Журнал
Интервью Культура

С легкой иронией, с тихой нежностью: художник Дмитрий Суринович

Дмитрий Суринович

Он родился в деревне с ласковым детским названием Вишенка и, при случае, всегда говорит об этом с особой теплотой. До 15 лет Дмитрий Суринович вообще не рисовал. Его первыми художественными опытами стали простые зарисовки красно-синим командирским карандашом отца, а первым учителем – обычный солдат из части, где отец Дмитрия служил.

Сегодня Дмитрий Суринович считается одним из лучших минских акварелистов, о его работах говорят как о «высокой поэзии акварели», их охотно раскупают коллекционеры во всем мире. Это особый мир цвета, искренности, игры, доброты, увлеченного восприятия окружающего, чуть ироничного, но безгранично влюбленного.

О творчестве художника нашему журналу рассказала искусствовед и друг Дмитрия Суриновича – Лариса Михневич. По определенным обстоятельствам Дмитрий Михайлович уже несколько лет не дает интервью, но продолжает создавать работы той рукой, которая еще рисует, – левой.

О Диме

Дима – наше все: и архитектор, и реставратор, и художник-аниматор, и живописец, и акварелист. Но в первую очередь отличный человек. И еще для меня он – знаток. Знаточество – это редкий случай сочетания прекрасного вкуса и ясной ценностной системы с умением аккумулировать вокруг творческую среду. Круг идей и людей. И что очень важно – с умением щедро этим делиться. Вокруг него просто море интересных людей, он притягивает интересное, как магнит. Такой он, наверное, у нас один. Уникальный.

В моей жизни, благодаря Диме, случилась масса важных, интересных событий и знакомств. Открытия его новой выставки я жду с большим нетерпением и интересом. Несмотря на огромное количество его «персоналок», такой выставки у него не было. Его будет много. Очень много. Выставка займет все пространства Национального центра современных искусств, те, что на проспекте: будут представлены все направления творчества Дмитрия Суриновича – и мультипликация, и живопись, и акварели. У его работ в мультипликации очень оригинальные, тонкие техники, поэтому нас ждет масса открытий.

«Дамы»

Об анимации

В анимационных работах всегда заложен данный художнику сюжет, ты должен его воплотить. Но как это делает художник – это уже другой вопрос. От этого зависит, как зритель примет фильм. Вспомните, например, работу Суриновича «Легенда о леди Годиве».

XI век, легенда о благочестивой реальной женщине, которая, по воле капризного мужа, проехала по городу обнаженной, чтобы освободить от налогов обнищавших горожан. Это подвиг, правда деликатные горожане закрыли окна, чтобы наша леди меньше страдала. Сюжет, такой далекий от современного человека, тем более интересно открыть его ценность, понять. Какой там у Димы белый конь! Почти скульптура, совершенно монументальный. Важный, гордый. И такая тоненькая, как лучик, просто тающая в своих волосах, хрупкая, трогательная героиня. На этом контрасте и строится сюжет героического. Этот пример, один из многих, показывает, как потрясающе Дима работает с сюжетом.

«Дурочка, да люблю же я тебя». Более всего такой слоган подходит к его акварелям.

И вообще, увидеть кухню анимации – это особое удовольствие. Даже при всех современных супертехнологиях работа в анимации все равно, как и когда-то, начинается с руки. То, что есть у Димы – это и есть работа рукой, классика анимации, редчайшая редкость. На выставке его мультипликационные работы будут идти в режиме non stop все три недели и, я думаю, что зрителей ждет много открытий.

Дмитрий Суринович  картина
«Рыбка»

«Дурочка, да люблю же я тебя»

Как описать отношение Димы к женщинам? Я скажу, может быть, не очень литературным словом, но это будет лучше всего: «Дурочка, да люблю же я тебя». Более всего такой слоган подходит к его акварелям. Женщины здесь странные, удивительные по форме, в каких-то непростых ситуациях: то кот неожиданно впрыгивает в раскрытое окно прямо на стол, то какие-то котята рядом или петухи, или женщина принимает ванну, играет на саксофоне…

В общем, они вроде и не очень презентабельные, но безумно нежные, живые, настоящие. А судя по количеству женщин в его работах, смело можно говорить о том, что мы, женщины, и есть основной герой произведений Дмитрия Суриновича. Это совершенно свое, уникальное, творческое воплощение женщины: яркое и теплое, с легкой иронией и тихой нежностью.

Французский критик Паскаль ле Торель назвала Диму «Гогеном из края эскимосов». Точная характеристика его живописи. Женщины у него большие, с действительно «гогеновскими» линиями тела, им, как правило, тесно в рамах; а глаза у них слегка вытянутые, как у северных народов, и, как у Модильяни, пустые, без зрачков, смотрящие в себя…

Так, на стыке соединений несоединимого, и возникает живопись Дмитрия Суриновича. Плотная, с мелкой, ювелирной обработкой холста. Конечно, со временем, отношение к женщинам в работах меняется: в поздних художника больше увлекает ситуация около женщины, нежели она сама. И в этом плане на выставке у вас тоже будет масса открытий.

Художники часто любуются тем, что непонятно зрителю. Вспомните Рубенса, который с упоением рисовал целлюлитных барышень. Его кисть выписала каждую ямочку, свет падал так, чтобы было видно абсолютно все. Овдовев, он женился на девушке-мечте, которую сам себе напророчил – она была похожа абсолютно на все его фантазии.

Читайте также: «Искусство – это не объект, искусство – это отношение между вами и объектом»

На знаменитой картине «Шубка», где его молодая жена встала, покинув супружескую постель, небрежно набросив на себя меховую шубку, – такой целлюлит у барышни на ногах, что мы все сегодня закричали бы: «Так жить нельзя! Быстро заворачиваемся в целлофан! Это же катастрофа!» А у Рубенса — Любовь! А мы смотрим и восхищаемся.

Дима – человек тончайшего художественного вкуса. Он подмечает такую разную женскую красоту. Видит ее и в полных женщинах, и в некрасивых женщинах, и в чрезмерно худых, в любых. Но я точно знаю, что ему нравится, когда у женщины горят глаза и ощущается «нутро». Без этого все только обложка.

Посмотрите, какие модели сейчас в тренде: есть даже не очень высокие, со щербинкой, полные, с витилиго – все с какими-то нюансами во внешности. Конечно, физической индивидуальности мало, нужно быть «хамелеоном», выйдя на подиум, донести смысл, идею вещи. Но этот современный модельный подбор так близок к Диминому «Дурочка, да люблю же я тебя».

Картина
«Возвращение беглого кота»

Акварель – мужественное искусство

В европейском искусстве к акварели долго относились не слишком хорошо. Она была вспомогательным искусством, частью обучающего процесса. Но со времени кубизма, и особенно с Тернера, начинается взлет акварели. Все блистательные открытия Уильяма Тернера основаны на его экспериментах с акварелью. Без этого не было бы его шикарной живописи.

Искусство существует и как товар. Нам кажется, что акварель живет не вечно, что масло надежнее, т.е. она столько стоить не должна. Но и живопись не вечна. Вспомните историю с работой Серова. В идеальном хранении Третьяковской галереи его шедевр «Портрет Дервиз с девочкой» взял и рассыпался. Только современные компьютерные техники позволили спасти картину, собрав просто из «пыли». Ценность искусства не в его технике, а в его духе.

Работа в акварели требует мужества – да. Дима часто это говорит. Потому что в акварели ты уже не исправишь. Димино творчество прекрасно своей виртуозностью: из того, как и куда течет краска, что с ней случилось на бумаге, почти мгновенно рождаются форма и сюжет произведения. Решать нужно сразу, медлить нельзя. Масло можно исправить, счистить, переписать. Можно подумать парочку дней. В акварели этого нет. Поразительные акварельные цвета дает только виртуозность. Поэтому у многих работа с акварелью довольно быстро заканчивается. Но не у Димы. Он невероятного обаяния человек. В нем есть и детскость, и непосредственность (и это при всем его интеллекте!), и как раз именно работа с акварелью развивает, культивирует и поддерживает в нем эти качества.

На выставке будут те работы, которые он сейчас пишет левой рукой, потому что правая сторона после инсульта слабо восстанавливается. История искусств знает такое. Так было у Матисса. И этот новый этап творчества Суриновича мы сможем увидеть на выставке.

Справка «ГЖ»

Дмитрий Михайлович Суринович родился 31 июля 1953 г. в д. Вишенка Кировского района Могилевской области. В 1975–1980 гг. учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте на одном курсе вместе с Владимиром Цеслером и Сергеем Войченко. С 1979 г. участник художественных выставок. Член РОО «Белорусский союз кинематографистов» (с 1997 г.), ОО «Белорусский союз художников» (с 1998 г.). Дипломант І Минской международной биеннале современной живописи COLORFEST (2008).

Произведения художника находятся в собрании Национального центра современных искусств Республики Беларусь, Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, Витебского художественного музея; в частных коллекциях в Беларуси, России, Польше, Израиле, Германии, Франции, Италии, Японии, США и др.

Текст: Мария Столярова

Фото: личный архив Дмитрия Суриновича

Рекомендуем

Свежий взгляд студии АrtPlay.

Город Женщин

Профессор Наталья Митьковская: «Лишь у 50% людей инфаркт имеет классическую картину»

Город Женщин

«Не надейтесь, что кто-то возьмет вас за руку и приведет к большим деньгам». Психолог Наталья Жукова — о том, что на самом деле мешает вам зарабатывать больше

Город Женщин

Оставить комментарий