Если бы люди летали, наш мир имел бы совершенно другие очертания — и об этом можно лишь фантазировать. Однако среди нас все же есть те, которые словно парят — так много в них творческой, созидательной энергии. О таком человеке рассказываем в рубрике «Персона» — Лена Зински, «птица», поэт, художник…
— Лена, я попрошу тебя продолжить фразу “Я — Лена Зински”…
— Хм, вопрос в лоб (смеется). Окей, я поэт, художник, инициатор и создатель разных проектов: от книжного клуба, который постулирует профессиональное и личностное развитие, до креативной студии в рамках собственного бизнеса. Вот такие разные разные амплуа-фрагменты.
У Джумпы Лахири, американской писательницы, которую я люблю, есть цитата из ее нон-фикшн «Другими словами», которую перевожу-перефразирую: «Всю жизнь я хотела увидеть точное изображение в рамках собственного я. Цельного человека, а не фрагментарного. Но этого не было… Потом я осознала, что я создана из этой неопределенности. Она — мой источник, моя судьба. Из этой пустоты, из всей этой неопределенности исходит творческий импульс. Импульс заполнить рамку». Так и у меня. Разные образы питаются друг от друга, дополняя. Никакой точности, но огромное желание заполнить неопределенность, и непоколебимые усилия для этого.
— Одно из твоих личностных и профессиональных амплуа — поэт. Расскажи о своих сборниках: о ком они? О чем?
— На сегодняшний момент изданных книг четыре: два сборника поэзии, детская азбука и антология, в которой я соавтор. Еще четыре детских книжки готовы, но пока не пристроены. И следующий сборник поэзии тоже готов, лежит тихонько, еды не просит. Находясь на Западе, я переключила фокус на погружение в местные творческие реалии.
Поэзия — это пойманная эмоция, запечатленная словами. Задача автора сделать это осознанно и со смыслом.
Первый сборник писался по следам юности, о времени в Лондоне, где я прожила без малого 9 лет; там много стихотворений из путешествий, о встрече с миром, о любви. «Полюса» я закончила в Греции, где у нас был большой проект, оттого мы там проводили много времени. Следующий третий сборник, еще неизданный, будет называться «Мать-и-мачеха», над названием своего первого полностью англоязычного сборника я еще думаю.
— О чем твои картины? В какой технике ты их создаёшь?
— Мне нравится техника коллажа. Чаще всего я рисую реалистичные образы акрилом, потому что он, в отличие от масла, дружит с бумагой, потом добавляю коллажи-узоры. Сейчас вот, например, работаю над серией «Сны». Это будут довольно габаритные работы, абстрактные и одновременно наполненные микросмыслами благодаря вставкам из более мелких фрагментов. Эдакие узоры-шторы-призмы создания.
— Скажи, в своей творческой манере ты когда-либо кому-либо подражала? Кто тебя вдохновляет?
— Подражать скучно, поэтому нет. А идеи у других черпаю постоянно. Понравившееся стихотворение, картина, слово, выставка, продукт, что угодно, чей смысл или эстетика цепляет. Делаю клипинги, мудборды. Вдохновение включается, когда есть стимулятор. Работы других людей отлично помогают включить собственное бессознательное.
— На твой взгляд, художник, поэт, литератор — представитель искусства — должен отражать реальность? Реагировать на события, не оставаться в стороне от актуальной повестки? Или это все же другой мир?
— Искусство не может оставаться в стороне от происходящего в обществе, именно потому что оно вырастает из эмоций, которые это общество переживает. Счастье нужно уметь заметить, а боль и несправедливость видны всегда: они выливаются в слова и картины.
— От своих книг — к созданию книжного клуба. Расскажи о клубе: почему ты его создала, для кого?
— Идея клуба для людей читающих-пишущих-создающих у меня была давно, еще с лондонских времен. Хотелось создать комьюнити, проводить встречи. Но тогда я искала привязку к месту, и в этом была сложность и ошибка. А когда началась пандемия, мне довелось побывать на мероприятиях в Zoom с выдающимися мыслителями мира, расположенными кто в Калифорнии, кто в Берлине, кто где. И тут я и решила вывести свой корпоративный книжный клуб в социальный проект, далеко за рамки организации, сохраняя его внутреннюю ценность и мое жизненное кредо: Завтра я буду лучше чем вчера. Так появился Always Be Better. Так он поэтому и называется.
— Одна из особенностей твоего клуба — живые встречи с авторами, которые ты проводишь раз в месяц. Кто гости твоих встреч?
— Люди, которые мне интересны. Читающие люди, которые разделяют наши ценности — постоянно становиться лучше, несмотря на то, чего они уже достигли. Это авторы, художники, лидеры мнений. Недавно гостем была белорусская писательница Татьяна Замировская, автор нашумевшего романа «Смерти.net». Мы обсуждали её книгу рассказов «Земля случайных чисел». Гостями ноября , например, будут писатели для подростков Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский — будем говорить о литературе для подростков, приходите! А чуть раньше была Женя Чернявская с тель-авивскими реалиями и Мария Гвардейцева, с которой мы обсуждали современное искусство и книги, посвящённые этой теме. В декабре планируем виртуальный новогодний огонек с поэтами. Идей очень много!
— Успешные проекты всегда окрыляют, а как на счёт неудач? Можешь рассказать о том, чего тебе в жизни очень хотелось, но так и не удалось реализовать?
— Я стараюсь смотреть на неудачи, как на возможность пересмотреть, в чем еще мы не дотягиваем, вынести урок, поэтому считаю их остановкой на пути к поставленной цели. Еще очень многое не реализовано, как в работе, так и в творчестве. Я убеждена, что каждый опыт нам дан для чего-то, наша задача усвоить/переварить/вынести смысл.
— Кто из публичных женщин, на твой взгляд, является сегодня «голосом мира»?
— Есть несколько женщин, которыми я воистину восхищаюсь. Одна из них — дизайнер, начавшая со своим мужем-строителем студию по переделке старых домов. Потом эта студия переросла в телепроект, потом в журнал, потом в книги, потом в микрогород внутри города в Техасе, рестораны, магазинчики — огромное комьюнити, прославляющее свой городок в Техасе. Возможно, вы ждали от меня другой пример. Но меня восхищает ее умение реализовывать собственные мечты, преображая тем самым общество вокруг себя. Ее зовут Джоанна Гейнс. Кстати, скоро у нее выйдет новая книжка о всех ее приключениях.
Любимые книги. Из профессиональной литературы — «Осознанный бизнес» Фреда Кофмана. Из книг по личностному развитию «Выбор» Эгер, который мы обсуждали на самой первой встрече клуба Always Be Better. Из поэзии я очень люблю американских современников — причем любимых очень много: Джейн Хершфилд, Илья Каминский, Мэгги Смит. Из недавно прочитанного: нон-фикшн Этгара Керета «Семь хороших лет». Из фикшн отмечу исторический роман «Красный Крест» нашего белорусского писателя Саши Филепенко и «Кажется Эстер» Кати Петровской, германской писательницы, родившейся в Киеве.
— Напоследок, пофантазируем, такой вопрос: ты улетаешь на Марс — что возьмёшь с собой?
— Когда-то, еще до беременности, мы с мужем собирались в длительный пеший поход. Он пытался меня подготовить к тому, что нужно будет жить без всяких баночек-кремов, но главное — с собой никаких книг, разве что kindl. Краски тоже не вариант, потому что все на себе носить. Карандаш и блокнот — и все. Я так волновалась в предвкушении путешествия, что аж забеременела (смеется). На Марс я тоже отправиться не поспешу, разве что в короткую командировку. Но там должна быть инфраструктура и удобства, и хороший свет справа от холста, и книги обязательно бумажные, со всего мира, без цензуры, в качественном переплете.
— Лена, в чем твоя сила?
— В трудолюбии и любви к тому, что я делаю. И людям, которыми окружена. Любви, которая, как у Данте, «движет солнцем и другими светилами».
СПРАВКА:
Родилась в 1986 году в Минске. В 2010 году окончила Минский государственный лингвистический университет по специальности «Английский язык и литература». В 2010 году окончила Лондонский колледж по специальности «Связи с общественностью».
С 2013 года руководит несколькими направлениями в собственных компаниях 1PT Group и Spinberry, в том числе большим художественным отделом.
Дебютная книга поэзии Лены Зински «Записки в пути» вышла в московском издательстве «БОСЛЕН» в 2014 году. В 2018 году за ней последовал сборник «Полюса», также детская книжка «Детский сад для букварят, или Азбука в стихах», вышедшие в белорусском издательстве «Галияфы».
В Беларуси состоялись три персональные выставки автора.
Последние 15 лет Лена жила в Великобритании, США, Беларуси и Греции. В настоящее время находится США.
Текст Мария Столярова