Корпоративное обучение в последние 10 лет стало трендом. IT-индустрия, фармацевтические и производственные компании, рестораны, банки предлагают своим сотрудникам всевозможные программы и курсы, но, пожалуй, лидирует на рынке все-таки корпоративное обучение английскому.
Ирина Баценко
основатель клуба английского языка в Минске «МАЛБЕРРИ КЛАБ», кандидат педагогических наук
Однажды я услышала, как два сотрудника IT-компании обсуждали бонусы и один из них сказал: «У нас в компании обычный стандартный пакет: медстраховка и корпоративное обучение английскому языку. Ничего особенного». Обидно, да? Как же сделать этот неоцененный бонус важной и ценной инвестицией?
Обычно при правильном подходе процесс организации корпоративного обучения занимает от двух недель до месяца. На первый взгляд все кажется просто: находишь преподавателя, формируешь группы – и вперед. Но на самом дела все гораздо сложнее. На что стоит обратить внимание при организации процесса обучения, чтобы получить максимальный результат и не выбрасывать деньги на ветер?
При планировании корпоративного обучения стоит обдумать ряд вопросов
- Кому нужно обучение: компании или сотрудникам? Применимы ли полученные знания и умения в рабочем процессе или это просто бонус, который для самой компании неактуален. Если владеющий английским специалист нужен компании, то какой именно аспект более ценен: письменная речь, общение или чтение литературы? Если это бонус для сотрудника, то тогда стоит заранее оговорить ожидания и тот результат, который необходим.
- Это будет групповое или индивидуальное обучение?
- Какой формат обучения предусмотрен: онлайн, офлайн, смешанный, формат вебинаров и практических проектов?
- Какая программа актуальна: общий коммуникативный курс для общения, бизнес-английский, ESP – английский для специальных целей (медицинский, технический, для индустрии гостеприимства, IT-сферы и т.д.). Даже для IT-специалистов английский не однороден: для системных администраторов, разработчиков, управляющих проектами нужны разные программы. Последнее время большую популярность набирают программы по развитию гибких навыков Soft Skills, которые включают программы по публичным выступлениям, презентациям, нетворкингу, межкультурной коммуникации, переговорам, навыкам убеждения и т.д.
- Длительность программы (дата начала и конца), интенсивность (количество часов и занятий в неделю, месяц), количество этапов (модули и уровни). Какая цель должна быть достигнута за определенный промежуток времени после окончания модуля или уровня.
- Как будет осуществляться контроль и оценка качества и эффективности обучения (тестирование, создание проекта или продукта)?
- Какие учебные материалы (учебники, презентации, платформы) будут использоваться для обучения? Будут ли это учебники, разработанные британскими корпорациями Oxford, Pearson, Cambridge, компиляция различных модулей или это авторский методический курс (в случае Soft Skills), или компания готова заказать программу, созданную под потребности конкретной компании (tailored program). «Малберри Клаб» в своей практике разрабатывал программы для участников стартап-проектов, сотрудников казино, банков.
- Кто преподаватели? Это могут быть местные или преподаватели-носители из США, Канады, Великобритании и т.д., важен ли опыт в сфере бизнеса, IT и т.д., наличие образования, наличие научных степеней (например, в сфере коммуникации и т.д.)
- Какая форма мотивации и отчетности предусмотрена?
- Где будет проводиться обучение и в какое время? Возможно, это будет территория заказчика или территория школы либо клуба, в рабочее время или до/после работы.
- Как формируется цена за обучение? Влияет ли количество групп, интенсивность занятий, ресурсы?
- Кто оплачивает обучение: компания полностью или частично сотрудники?
Исходя из нашего опыта могу сказать, что чем тщательнее проходит подготовительный этап обучения, тем лучше результаты. В процессе организации корпоративного обучения, как правило, участвуют несколько специалистов со стороны компании-заказчика и со стороны компании-провайдера. С нашей стороны, компании-провайдера, участвуют несколько специалистов:
► методисты, которые тестируют сотрудников заказчика и формируют группы, подбирают преподавателя, разрабатывают программу и тесты, осуществляют контроль;
► преподаватель или несколько преподавателей;
► директор или бухгалтер, которые ведут финансовый контроль.
Бонусы
При заказе корпоративного обучения в «Малберри Клаб» есть и приятные бонусы. Так, дополнительно мы организуем бесплатные клубные онлайн- или офлайн-мероприятия, дополнительные занятия с носителями языка, есть возможность пользоваться библиотекой клуба, дети обучающихся могут учиться в клубе со скидкой, мы подбираем программы по изучению языка за рубежом, помогаем подобрать онлайн- и офлайн-курсы в Великобритании, США, Европе, Канаде.
Плюсы
Корпоративное обучение имеет много плюсов: сотрудники экономят время, над программой работают несколько специалистов, если что-то не понравилось, всегда есть варианты замены и альтернативные решения.
В «Малберри Клаб» обучаем сотрудников не только английскому, но и русскому как иностранному, Soft Skills, готовим проекты и обучаем под конкретные задачи (выступления, презентации и т.д.). У нас обучают и обучали сотрудников представители дипмиссий, IT-компаний, медицинских, производственных компаний, казино и многие другие.