу – и получаешь выутюженные, отпаренные, обеззараженные и продезинфицированные изделия. Я бы очень хотела иметь такой LG Styler дома. Было интересно посмотреть, как все это происходит и как работает. Конечно, я осталась под приятным впечатлением. Технологии, которые доступны прямо сейчас, – стиральные и сушильные машины, механические отпариватели – все они помогают нам сэкономить время на что-то другое, на новые свершения и впечатления.
Дизайнер Татьяна Ефремова и компания LG Electronics совместно подготовили стенд и показ на Belarus Fashion Week. На неделе моды была представ- лена коллекция с использованием натуральных тканей под брендом T.Efremova, а также система по уходу за одеждой: LG Styler, стиральная и сушильная машины.
– Какие еще технологические достижения вы применяли в своей работе?
– У меня были коллекции, где я использовала разные техноткани. Конечно, это не нанотехнологии, которые сейчас активно разрабатываются, – вроде тех, что могут считывать состояние человека или измерять температуру тела. Но вот ткани с эффектом памяти в моих коллекциях присутствовали. Также были всевозможные технические характеристики материала, уже внедренные в готовый продукт, из которого ты можешь создать окончательное изделие. Наша ускоренная жизнь, активное развитие технологий – мне кажется, в нескольких моих коллекциях эта тема точно присутствовала и продвигалась.
– Онлайн-формат, в котором проходят сейчас показы, – тоже своего рода внедрение технологий. Как относитесь к этому?
– Конечно, привыкла к тому, что у меня всегда полный зал на показах и люди, которые сразу откликаются на то, что увидят. Сейчас был другой формат, но в этом нет ничего страшного – все изменяется, мы должны реагировать на обстоятельства, которые имеем. Здорово, что произошло такое событие, как Неделя моды, пусть даже и в онлайн-формате. К счастью, определенное количество людей все-таки присутствовали на показах – и фидбэк все рав- но был. Мне кажется, это некий промежуточный вариант перед следующим шагом в будущее. Именно в этом направлении все начнет меняться. Многие дизайнеры показывают свои презентационные фильмы, используют диджитал-форматы, поэтому подобное за последние несколько сезонов уже стало нормой. Как все будет развиваться дальше, зависит в том числе и от ситуации с вирусом в мире.
Читайте также: Юлия Тарновецкая, основательница бренда UNEED: «Мода в непростые времена – глоток свежего воздуха»
Технология TrueSteam™ в LG Styler вырабатывает пар и позволяет обновить одежду, разгладить складки и уничтожить вирусы, микробы и аллергены. Обрабатывать паром можно не только повседневные вещи, но и постельное белье, рюкзаки и мягкие игрушки. Кроме того, специальный зажим на дверце очень просто сделает идеальные стрелки на брюках. Обработка водяным паром эффективна и абсолютно безопасна, поскольку не содержит никаких химикатов. LG Styler прекрасно подойдет для того, чтобы освежить одежду и устранить неприятные запахи. Он выполнен в минималистичном дизайне и легко впишется в любой интерьер.
ТРЕНДЫ И РАБОТА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
– Что касается процесса производства, сейчас присутствует тренд на медленную моду: осознанное потребление, эко- и вторичная переработка одежды. А что касается трендов непосредственно в изделиях, то так как многие продолжают проводить время в основном дома, большое внимание уделяется верхним частям тела. Потому что, общаясь по видеосвязи, хорошо выглядеть необходимо только по пояс. (Смеется.) И в одежде, и в обуви на первом месте в рейтинге важности – комфорт. Безусловно, эстетические свойства и дизайнерское взаимодействие с образом все равно должны присутствовать. Многое приходит с улиц, они диктуют свои направления.
– А что с шиком и уникальностью в образах?
– Конечно, по-прежнему есть ниша с очень женственной одеждой: кружева, воланы. Металлизация тоже никуда не делась, по-прежнему активно используются блестящие поверхности, но в соответствии с веяниями времени они уже такие «пожившие», состаренные. Также есть часть комфортная – оверсайз, и здесь тоже пытаются использовать эти яркие акценты. Популярен кастом, исторические инспирации, которые разбираются по деталям, – и получается вообще что- то совершенно новое. Именно за счет этого мы порой и не понимаем, что это уже где-то было. Сюда же – необычные формы, слияние. Плюс персонализация – люди хотят комфорта, но чтобы он был уникален.
– Насколько сложно воплощать свои идеи во время эпидемии?
– По-разному. К примеру, PREMIERE VISION – заглавная выставка, где отражаются все виды и направления тканей, сейчас тоже проходила в онлайн-формате. Дизайнеры, занимающиеся одеждой, все еще работают на тактильном уровне. Если не знаешь артикул ткани или то, как она ведет себя пластически, не сможешь заказать ее по интернету или произвести из нее именно то, что задумал. Впечатление, тактильные ощущения, пластика – это все можно получить только практическим путем. Это я говорю не только как дизайнер, ведь у меня нет промышленного производства – я могу позволить себе и другие варианты поиска. Но, с другой стороны, я также работаю дизайнером на промышленном предприятии – там, конечно, уже нужно понимать, что это конкретно за материал, как он будет вести себя в форме и крое. В этом плане все на дистанционку увести невозможно. Но в Беларуси нет локдауна, мы можем перемещаться в пределах страны, поэтому у нас сейчас не так сложно реализовывать идеи.
НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
– Я делаю полный диапазон вещей: от шелковых платьев до меховых изделий, поэтому в этот раз у меня было много верхней одежды. А учитывая то, что у нас в принципе сезоны сдвинулись и теперь в марте можно носить что-то очень теплое, а в сентябре ходить в лет- них платьях, – это определенно сыграло роль. Понятие сезонности во всем мире стало довольно размытым.
– Что можете сказать о коллекциях ваших коллег?
– Радует, что есть люди, дизайнеры, бренды, которые этим занимаются, несмотря ни на что и в любых обстоятельствах – это достойно уважения. И конечно, также радует, что Неделя моды все-таки состоялась.
Беседовала Маргарита Дорожкина