До 1951 года Непал был абсолютно закрытой для иностранцев страной – именно так древнее королевство сохранило свою удивительную культуру. Затем с помощью предприимчивого русского по имени Борис Лисаневич город Катманду превратился в туристическую Мекку для очень состоятельных людей. К концу 60-х столицу Непала наводнили тысячи хиппи, наркотические «трипы» в Катманду славились среди американской и европейской богемной молодежи. Ну а сейчас Катманду – между прочим, город-побратим Минска – восстанавливается после страшного землетрясения 2015 года.
Путеводители по Непалу пишут заново. Туристические сайты добавляют в конце статей о достопримечательностях трагические строчки: «разрушено» или «частично разрушено» во время землетрясения 2015 года. К сожалению, пострадали многие уникальные и древние храмы, дворцы, башни и памятники. Но самое главное сохранилось – та неповторимая атмосфера Катманду, которая привлекала и привлекает сюда самых разных туристов – пожилых аристократов, юных хиппи, отважных альпинистов и любителей трекинга, знатоков истории и паломников разных религий.
По следам Лисаневича или тропою хиппи?
Открыть Непал богатым туристам Борису Лисаневичу помогло личное знакомство с королем. Лисаневич убедил королевскую семью отдать целое крыло дворца под роскошный пятизвездочный отель с не менее роскошным рестораном и крупным казино. Этот самый отель с длинным названием Yak and Eti Park Royal Hotel процветает и в наши дни, стоимость одной ночи начинается от 100 долларов. А в ресторане подают пельмени а-ля Борис, борщ и водку.
Если вас привлекает дух вольных 60-х – добро пожаловать на узкую улочку Freaky Street, расположенную недалеко от дворца. Здесь находятся самые дешевые в городе гостиницы – за несколько долларов вы получите стиль минимализм в интерьере, картонные стены, туалет на этаже и шумные компании. И конечно, травку, которую активно предлагают всем желающим, включая детей. Насчет детей я вовсе не преувеличиваю – моей десятилетней дочери предлагали.
Катманду – между прочим, город-побратим Минска – восстанавливается после страшного землетрясения 2015 года.
Конечно же, большинство туристов предпочитают золотую середину: демократичные, но при этом комфортабельные гостиницы в Тамеле. Тамель – это туристический район Катманду, нечто вроде «старого города» европейских столиц. Концентрация гостиниц-ресторанов и магазинов в Тамеле максимальная, но при этом район вполне жилой, не как, допустим, на Бали, где в целые поселения для туристов местные только приезжают работать, но сами там не живут.
Именно в Тамеле на каждом шагу продаются замечательные изделия, экспорт которых составляет более 20% дохода города: одежда, пашмины, ковры, произведения искусства и ремесленничества.
Обязательная программа
В программе-минимум того, что нужно обязательно посмотреть в Катманду, большинство путеводителей и сайтов на удивление едины.
Площадь Дурбар
Площадь Дурбар – «программная» достопримечательность Катманду, визитная карточка столицы Непала, да и всей страны. Признана культурным достоянием ЮНЕСКО. Включает в себя около 50 храмов и монументов, дворец, где были коронованы все короли Непала (последняя коронация состоялась в 2001 году), а также улочки и дворы, фонтаны и прочие мелкие скульптуры. Экспозиция дворца достаточно скромная: личные вещи последнего короля, монеты и фотографии.
С учетом запрета на съемку и строжайших мер безопасности, вплоть до требования оставлять дамские сумочки в камере хранения, я ожидала большего.
Площадь Дурбар начала застраиваться еще в XII веке, а в основном была построена в XV–XVII веках. В центре – комплекс храмов Ханумана – царя обезьян, знаменитого по эпосу «Рамаяна». Обязательные храмы главных божеств – Шивы, Шивы и его жены Парвати, Вишну, Ганеши.
Для жителей Катманду, которым не нужно платить за вход, площадь Дурбар – это обычное место прогулок и отдыха, а также большой рынок.
Когда-то именно здесь в тени храмов отдыхали многочисленные хиппи, погруженные в сладкие наркотические грезы. А еще на площади Дурбар расположен дворец Королевской Кумари – девочки-богини, и раз в день живая богиня на пару минут выглядывает из центрального окна второго этажа.
Дворец разрешено фотографировать, и даже окно разрешено – но только пока Кумари нет. Перед тем как она появляется, служители строго-настрого призывают убрать фотоаппараты. Штраф за нарушение более чем серьезный.
Кстати, о туристах и не туристах. Для жителей Катманду, которым не нужно платить за вход, площадь Дурбар – это обычное место прогулок и отдыха, а также большой рынок.
Пашупатинатх
Храмовый комплекс на берегу реки Багмати, схожий по назначению с индийским городом Варанаси: вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. На территорию главного храма Шивы пускают только индуистов. Остальным приходится довольствоваться финальной частью похоронной церемонии – непосредственно кремацией.
Чем более знатным был человек, тем выше по течению сжигают труп, за мостом сжигают только членов королевской семьи. Багмати, как и Ганга, порядочно грязна от пепла, подношений и мусора. И здесь точно так же среди пепла и мусора омывают трупы и омываются паломники.
Перейдя мост, оказываешься в парке среди храмов. Поскольку Шива – покровитель всех живых существ, в парке на берегу кормят обезьян, оленей и других животных. И считается, что любой из этих зверей родится в следующей жизни человеком.
У входа видны садху (святые отшельники) в желтых и оранжевых одеждах. Садху – единственные в Непале, кому разрешено курить марихуану в общественных местах.
Гиды предупреждают, что фотографирующиеся с туристами веселые грязные и разрисованные садху ненастоящие. Настоящие живут в пещерах выше по течению Багмати, к людям они не выходят.
Впрочем, некоторые святые живут и в башенках на доступной для туристов территории. Например, прославившийся на весь мир Милхи-баба, святой старец, питающийся только молоком. Он сидит на открытой площадке, а над ним висит табличка на английском языке: «Здесь сидит великий святой Милхи-баба» с краткой биографией. Мы со Стеллой-младшей видели и странного старца, который уже не первый год каждое утро приходит в Пашупатинатх, целый день читает священную книгу вслух, поет, трещит трещотками и машет руками. Вечером закрывает книгу и уходит, чтобы вернуться на следующий день на рассвете. Никто не знает, как его зовут и откуда он.
Поток паломников течет по 365 крутым ступеням на стометровый холм практически непрерывно даже не в сезон.
Стены одного из храмов расписала европейская художница, а еще в стенах комплекса расположен приют, организованный Матерью Терезой.
Боднатх
Боднатх – одна из самых больших буддийских ступ в мире, занесена в список ЮНЕСКО, считается главным центром тибетского буддизма в Непале. Построена в VI веке, обросла десятками монастырей всех школ и направлений, а также гостиницами, ресторанами, магазинами, салонами красоты и прочей инфраструктурой для толп туристов и паломников.
Когда-то здесь пролегал паломнический путь из Тибета в Индию. Европейцы легко могут узнать Боднатх по фильму «Маленький Будда» Бертолуччи – она там отлично показана в центральных сценах.
Вокруг ступы – более сотни молитвенных барабанов – тех самых, которые надо вращать, обходя вокруг и напевая мантру. А еще ступа украшена разноцветными флажками, напоминающими о конях ветра. В тибетской культуре символом жизненной силы является конь, несущий на спине драгоценность.
Конь ветра считается защитной силой человека. Флажки с изображением коня ветра вывешиваются как можно выше – например, на крышах домов. Тибетцы верят, что если конь ветра высоко, то человек будет иметь успех, здоровье, богатство и счастье.
Сваямбунатх
Храмовый комплекс Сваямбунатх имеет «туристическое» название Monkey temple, под которым его прекрасно знают таксисты. Считается самым священным местом долины Катманду. Подсчитано, что прочитанные именно здесь мантры качественнее прочитанных в любом другом месте мантр ровно в 13 миллионов раз. Соответственно, поток паломников течет по 365 крутым ступеням на стометровый холм практически непрерывно даже не в сезон.
А местные жители на каждой ступени заняты творчеством и предлагают купить уникальные изделия: вышивка, резьба по дереву, резьба по камню, причем вышиванием могут заниматься крепкие мужчины, а резьбой по камню – хрупкие девушки. Никакой дискриминации.
В хорошую погоду с вершины холма можно увидеть Гималаи, в плохую – просто красивые пейзажи и Катманду как на ладони.
Весь комплекс монастырей действующий. Возраст главной ступы – около 2000 лет, на ней изображены всевидящие глаза Будды. Вокруг ступы – маленькие ступы-чортены, они частично буддистские, частично тибетские, частично индуистские.
В стену встроены частные часовенки с именами жертвователей, пестрые семейные статуи и изразцы. Когда мы обходили холм по подножию, то с противоположной от главной лестницы стороны обнаружили потрясающие статуи Будды с отцом и матерью.
Король Непала – воплощение Вишну, поэтому королям традиционно запрещено смотреть на образ Нараян.
Еще вокруг всего холма расположены молитвенные колеса. На внешней стороне написана мантра «Ом Мани Падме Хум», внутри она же, написанная на бумаге много-много раз. Каждое вращение равно произнесению всех написанных мантр. Надо обходить территорию по часовой стрелке, вращая каждое колесо, – не забудьте о повышенной в 13 миллионов раз эффективности этих молитв.
Обезьян, как очевидно из названия комплекса, здесь хватает. Они, конечно же, священные, но не такие наглые, как, например, на Бали, одежду-обувь с туристов на ходу не срывают. Охотно разрешают себя фотографировать и в целом заняты собственной жизнью.
Лалитпур и Бхактапур
Катманду, Лалитпур и Бхактапур настолько тесно связаны культурно, что внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один объект охраны.
В каждом из этих городов есть площадь Дурбар, застроенная по общему плану, королевский дворец и набор главных храмов. Все три города расположены так близко друг к другу, что уже практически слились воедино.
Лалитпур, он же Патан – второй по численности населения город в Непале, а тысячу лет назад он был одним из самых больших в мире. Патан исторически – центр искусства, ювелирного дела, промыслов, современное название Лалитпур так и переводится: «город красоты». Концентрация достопримечательностей зашкаливает даже для долины Катманду (первая в мире по количеству прекрасного на единицу площади) – 1200 памятников в пределах небольшого старого города (за день его можно обойти пешком). Все это IX–XIX века застройки, что-то пострадало при землетрясении, а что-то сохранилось в целости.
Еще одна из достопримечательностей Патана – единственный в Непале зоопарк. На самом деле зоопарк весьма и весьма небольшой по размерам и по территории, животных немного, и они все местные, но зайти на час-другой посмотреть слонов-тигров-черепах вполне можно.
Бхактапур – третий из важных городов долины Катманду, тоже королевский, тоже когда-то столица (два других – Патан и сам Катманду).
Находится в 15 км от Катманду, переводится как «город верующих». Удивительно монолитный в религиозном плане город – с давних времен и до наших дней почти 90% населения исповедуют индуизм. Бхактапур готов показать туристам 170 с лишним дворцов, резные дома, огромное количество храмов и, конечно, площадь Дурбар с традиционным королевским дворцом (музей искусств), положенным набором пагод и даже с самым высоким храмом долины Катманду.
Этот самый храм богини-матери Дурги выстоял в ХХ веке при землетрясении более 8 баллов!
В Катманду, Патане и Бхактапуре даже крупные храмы и монастыри расположены нестандартно для европейца – в тесных улочках есть узкие проходы, ведущие к культовым местам. У самых значимых объектов есть вывески со стрелочками на соседних зданиях, более мелкие найти трудно даже с картой.
Сад мечты
Garden of Dreams – чудесный парк отдыха в районе Тамель в Катманду, туда удобно зайти после экскурсии в королевский дворец или шопинга в многочисленных магазинчиках Тамеля. Почти семь гектаров клумб, красиво постриженных кустарников, скульптур, беседок, фонтанчиков, прудиков и прочих радующих глаз мелочей. Посетителям разрешено отдыхать на лавочках или прямо на траве, входной билет стоит около 2 долларов.
Здесь же можно зайти в роскошный и очень дорогой ресторан, где чашка кофе равна по стоимости целому ужину в любом другом заведении Катманду.
Что разрешено туристам, но запрещено королям
В 10 километрах от Катманду расположен храмовый комплекс Буданилкантха. Он посвящен Нараяну – образу лежащего в пруду Вишну. Начиная с XII века многочисленные паломники стали приезжать сюда, но посмотреть на священный образ разрешается не всем, а только тем, в ком нет королевской крови.
Король Непала – воплощение Вишну, поэтому королям традиционно запрещено смотреть на образ Нараян.
Текст: Стелла Чиркова.