Журнал
Карьера

Как нельзя ставить цели ни в бизнесе, ни в жизни

как достигать целей

Сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем стала тема целей: как их правильно ставить, какие существуют подходы, как сделать так, чтобы все они были достигнуты. Однако в многообразии информации можно легко потеряться или сделать еще хуже, пользуясь неподходящими методами. О том, как нельзя ставить цели в жизни и бизнесе расскажет Жанна Казанская, серийный предприниматель и основатель сообщества для женщин Woman Wings.

Жанна Казанская
«Если переборщить с четким определением границ и критериев желаемого, то есть риск построить недостижимый «воздушный замок» и упустить момент, когда уже достаточно хорошо»

В первую очередь стоит отметить, что все индивидуально и зависит от конкретной ситуации с ее контекстом, обстоятельствами и всеми факторами. Тем не менее, есть некоторые общие правила, которые помогут в работе с целями и, главное, в их достижении. 

«Хочу непонятно что, непонятно как»

Расплывчатые определения желаемого, например «счастье, богатство или успех» вряд ли будут конструктивны. Чтобы достичь цели, очень важно ее четко сформулировать, определить критерии, по которым вы сами поймете, что она достигнута. 

Более того, если вы четко продумаете, а лучше пропишите, желаемое в деталях, ваши ощущения и состояние при этом, то вполне возможно вы поймаете себя на том, что ваша цель уже у вас есть, вы просто не обращали на это внимание. 

«Ровно в этом место, ровно в это время»

Четко сформулированные желания и цели — важный этап на пути к их достижению. Однако все не так просто. Если переборщить с четким определением границ и критериев желаемого, то есть риск построить недостижимый «воздушный замок» и упустить момент, когда уже достаточно хорошо. Стоит помнить, что все не должно получиться ровно точь-в-точь, как вы себе представляли. А вдруг выйдет еще лучше? Будьте гибкими и не уходите в крайности.

как достигать целей

«Раз об этом все говорят, значит, это правильно»

Сегодня существует огромное количество популярных методик постановки и достижения целей. Например, одним из наиболее распространенных методов постановки целей считается система SMART. В ней заключены основные 5 аспектов: 

  • Specific — цель должна быть конкретной и четко сформулированной в позитивном ключе, а не абстрактной и размытой. 
  • Measurable — цель должна быть измеримой и иметь некие показатели, которые дадут понять, что она достигнута. 
  • Achievable — достижимая цель, то есть та, для выполнения которой у человека есть все необходимые ресурсы или понимание, откуда их взять и где пополнить;
  • Realistic — реалистичная, или релевантная, цель, которая для человека действительно важна и ценна. 
  • Time-Limited — определенная по времени цель с четким сроком реализации. 

Безусловно, так или иначе, это рабочий инструмент, если им правильно пользоваться. Однако, не стоит ограничивать себя только одним подходом и пытаться «подгонять» свои цели под какой-либо из известных методов. Необязательно, чтобы вам точно подошел какой-то подход: попробуйте сочетать несколько, брать из них то, что наиболее эффективно работает для вас и, главное, подходит конкретно вам под конкретно ваши цели. 

«Цель должна быть реалистичной»

Действительно, нужно ставить адекватные цели, которые реально достичь. Однако некоторые понимают это условие слишком буквально и устанавливают себе жесткие границы. Тогда может получиться, что ваши цели — просто задачи на ближайшие недели и пару месяцев, которые умещаются в рамки рутинной работы и привычности. Цели — скорее про не совсем обычные действия, не про совсем обычный исход, Результат должен поднять вас на новый уровень, вывести в новое направление или как-то качественно изменить вашу привычную жизнь. Амбициозность в адекватных порциях будет только на пользу. А что если получится?

«Тогда может получиться, что ваши цели - просто задачи на ближайшие недели и пару месяцев, которые умещаются в рамки рутинной работы и привычности»
цели

«Все так делают, значит и мне надо»

Развитые социальные сети, истории успешного успеха и советы, как нужно делать, из каждого угла влияют на наше мироощущение. Навязанные желания и цели — побочное действие сильного погружения в общественное пространство социальных сетей. Если вы увидели, что кто-то купил новую дорогую сумку, машину, дом именно в этой стране, у вас тоже может появиться к этому интерес и желание сделать также. Однако стоит отделять собственные желания от навязанных. А вдруг вам не интересно ничего из вышеперечисленного и все, что вам сейчас хочется, например, открыть свою творческую студию или отправиться в кругосветное путешествие с рюкзаком? Важно, чтобы ваши цели коррелировали с вашими ценностями. 

Как же отличить навязанную, стереотипную цель от собственной? Нужно искренне поговорить с собой и честно ответить себе на следующие вопросы: 

  • Почему я этого хочу? 
  • Как я себя буду чувствовать, когда цель реализуется?
  • Как я себя буду ощущать, если цель не достигнется? 

Читайте также: «Вы – это не ваши достижения и провалы». Психотерапевт рассказала, как побороть неуверенность в себе

«Хочу все и сразу»

Зачастую цели не получается достигать, потому что они слишком далекие и не соответствуют реальным обстоятельствам на данный момент. Амбиции — хорошо и полезно, но стоит понимать, что к глобальным целям нельзя дойти ежемоментно. Небольшие системные шаги, более мелкие цели, на которые разбивается глобальная, доступные ресурсы помогут вам дойти до конечной точки, а не бросить все в самом начале. Здесь главное система, терпение и регулярность. 

«Я всем еще покажу»

Нередко бывает так, что люди ставят цели из потребности кому-то что-то доказать, быть «хорошим» или получить признание. Такие цели называются компенсаторными. Кому-то не хватает внимания и любви и, вместо того, чтобы разобраться с этим дефицитом: обратиться к близким или к психологу, человек пытается его компенсировать и придумывает разные способы, как бы это заслужить. 

В этом случае есть несколько противоречий. Во-первых, такие цели не «ваши», их достижение не принесет никакого удовлетворения, скорее разочарование от того, что внешними атрибутами не получилось закрыть внутреннюю потребность. Во-вторых, такие цели будут откладываться в дальний ящик или достигаться с трудом и неохотой. Опять же, потому что они не ваши. 

как достигать целей
«Пару дней усердной работы сочетать с днем отдыха, который необходим и тоже является частью рабочего процесса»

«Цель есть, а вот путь к ней неясен»

Иногда мы ставим большие и сложные цели и не достигаем их, потому что сам путь до конечной точки нам неясен. Здесь крайне важно выстраивать стратегию достижения желаемого. С чем поможет следующая схема:

  • Декомпозиция цели. Стоит разбивать ее мелкие шаги, определенные во времени и с конкретным итогом. Они также должны быть последовательны и направлены на достижение той большой цели, которая задает вектор всех действий. Движение к ней будет постепенным, с равно распределенной нагрузкой. Так, можно избежать прокрастинации или приступить к действиям. 
  • Идти методом спринтов и поддерживать мотивацию. Чтобы не сбиться в пути, стоит регулярно напоминать себе, зачем вы это делаете и какой вы получите результат, когда цель будет реализована, как вы будете себя ощущать и как изменится ваша жизнь. Работу стоит выполнять порционно: пару дней усердной работы сочетать с днем отдыха, который необходим и тоже является частью рабочего процесса. 
  • Отслеживание прогресса. Чтобы не потеряться в задачах и не утонуть в работе, стоит вести таблицу или дневник ваших результатов. Во-первых, вычеркивание того или иного дела из списка повышает дофамин и вашу мотивацию, во-вторых, так вы будете четко видеть вашу траекторию движения и последовательность действий.
  • «Я сделаю все сам/сама». Быть самостоятельным человеком — хорошо, однако нужно уметь делегировать какие-то задачи и просить о помощи, если это требуется. Это тоже важный навык, благодаря которому вы сможете высвободить время на действительно важные дела и приблизить себя к достижению цели. Здесь может помочь матрица Эйзенхауэра:
    – срочные и важные дела выполнять самому;
    –  срочные, но не важные – делегировать другим;
    – срочные и не важные – внести в план и делать по мере возможностей;
    – не срочные и не важные — проанализировать, нужны ли они, если нет — вычеркнуть. 

Рекомендуем

«Личный бренд — это не самоцель, а инструмент, который помогает начать зарабатывать»

Город Женщин

Корпоративное обучение: ступенька в карьерной лестнице или неоцененный бонус.

Город Женщин

«Мир стал цветным!» Вдохновляющая история бариста Дарьи из «Инклюзивных кофеен», которая после аварии живет на полную катушку

Город Женщин

Оставить комментарий

10072