В 80-ый раз проводится старейший кинофестиваль мира – Венецианский. И как не раз бывало в его истории, не без скандалов и «горячих» тем для обсуждения. Даже в отсуствии голливудских звезд, многие из которых не смогли приехать на остров Лидо по причине забастовки работников киноиндустрии в Голливуде, привлечь к себе внимание фестиваль все же сумел, заявив показ фильмов трех классиков кино – старейших и скандальнейших: Романа Полански, Вуди Аллена и Люка Бессона! Все трое имеют репутацию ловеласов, все трое прошли через суды по обвинению в сексуальном домогательстве. Все трое едва не стали персонами нон-грата на прочих фестивалях мира. В Венеции решили действовать по-своему, пригласив троих «отверженных» с их новыми фильмами и тем самым запустив обратную волну «культуры отмены».
В оправдание столь неоднозначного и смелого решения, директор Венецианского кинофестиваля, Альберто Барбера, заявил, что, мол, история искусства полна художников-преступников, а мы, тем не менее, продолжаем восхищаться их работами. Примеров тому, действительно, можно привести немало. К тому же Венеции нечего терять – может позволить себе скандалы и неоднозначные поступки. Репутация у этого кинофестиваля, можно сказать, «подпорчена» с момента его основания: кинофорум был инициирован в 1932 году тогдашним правителем Италии Бенито Муссолини, а первые награды, что вручались тут, носили названия «Кубок Муссолини» и «Большая Золотая медаль Национальной фашистской ассоциации развлечений». Два стареньких кинорежиссера и один бодрый, любвеобильный Люк Бессон выглядят на фоне такой исторической летописи не самыми крупными злодеями.
Вышло так, что не успел еще фестиваль 2023 года начаться, как уже случился скандал – на проходившей накануне его открытия церемонии вручения премии Filming Italy Best Movie Award был арестован 22-летний испано-французский актер Габриэль Гевара, должный получать награду за роль в фильме «Моя вина». Ему предъявили обвинения в причастности к инциденту с сексуальным насилием во Франции и задержали в Венеции. Так что еще до начала фестиваля новостная лента говорила о подобных инцидентах и их участниках более, нежели о фильмах. Почва, так сказать, была подготовлена…
Тряхнуть стариной
Венецианскому кинофестивалю в этом году 80 лет – старейший кинофорум. Он стартовал в 1932 году, а год спустя, в 1933-м, в Париже в еврейско-польской семье родился мальчик по имени Роман Полански. Сегодня ему 90 – а он все еще снимает кино! Его отношения с Венецианским кинофестивалем давние: впервые свое кино в Венеции Полански показал в далеком 1962 году. Это был его самый первый полнометражный и еще черно-белый фильм «Нож в воде». Он был удостоен в тот год Приза Фипресси. Затем фильм был номинирован на «Оскар», попал на обложку журнала Time, а автор текста интервью с режиссером в газете New York Post написал такое «пророчество»: «Полански проживет мальчишкой лет тридцать, а потом внезапно превратится в дряхлого старца. Зато какая это будет жизнь!»
И какая это была жизнь! Тридцать лет спустя, в 1993 году в Венеции Поланскому вручили в Венеции Почетного «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. Нет, он не был еще дряхлым старцем, но его биография уже была омрачена смертью жены, актрисы Шарон Тейт, убитой в их же доме членами банды маньяка Чарльза Мэнсона в 1969 году. Шарон была на 8 месяце беременности…
И в частной жизни Поланского начнется нескончаемая «черная полоса». В марте 1977 года его арестуют по подозрению в изнасиловании 13-летней модели Саманты Геймер, предъявят обвинение по шести пунктам, но ни в одном Полански не признает себя виновным. По совету адвокатов, идя на мировое предложение, он признает в суде вину по самому легкому обвенению, отбудет в тюрьме 42 дня, а сразу после освобождения спешно покинет США. Навсегда! Позднее в одном из интервью, в ответ на вопрос, откуда он знает, каково это – быть беженцем, Полански скажет, что живет как беженец всю свою жизнь.
Разбирательства по этому делу длятся по сей день. К ним добавились обвинения еще нескольких девушек, утверждающих, что режиссер также подвергал их сексуальному насилию. Полански был исключен из Американской киноакадемии, и стал невыездным жителем Франции, чья конституция не допускает экстрадицию своих граждан. Полански давно извинился перед Самантой Геймер, а она приняла его извинение. Более того, в 2017 году сама ходатойствовала о прекращении дела против Полански, но Верховный суд округа Лос-Анджелес отклонил ее прошение. Саманта Геймер даже согласится дать интервью жене Поланского, актрисе Эммануэль Сенье, в котором (его опубликовало французское издание Le Point) призналась, что никогда не считала себя жертвой. И что куда более ее травмировало даже не случившееся между ней и режиссером, а все то, что было после – шумиха, раздутая публично вокруг инцидента. Что, мол, Поланского она давно простила, а вот всех «неравнодушных» инициаторов скандала, который постоянно поднимает ее имя в СМИ, простить не может.
Когда в 2019 году в Венеции была представлена новая лента Полански «Офицер и шпион», приехать в Италию на фестиваль режиссер не смог. Картина же собрала множество призов: была названа лучшим фильмом на иностранном языке, удостоилась особого Приза жюри и награды Фипресси, а также премии Green Drop. В ней рассказывается история французского офицера, ложно обвиненного в шпионаже в пользу Германии, а через несколько лет оправданного и помилованного. Все тогда заговорили, что, похоже, с экрана фильма Полански намекает на свою невиновность… После триумфа ленты в Венеции, французские активисты бойкотировали ее премьеру в Париже, сорвали несколько показов, а после того, как фильм был номинирован на 12 «Сезаров» (главную французскую кинопремию), волна возмущения общественности достигла апогея, вынудив руководство премии уйти в отставку.
И вот нарушителю морали и вечному хулигану Роману Полански уже 90 лет. Но даже в таком преклонном возрасте он не может успокоиться и просто жить, не снимая кино. Он рожден кинорежиссером и в этом статусе собирается покинуть мир, надеясь, что его имя останется вписанным в историю в титрах его фильмов. Новая картина – «Дворец», сценарий к которой написал тот же Ежи Сколимовский, что был сценаристом самого первого фильма Полански «Нож в воде» – это гротескный разговор старика-режиссера о конце света. И если в «Офицере и шпионе» Полански пробовал тонко намекнуть, что не все судебные дела соотносятся с истиной, в этом фильме прямо высмеивает своих судей – общество, которое само по себе карикатурно, порочно, но при этом считает вправе выдавать оценки и суждения. Холодный прием, который оказали фильму в Венеции критики и зрители, ровным счетом ничего не говорит о нем. Когда-то тут так же освистали «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера – а сегодня фильм считается культовым. Финчер после того случая решился вернуться в Венецию только 20 лет спустя. Нынешний его фильм «Убийца» был принят на фестивале с овациями!
Господин Удача
Еще один старец от кино, которого в Венеции могло не быть, но он приехал – Вуди Аллен. Ему 87 лет и он (как это ни странно и даже смешно) тоже стал героем сексуального скандала. Аллен оказался под следствием по подозрению в сексуальном нападении на свою приемную дочь еще в 1990-х годах. «Он полностью оправдан! – заявляет в оправдание своего решения пригласить Вуди Аллена в Венецию директор Венецианского кинофестиваля. – Прошло 25 лет! И для меня враждебность к нему, особенно в США, совершенно непостижима!». Все так: Вуди Аллена давно оправдал суд, но только не Голливуд!
В Венеции в 2023 году вне конкурса показали новую картину режиссера, четырехкратного обладателя премии «Оскар». С экрана «Счастливого случая» старина Вуди Аллен говорит со своим зрителем о силе удачи в нашей жизни. «А насколько вы сами удачливы в жизни?» – спросили журналисты Аллена, имевшего смелость прийти на пресс-конференцию и тем самым дав понять, что он не боится острых вопросов с подвохом. Маленький сухонький сгорбленный старичок, в круглых очках в толстой оправе, ставшими частью его образа, в ответ на этот вопрос признается: «Знаете, я очень, очень счастливый человек, которому много и часто везло в жизни. Всю жизнь! У меня было двое любящих родителей. У меня есть хорошие друзья. У меня замечательная жена и дети. Через несколько месяцев мне исполнится 88 лет, а я никогда не лежал в больнице. Со мной никогда не случалось ничего ужасного. Я был очень счастлив всю свою жизнь! Мне повезло, что, когда я только начал снимать свои фильмы, меня окружали люди, которые всячески подчеркивали то, что я умею делать хорошо, и не корили меня за то, что я не умею делать вовсе или делаю неважно. Они были щедры на похвалы мне. И мне очень повезло с производством моих фильмов. За свою жизнь я получил множество незаслуженных наград и большое количество внимания и уважения к себе. Фортуна благоволела ко мне. Надеюсь, она не покинет меня и сейчас. До сих пор мне очень везло в жизни».
Свой новый фильм американец Вуди Аллен снял в Париже, с французскими актерами и на французском языке. Поясняя, почему вдруг, говорит: «Поначалу я собирался снять этот фильм про двух американцев, живущих в Париже. А потом подумал: это ведь будет мой 50-й по счету фильм. И я так люблю Париж! Так почему бы мне не снять фильм на французском языке, пусть даже я сам я не говорю на нем. Я, наконец-то, почувствовал, что стал настоящим европейским режиссером, раз снял фильм в Париже, с французскими актерами и на французском языке. На протяжении многих лет я смотрел фильмы французских режиссеров (Годара и Трюффо) и мечтал присоединиться к этой группе людей. И вот, наконец, я сделал это!»
Вуди Аллен совершенно не выглядит жертвой осуждения, обиженным и оскорбленным. Как и Роман Полански, он живет своими фильмами, которые продолжает снимать, не собираясь уходить на покой. «Я делаю все так же, как и раньше: встаю рано утром, делаю зарядку, ем свой завтрак, а затем сажусь на кровать, беру в руки карандаш и бумагу и пишу историю… Я всегда так делал свои фильмы – и делаю так по сей день»
Третий элемент
Третий мэтр кино с запятнанной репутацией, приглашенный на кинофестиваль в Венецию в 2023 году – француз Люк Бессон. Он самый молодой в этой тройке (всего-то 64 года), но скандалов в его биографии не меньше. Как и заслуг! Достаточно просто посмотреть на цифры: в качестве режиссера, продюсера и сценариста он принял участие в создании более чем 250 фильмов! Самые известные его ленты – «Никита» (1990), «Леон» (1994), «Пятый элемент (1997) – давно и уверенно вписаны в историю кино. А вышедший в 2014 году фильм «Люси» со Скарлетт Йоханссон в главной роли сделал Бессона еще и одним из самых кассовых режиссеров – по миру было продано 57 млн. билетов. Это Бессон открыл миру Милу Йовович, Натали Портман, Жана Рено, а в новом фильме представил свою новую находку – американского актера и музыканта Калеба Лэндри Джонса, чье имя определенно стоит запомнить.
Историю «Догмена» Бессон не придумал, а прочел в газете. «Когда я прочел статью про пятилетнего мальчика, которого родители бросили в клетку к собакам, то подумал: «А как дальше сложилась его судьба? Он стал маньяком или гением?» Я просто попытался придумать его дальшейшую жизнь и так появился этот фильм». В Венеции фильм Бессона приняли тепло: 6-минутные овации и слезы на глазах даже у видавших виды киножурналистов, которые, задавая вопросы на пресс-конференции, всхлипывали и признавались, что переполнены эмоциями от увиденного. Да и сам Бессон не мог сдержать слез, то и дело говоря: «Извините, дальше я не буду рассказывать, потому что расплачусь».
Это его первый фильм за последние шесть лет. В 2017 году провалилась в прокате англоязычная лента Бессона, снятая в жанре космооперы – «Валериан и город тысячи планет», в создание которой он с супругой вложили личные $223 млн., а чистая прибыль составила всего $ 2 млн., режиссер вступил в свою «черную полосу». И дело было не только в убытках. В мае 2018 года снимавшаяся в этом фильме актриса Сэнд Ван Рой выдвинула против Бессона обвинение в изнасиловании. Следом за ней о непристойном сексуальном поведении режиссера заявили еще несколько девушек, среди которых была его бывшая ассистентка, сотрудница киностудии, кастинг-директор и… понеслось! Только два года спустя дело Ван Рой против Бессона было закрыто ввиду недостатка доказательств. Более того, суд обязал актрису выплатить режиссеру 2.500 евро и запретил ей повторно подавать на него в суд по этому делу во Франции и Европе.
Сегодня Бессон не выглядит пристыженным и виноватым, выходя на публикц. Да, он всегда был любителем женщин. Да, его биография состоит не только из фильмов, но и множества романов и нескольких браков. Но все же лучшее доказательство того, что дело о сексуальных домогательствах стоит оставить в прошлом – даже не решение суда, а присутствие рядом с ним в Венеции на премьере нового фильма его нынешней жены. С Виржини Силла-Бессон он состоит в браке с 2004 года, и все судебные и сексуальные скандалы они преживали вместе. Как и прежде, Виржини – не только супруга, но и продюсер его фильмов, его правая рука в деле создания авторского кино. Бессон честно признается, что никто лучше ее не умеет отсечь все лишнее и подчеркнуть самое важное в его киноисториях.
Виржини Бессон выступила продюсером и новой ленты супруга, фильма «Догмен». Она и трое их детей поддержали отца семейства на премьере в Венеции. Сюда приехала также и 30-летняя дочь Бессона Шенна от его брака с Майвенн (режиссером и актрисой фильма «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом в главной роли). Наверное, именно так и должен выглядеть оправданный в сексуальных домогательствах мужчина – в окружении жены и детей от разных браков.
«Две вещи могут спасти вас в жизни – любовь и искусство, – признается Бессон сегодня. – Лучше, если у тебя есть и то, и другое – тогда ты счастливчик! Но точно не деньги спасут этот мир».
Текст: Настасья Костюкович