Сложно представить, что Микки Маус – хвостатый символ мировой попкультуры – был создан Уолтом Диснеем от безысходности. Но это именно так, а сама история легендарной мыши в очередной раз доказывает: кризисы в жизни надо воспринимать как старт для новых возможностей.
В 20-е годы прошлого века американский продюсер и мультипликатор Дисней уже был широко известен благодаря своим мультяшным героям, в частности — кролику Освальду. Мультики с ушастым зверюшкой имели большой успех. Через какое-то время Дисней решил увеличить доходы и попросить дополнительных инвестиций у киностудии Universal Pictures, которая, собственно, и показывала Освальда миру. Продюсер приехал в Лос-Анджелес на переговоры и … испытал шок.
В киностудии ему продемонстрировали договор, который Дисней собственноручно подписал ранее и впопыхах. Там четко значилось: все права на Освальда принадлежат киношникам, а не самому автору. Диснею предложили место на киностудии, параллельно переманив к себе большинство его коллег-мультипликаторов, но тот отказался. Он чувствовал, что потенциал и талант сделают свое дело.
Шок и первые наброски — прямо в поезде
Дисней не терял времени и уже на обратном пути, в поезде из Лос-Анджелеса, сделал первые наброски нового героя. Прототипом которого стала… мышь. Продюсер считал, что должен создать кого-то, разительно отличающегося от всех предыдущих персонажей.
По возвращении Уолт Дисней показал эскизы другу и коллеге Абу Айверксу (он остался верен мультипликатору и отказался переходить в Universal Pictures). На пару они и придумали до конца образ забавной мыши, назвав ее Мортимером Маусом.
Откуда тогда взялся Микии? Все дело в том, что жена Диснея забраковала столь чопорное для мультяшного героя имя и предложила взамен более мягкое — Микки.
Мышонок Микки дебютировал на экранах в мае 1928 года. Но… успеха не было. Казалось бы, и тему Дисней придумал модную (Микки планировал на параплане, популярном тогда увлечении), влюблялся в красавицу Мини; и прорисовка героев была великолепна, но показ все равно получился непримечательным.
Многие на месте Диснея посчитали бы затею провалом, вдвойне обидным, ведь мы помним, что Дисней хотел доказать кинокомпании-обидчице, что не пропадет без своего прежнего героя – кролика Освальда. Самое время опустить руки? Но только не для Диснея.
Микки родился на пароходе
Не понравился сюжет с парапланом, значит, попробуем с пароходом, подумал мультипликатор и взялся за работу.
Уже через полгода новый мультик «Пароходик Уилли» с мышью в главной роли показали в одном из крупных кинотеатров на Бродвее. Зал был в восторге, а на следующий день Дисней, читая приятные рецензии в The New York Time, осознал: он получил свое, новый герой-легенда создан.
С тех пор у Микки и его авторов началась насыщенная жизнь, полная перемен. Через год персонаж заговорил – был выпущен мультик с озвучкой. Первые мышиные слова – радостный возглас «Хот-Доги!» – умилили тысячи зрителей. Кроме того, Микки не раз менялся даже чисто внешне: ему то рисовали брови, то стирали, то меняли цвет штанишек, то уменьшали или вовсе убирали зубы.
Микки стал для Диснея не только доказательством его таланта, но и кормильцем. Когда началась экономическая рецессия, один незнакомец предложил мультипликатору воспользоваться авторским правом на мышь, чтобы изобразить ее на часах. Тот согласился. Всего за 300 долларов. Часы разлетелись в магазинах очень быстро. Это было началом брэндинга Микки Мауса, благодаря чему в будущем Дисней получит миллионы.
Президенты от Микки без ума.
Когда стали открываться Диснейленды, товары с малейшим намеком на Микки Мауса – салфетки с его изображением или обруч-ушки – продавались по 10 000 экземпляров за день. Фигура Микки Мауса попала в Музей Мадам Тюссо. Дисней со временем получит за своего героя «Оскар».
Мышь стала поистине национальным американским символом, и это признавали даже президенты США. Билл Клинтон однажды сделал комплимент журналисту за галстук с изображением Микки, а когда тот решил презентовать аксессуар главе белого дома, с удовольствием его надел.
Другой лидер штатов — Барак Обама — с радостью позировал на фоне фигуры Микки и остроумно шутил – мол, приятно видеть мирового лидера с ушами больше, чем у него самого.
В 2017 году доходы Walt Disney составили 55 млрд. долларов. В последнее время, во многом из-за пандемии, сумма серьезная припала. По оценкам БКС Экспресс, выручка за IV квартал 2021-го оставила $18,5 млрд. Но все равно компания остается в плюсе.
Конечно, сейчас Disney зарабатывает далеко не на Микки Маусе, но с уверенностью можно сказать: настоящий успех корпорации начался именно с его мышиного хвоста и веры Уолта Диснея в лучшее — даже если обстоятельства говорят об обратном.
Читайте также: Экскурсии по кинофабрикам Лос-Анджелеса