Журнал
Город в лицах

«Иногда стоит подкрутить ручку абсурда»: художница Ника Гончар

Ника Гончар

Три года назад гродненская художница Ника Гончар начала челлендж: каждый день новый скетч. В результате рисунки превратились в  настоящий городской сериал(opens new window), часть картинок перетекли в анимацию или полноценные мультфильмы. А художница открыла персональную выставку, стала аниматором и в какой-то степени — хронографом Гродно. И эта история продолжается…

Мы начинаем цикл статей о женщинах Беларуси. Сегодня, вместе с порталом mamgrodno.com расскажем о гродненской художнице Нике Гончар

Ника Гончар — художник, иллюстратор, аниматор, мультипликатор. 

Начатые во время конкурса хьюман-сторис, продолжаются до сих пор. Как промежуточный  результат —  внушительный бэкграунд различных техник рисования, первая персональная выставка «Лица» в Минске, анимационный проект «Свидание с Бразилией» (opens new window), участие в фестивале анимации в Берлине ShaSha7cec (opens new window)., авторские мастер-классы, интерпретации Danse Macabre (opens new window)с пляшущими скелетами и «Живые наброски» (opens new window)с танцующими людьми.

Периодически к Нике присоединяются другие любители городских зарисовок. До Гродно докатилось движение one coffee one sketch – приглашение рисовать в кафешках. «Не важно художник ты или нет, портреты это будут, натюрморты или вазочки». Похоже, сформировался популярный тренд: человек с открытым блокнотом и карандашами сегодня в городе не удивляет.

— Сначала это был повод собраться, найти творческую компанию, не стесняться рисовать везде, проводить вместе какое-то время. Затем всё развилось в пленэры, мастер-классы, рисование с живой натуры. Счастлива, когда вижу, что люди, которые познакомились на one coffee, продолжают свои проекты: кто-то фотографирует, рисует вместе. Появляется причастность к развитию современной культуры в твоем городе. Вот есть круг взрослых художников, круг музыкантов. Я создала себе свой круг».

Ника Гончар
«Счастлива, когда вижу, что люди, которые познакомились на one coffee, продолжают свои проекты: кто-то фотографирует, рисует вместе. Появляется причастность к развитию современной культуры в твоем городе».
Ника Гончар
Ника Гончар
Художница
Ника Гончар
Ника Гончар
Ника Гончар

«Моя любимая тема – наблюдение за людьми в процессе»

Ника с трудом достает из шкафа большую картонную коробку с набросками: «Как-то надо всё это разбирать». Сейчас она ведет две открытые тетради: портреты и комиксы.

Моя любимая тема – наблюдение за людьми в процессе. Все персонажи настоящие, то есть это портреты конкретных героев, которые чем-то выделяются для меня. Чаще всего это люди с опытом, без конвенциональной красоты. 

Комиксы – мой дневник рефлексии. Каждый день что-то происходит: в поликлинике, автобусе или аптеке. Какие-то эмоции складываются в сюжеты. Рисунки статичны, а внутри комикса есть движение, нужны навыки сторителлинга. Комикс может стать раскадровкой для анимации, мультфильма. Сначала нарисовала себе рамки, потом они складывают истории. 

Находить что-то интересное в каждом дне – та ещё задачка. Но темы появляются сами собой. Рисуешь все, что всплывает в твоем инфополе. 

Первого января – отражение в елочном шарике, третьего – автопортрет с маской из куркумы (он кстати, у меня на аватарке). Идешь с друзьями в баре посидеть, пока они разговаривают – новый сюжет. 

Мне нравится всё, где может быть задействовано присутствие художника. Всё, что связано с личностью, телесностью. В детстве мама учила меня рисовать. В основном появлялись девочки-куклы, но это в любом случае были люди. Был человек. И до сих пор я люблю рисовать портреты, это воспитывает, ты можешь принимать мир разнообразным».

Ника постоянно вписывается в новые конкурсы и марафоны, где необходимо использовать различные техники. Например, Inktober (придумал американский художник Джейк Паркер) требовал создавать один рисунок тушью каждый день в октябре. Кроме туши, использует печатную графику, акварель, пастель, соус, уголь, аппликации, трафареты. Все жанры идут в ход: от портретов, натюрмортов до пейзажей. Наброски появляются из каракули, точки, заголовка в глянцевом журнале.

Я рисую честные портреты. Это не реализм и не копирование. Рисую долго и глубоко. Изучаю человека со всех сторон в буквальном смысле. Для каждого персонажа ищу ту технику, манеру, которая отражает мои ощущения от персоны.

 

Ника Гончар

Скетчи очень подвижны, неустойчивые конструкции мгновенно вызывают обратную связь. Движок запускают эмоция и гротеск. Чаще всего они заставляют людей улыбаться.

У меня есть внутренний тестер на хорошую по сюжету картинку: если мне смешно с моего персонажа, я считаю, что мне удалось. Выразительный портрет получается, когда он больше похож на человека, чем сам оригинал. Для этого стоит иногда подкрутить ручку абсурда.

*Слово sketch в переводе с английского означает «эскиз». Простыми словами скетчинг — это быстрый рисунок, который не нуждается в детализации и точности. Задача рисунка-скетча — отразить ключевую идею или настроение.

«Выразительный портрет получается, когда он больше похож на человека, чем сам оригинал»
Ника Гончар
Ника Гончар
Художница

«Чтобы было движение, нужны остановки»

Анимация (opens new window)– скорее очередное освобождение творческих блоков.

Я не готовлюсь в индустрию, на съемки больших сериалов. Скорее больше для себя история.

Дома в кабинете на столе стоит станок для анимации. Высокий короб закрыт синей тканью, сверху планшет. Внутри — фрагменты нового мультфильма «Человек в шляпе». Здесь нет четкого сюжета: персонажу уютно за дверью, но нужно выйти и встретиться с неизведанным.

«Затанцовывать» картинки Ника стала во время очередного марафона.

Потом хотела традиционные техники освоить, бумажные перекладки, пластилиновая анимация, песочную немного пробовала. Продолжаю и дальше учиться, в этом плане я идеальная ученица: если есть какая-то возможность в творческом эксперименте, скорее всего туда пойду.

Девять секунд фильма – это 73 кадра. Я делаю перекладки, сделала парочку кадров и снова передвигаю. Чувствую себя хирургом или акушером. Важно терпение, долго следить за всеми объектами в кадре, чтобы каждому движению соответствовала определенная траектория. 

Я человек хаотичный, очень нетерпеливый, поэтому анимация воспитывает смирение, педантизм. В анимации больше свободы и меньше ответственности. Я не получала образования мультипликатора, для меня это отговорка – могу творить все, что хочу.

«Для меня это отговорка – могу творить все, что хочу»
Ника Гончар
Ника Гончар
Художница

Как художник, я люблю двойные смыслы, скрип мозга, конечно, но не буду запихивать в искусство все библейские отсылки – для меня это не работает. В живописи, которую я активно хочу освоить, меня цепляет загадочное и таинственное. Может быть когда-нибудь буду пасхалки закладывать, и те, кому надо, поймут. Нарисуюсь вдоволь объёмов, светотеней, настоящего, и через пару лет буду рисовать что-то совсем отбитое. Это будет в любом случае весело. Stay tuned. 

Автор видео, фотоистории: Катерина Гордеева; Автор текста: Инна Максимчик, mamgrodno
(opens new window

Рекомендуем

«Пока ждал скорую, выходил на балкон покурить». После инфаркта Дмитрий создал проект по поддержке здоровья мужчин

Город Женщин

«Мы создаём историю, и она про человека»: фототерапия как новый вид исцеления души

Город Женщин

«Создание собственного бренда не сильно отличается от строительства здания»

Город Женщин

Оставить комментарий

10072