Раньше выставки фотографа Натальи Салама производили настоящий фурор в Гродно. На одной из них все зрители были под гипнозом. На второй участвовали также художники, актеры и танцовщики модерн-балета. Сейчас Наталья устраивает психологические фотосессии. Наталья рассказала о метафорической съемке, как способе избавиться от условностей. И приняла вызов самой стать героиней откровенной фотоистории.
Мы продолжаем цикл статей о женщинах Беларуси. Сегодня, вместе с порталом mamgrodno.com расскажем о гродненской фотографе Наталье Салама.
Читайте в серии: «Иногда стоит подкрутить ручку абсурда»: художница Ника Гончар
Наталья Салама: фотограф, перформер, создатель первых в Гродно фотомарафонов и проектов фототерапии.
Во время фотосессий Наталья использует практики медитации, гвоздестояния (opens new window), ароматерапии, а для фототерапии – партнерство с психологом. Ведь участник сначала должен понять, зачем он решил узнать, а потом и показать себя. Результаты обычно открыто выставляются в соцсетях.
«Мои творческие фотосессии (opens new window)– способ самовыражения и проживания внутренних эмоций. По сути, наше общение с героем в процессе – это исследование жизни через личный фотопроект, возможность нырнуть в настоящее, – рассказывает Наталья. – Такая съёмка не предполагает подготовки, стилиста. Я не хочу исправлять, идеализировать, мы создаём историю, и она про человека».
«Женщина чувствует себя живой, а я люблю снимать в движении»
Начиналось все с детской и семейной фотографии. Тысячи добрых живых снимков вызывали желание усилить и исследовать контакты. Фотосессии превратились в тематические серии, жанровые истории перетекли в первые в Гродно фотомарафоны. Не только для женщин, но чаще всего именно они становятся главными героинями, и соглашаются как на художественные трансформации, так и на откровенные ню.
«За пару часов все места разобраны, а я радуюсь, словно ребёнок, удивляясь тому, как марафон, одна лишь идея, способен поменять ход событий не только моей жизни, но и других людей. Ко мне приходят без стилистов, но могут по совету психотерапевта, бывало и такое», – говорит Наталья.
Темы для марафонов возникают спонтанно: поймать последние две недели августа; понять «кризис» женского возраста; исследовать, что такое «Дом». Каждый день – новая героиня и новая история. Локацией становятся студия, старый город, парк, чердак, погост. В сериях невозможно оторвать одно фото от другого, а главным фокусом могут быть кошка или шрам от аппендицита. Визуал в итоге передаёт нематериальное: эмоцию, впечатление от человека, как он воспринимает себя сам.
«Я увидела: все объелись ретуши. Людям хочется оставлять на память простую жизнь. Мы гуляем, разговариваем, смеемся, рассказываем истории, где-то серьезные темы. Женщина чувствует себя живой, а я люблю снимать в движении».
«Когда делаешь много и разного, нащупываешь то, что тебе необходимо»
Раньше свои творческие идеи Наталья реализовывала на персональных выставках. Например, вернисаж-перфоманс «Под гипнозом» (opens new window), где гипнотизер сначала на 15 минут погружал публику в транс, после люди проходили в зал, рассматривали работы в технике мультиэкспозиции. Это была экотема, лес, и каждый видел что-то своё: «Гипноз должен был снять напряжение дня, а на выставку нужно заходить с чистым состоянием, и уже из него смотреть».
Или выставка-перфоманс Натальи — «Контакт» (opens new window), объединивший на один вечер фотографа, художников, актера и танцовщиков модерн-балета. «Это было магическое погружение в мир воды, объемов, движения, ветра вперемешку с активностями зрителей, миром и вселенной».
Потом выставочные залы, где проходили эти выставки, закрылись, а повторить что-то подобное просто нет возможности.
Выход своим творческим идеям Наталья нашла в фотомарафонах. Первый марафон прошел как арт-эксперимент (opens new window). Каждый день – одна новая съемка в студии.
«Выбирала типажных танцоров, актеров, приглашала моделей — они хорошо работают с телом — чтобы не отвлекаться на обычного человека, который зажат. Просто писала им. Пригласила Тоню Кологрив ассистировать. Использовала и училась использовать нестандартные схемы со светом, бутафорию, бодиарт. Поняла, что такой базы нигде не возьмешь без опыта, сколько бы ни учился. Когда делаешь много и разного, нащупываешь то, что тебе необходимо».
«После марафонов всегда получается что-то классное. Они что-то запускают в тебе, какие-то невероятные возможности (opens new window)и, как оказалось, не только в тебе».
«Но вдруг оказалось, что фотография – это очень терапевтично»
Год назад Наталья Салама решила поработать не с моделями, а с людьми «с улицы».
«Ко мне начали приходить женщины 40+ или 50+ – не только стройные, разные. И я поняла. Я их всех боюсь. Вижу зажатость, как часто женщина не принимает свой возраст, свое тело. И чтобы продумать, как быть, придумала марафон без ограничений. За 2 вечера записались 28 человек — не выбирала, взяла, всех. Было жуть как страшно перед съемкой, хотелось, чтобы человек и раскрылся, и был доволен. Особенно, когда тебе говорили популярную фразу: «Не люблю смотреть на себя». Не факт, что понравится и после съемки. Но вдруг оказалось, что фотография – это очень терапевтично. Ты получаешь не то, что нравится, а то, какой ты был в моменте. Я справилась, впервые в моем профиле появились обычные люди – разного возраста, разного роста, и худые, и полные».
«А потом я пришла к тому, что мне 38 лет, смотрю в зеркало и понимаю, что выгляжу не так как чувствую. Марафон 40+ делала, в первую очередь, для себя. Хотелось повзаимодействовать с женщинами, которые прошли этот рубеж. Появились новые истории, примеры, которые примиряли с возрастом, состоянием, телом. Я поняла, красивая женщина – это женщина расслабленная. Неважно, сколько у тебя морщин, какие объёмы, если ты чувствуешь себя живой и лёгкой».
«Однажды утром занималась медитацией, и мне пришла идея сделать проект с психологом. Нужен был человек, который может заниматься со мной фототерапией. Она давно придумана и не нами. Прямо в 7 утра написала Лене Гавриленко: есть идея! Две групповые психологические сессии и между ними одна персональная фотосессия с участницами. Каждый приходит со своим запросом, не только про тело: не могу проявиться, хочу бросить работу – любая проблема».
Прийти к решению помогает психолог и художественные фотографии Натальи: «Вся моя практика показывает, что люди устали от ретуши. Сегодня очевиден запрос на откровенность, честность с собой. Когда делимся, мы исцеляем другу друга».
«В сложные времена человек ищет опору»
«У меня был сложный этап в юности, никто не верит. Бурная молодость. Огонь, воду и медные трубы прошла, дурная компания и все дела. Я оттуда очень хорошо выплыла, слава Богу, а кто-то и не выплыл. Получила качество: не осуждать. Умею принимать, учусь принимать человека, понимаю, что можно попасть в разные ситуации, столкнуться со сложностями, и не всегда есть рука помощи, которая поможет выйти из этих состояний, не всегда есть принятие людей».
Один из последних метафорических марафонов Натальи Салама – рефлексия по рассказам женщин на тему «Дом». Фотосессия и видео визуализировали личные дневники: 15 женщин, съемка через день. Сегодня снимаю – завтра выкладываю результат. 15 историй. Восприятие у всех разное: кто-то свое тело воспринимает как дом, а для кого-то точкой покоя может быть балкон в кондоминимуме на Ольшанке.
«В сложные времена человек ищет опору. Мы её искали, нашли, она есть, останется в фотографиях. Всегда можно вернуться, заземлиться. Сложнее всего участницам оказалось написать тексты-признания. В том числе тем, чем страшно делиться, не хочется. Но из откровенности получаются удивительные вещи, если человек по-настоящему этого желает».
Автор видео и фото: Катерина Гордеева; (opens new windowАвтор текста: Инна Максимчик; mamgrodno pens new window Больше о Наталье Салама можно узнать здесь