«Гастрольное лето» – это всегда новые коллективы, новая хореография, новые спектакли и новые открытия», – говорит в день начала больших летних гастролей в Минске Марийского театра оперы и балета глава принимающей стороны, директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. И это действительно так! Приезд балетной труппы главного театра Республики Марий Эл – дорогой и ценный подарок минским балетоманам. И пока мы будем рассказывать, почему это так, стоит поторопиться с покупкой билетов bolshoibelarus.by на любой из шести дней их гастрольных выступлений. Это точно балет, который стоит увидеть!
… В очереди в кассы Большого театра люди не выпускают из рук смартфоны: и чтобы «погуглить» информацию про спектакли, которые привез в Минск Марийский театр, и про само место на карте, откуда коллектив к нам приехал. Республика Марий Эл находится в европейской части России, на левобережьи Волги. Название ее переводится как «страна марийцев» – этот народ и сегодня составляет 45% населения республики. В столице, городе Йошкар-Ола с 1968 года действует Марийский государственный академический театр оперы и балета, носящий имя автора первой марийской национальной оперы, композитора Эрика Сапаева.
МАРИЙСКОЕ ЧУДО
О марийском балете как явлении всерьез заговорили, когда сначала балетную труппу, а затем и весь театр в 2001 году возглавил в качестве художественного руководителя экс-премьер Большого театра России Константин Иванов. Не хочется уходить в пафос, но так бывает, что один человек способен изменить многое в жизни не только театра, но и культуре целой страны. Наверняка имя Константина Иванова будет вписано в историю марийского балета как одного из основателей!
Худруком главного театра республики Константин Иванов стал в 28 лет – для современной России это рекорд. А мы можем вспомнить свой: когда-то Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером белорусского Большого театра в возрасте 26 лет! Интересно, что параллели между Ивановым и Елизарьевым можно проводить и дальше. Так Валентин Николаевич первым в СССР обратился к музыке Карла Орфа, поставив балет «Кармина Бурана», который уже 40 лет не перестает быть современной постановкой. Марийский театр – единственный, в репертуаре которого идут все три балета на музыку триптиха Карла Орфа «Триумфы»: «Кармина Бурана», «Триумф Афродиты» и «Катулли Кармина». По приглашению Константина Иванова их постановку осуществила легендарная эстонская балетмейстер Май-Эстер Мурдмаа. А балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона для театра ставили японские хореографы Одзаки Акихито и Митико.
Сам в прошлом солист Большого театра, исполнявший главные партии в постановках современного классика балета Юрия Григоровича, Константин Иванов много ставит для труппы Марийского театра, делает авторские редакции известных балетов. Сегодняшний балетный репертуар Марийского театра – около 30 балетов. Это и старая добрая классика как «Жизель» и «Лебединое озеро», и основанные на языке классического танца постановки современных хореографов как «Спартак» и «Анюта», и национальный балет «Лесная легенда» по мотивам марийского фольклора с использованием народной музыки. Есть и постановки, которые можно назвать бриллиантами. Две из них театр привез в Минск: балет «Война и мир» Андрея Петрова и «Русский Гамлет» Бориса Эйфмана.
ВОЙНА И МИР
«Балет «Война и мир» – уникальный спектакль, настоящий эксклюзив, который можно увидеть только в двух театрах мира – Донецком и Марийском», – рассказывает Константин Иванов о балете по роману Льва Толстого, которым открылось «Гастрольное лето» в Минске. А еще раньше, в начале июля, труппа театра представила свою новинку на «Летних балетах сезонах» в Москве.
Эта уникальная по масштабу и задумке постановка впервые была представлена публике летом 2023 года. В премьере приняло участие около 200 артистов из трех театров: Марийского, Донецкого и «Крёмлевского балета», которым руководил балетмейстер-постановщик спектакля Андрей Петров. После его кончины Константин Иванов обратился к вдове балетмейстера, а также композитора Вячеслава Овчинникова (балет поставлен на его музыку, когда-то написанную для удостоенного «Оскара» фильма Сергея Бондарчука «Война и мир») с просьбой о переносе спектакля в новой редакции на сцену Марийского театра.
Масштабы этой постановки впечатляют! Видели ли вы балет, который воссоздает на сцене столь массовое батальное сражение как Бородинская битва?! Не только бутафорскими пушками, но и танцем, который превращает военное столкновение в хореографическое действие! В этом балете очень сложный хореографический язык, основанный на классическом танце. Много интересных режиссерских находок. К примеру, сцена вальса Андрея Болконского и Наташи Ростовой на балу: по мере того, как растут чувства Наташи, танцовщик все выше поднимает балерину в череде поддержек, отрывая от земли. И вот уже она буквально парит над всеми, будучи влюбленной. «Это очень сложная сцена для моего партнера, который, по сути, весь танец держит меня на руках», – признается исполнительница партии Наташи Ростовой, прима Марийского балета Кристина Михайлова, отдавая дань мастерству своего партнера, Артема Веденкина.
Надо признать, что воспитанная на балетах Валентина Елизарьева минская публика очень разборчива и внимательна. И среди блестящих солистов Марийского театра в постановке «Война и мир» отмечает ведущего солиста Артема Васильева с его летящим прыжком и интеллектуальным артистизмом. Когда на встрече с прессой артиста, так точно воплотившим образ Пьера Безухова, спросили, опирался ли он в создании своего героя на книгу или фильм, тот ответил, что этот балет – совершенно отдельный продукт, не копирующий ни роман, ни его киноверсию. И это очень точные ощущения от спектакля. Это не пересказ романа Толстого, не попытка перенести на сцену фильм Бондарчука – это большой балет о войне и мире, которые по-прежнему чередуются в нашей жизни.
О войне и мире, любви и смерти будут говорить со зрителем шекспировские Ромео и Джульетта в балетной постановке Марийского театра на музыку Сергея Прокофьева. «Этот спектакль мне очень дорог, потому что авторской версией этого балета я защищался, заканчивая Российскую Академию театральных искусств ГИТИС по специальности «режиссер-хореограф, – признается Константин Иванов. – Будучи поставленным в 2007 году, этот балет не сходит с нашей сцены». А минскому зрителю будет крайне любопытно сравнить марийскую постановку с идущим у нас авторским балетом Валентина Елизарьева.
РУССКИЙ ГАМЛЕТ
Третий спектакль, что Марийский театр представит в Минске – «Русский Гамлет» Бориса Эйфмана на музыку Бетховена и Малера. Труппа уже привозила к нам эту постановку осенью 2023, так что, можно сказать, это будет балет на бис!». И он определенно стоит того, чтобы быть еще раз увиденным.
Как известно, балеты Бориса Эйфмана идут только в его театре и танцуют их только артисты театра Эйфмана, взращенные на его авторской хореографии. «Лексика Эйфмана сложная, неповторимая, его язык освоить непросто. Но возглавив театр, я мечтал воспитать балетную труппу, способную освоить язык Эйфмана, – признается Константин Иванов. – Это дар Бориса Яковлевича Эйфмана нашему театру – разрешение осуществить постановку его балета».
Мечта сбылась не только благодаря высочайшему профессионализму танцовщиков Марийского театра. Дело в том, что когда в 2000-м году состоялась мировая премьера балета «Русский Гамлет» на сцене Большого театра, первым исполнителем партии Павла I был именно Константин Иванов. Сегодня в Марийском театре партию Павла исполняет ведущий солист Артем Васильев – тот самый, что полюбился минской публике в образе Пьера Безухова. Артем признается, что хотя претендентов на роль было несколько, Борис Эйфман лично одобрил его кандидатуру.
А дальше начался постановочный период, репетиции, на которых (как признавался в одном интервью Артем Васильев) нужно было «тяжело «ломать» себя в работе над корпусом и движением рук. Безумно болела спина, приходилось перегибаться, перекручиваться, а при этом нужно было добиться, чтобы все это выглядело легко!». Для работы над партией в Йошкар-Олу из Санкт-Петербурга специально приехал Илья Осипов, солист Театра Бориса Эйфмана, исполняющий главную партию в «Русском Гамлете». Совместную с ним работу Артем Васильев вспоминает с восхищением, удивляясь, что не было никакого диктата и давления: если репетитор видел, что какой-то прыжок в арсенале молодого танцовщик смотрится не столь эффектно, зато блестяще удается другой, – элемент заменялся. Конечно, все с личного одобрения и согласия Бориса Эйфмана, дистанционно следившего за процессом воссоздания его спектакля на сцене другого театра. «Хореография Эйфмана запоминается на всю жизнь, стоит один раз ее исполнить! – говорит Артем Васильев. – Мы все влюбились в этот балет!»
Насколько артисты Марийского театра оправдали ожидания своего руководителя и выдержали строгую критику Эйфмана, говорит тот факт, что сегодня труппа готовится к воплощению уже второй постановки – балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель», премьера которой запланирована на ноябрь 2024 года. «Наш театр станет единственным в мире, где в постоянном репертуаре будут идти сразу две постановки великого хореографа современности», – с гордостью говорит Константин Иванов.
После Минска балет Марийского театра оперы и балета, сделав небольшой перерыв, отправится в Сочи на третью часть своих грандиозных летних гастролей. «26/23» – такой хэштег ставят артисты театра в своих социальных сетях, а директор поясняет: «В этом июле мы поставим своеобразный рекорд – 26 спектаклей за 23 дня! Но мы готовы к таким цифрам, потому что вся труппа находится на пике своей формы!»
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
«Русский Гамлет» 11 и 12 июля
«Ромео и Джульетта» 13 и 14 июля
Текст: Анастасия Костюкович, Марья Сергеева
Фото предоставлены пресс-службой Большого театра Беларуси (фото Татьяны Бервиной) и Марийским театром оперы и балета.