Фасилитация – модный тренд в бизнесе или палочка-выручалочка для руководителей?
Сегодня все чаще в бизнес-сфере можно услышать слова «фасилитация», «фасилитатор». Кто-то связывает фасилитатора с модератором – человеком, который проводит и организовывает рабочую встречу. Для кого-то это человек, который помогает группе легко рождать новые и креативные решения, идеи. Но все точно слышали, что фасилитировать нынче модно, популярно и востребовано.
«Город женщин» отправился на «Саммит позитивных перемен», который прошел в Минске, и пообщался с опытными фасилитаторами, чтобы узнать, почему сегодня так востребована и популярна фасилитация, чем она полезна бизнесу и семье и будет ли на нее спрос в будущем.
О фасилитаторах.
Елена Литвинова (Москва)
- управляющий партнер Global Dialog
- декан факультета корпоративных коммуникаций ОЕАЕР (Прага)
- основатель и идеолог сообщества «Фасилитатор – фасилитатору»
- фасилитатор, бизнес-консультант, executive-коуч
- более 20 лет управленческого опыта
- член Международной ассоциации фасилитаторов IAF
- почетный член Европейской ассоциации преподавателей вузов (HiSTES)
Галина Тюрина (Минск)
- старший преподаватель факультета корпоративных коммуникаций ОЕАЕР (Прага), партнер Global Dialog
- фасилитатор, консультант по организационному развитию
- более 10 лет управленческого опыта
- член Международной ассоциации фасилитаторов IAF
- член Европейской ассоциации преподавателей вузов (HiSTES)
Кто такой фасилитатор?
Елена: Фасилитатор – это человек, который работает с группой, понимает ее. В первую очередь он думает о том, как помочь группе совместно думать, как выгружать общие мысли, как я говорю, в центр комнаты. Потому что у каждого есть свои идеи, сомнения. Фасилитатор помогает людям собрать общую мудрость и договориться. Фасилитатор помогает группе не увидеть разное, а увидеть общее.
Галина: Я бы добавила, что еще фасилитатор держит в фокусе цель, которая есть у группы. И помогает достичь этой цели.
Может ли фасилитатором быть каждый?
Елена: Фасилитатор в первую очередь должен обладать некой долей эмпатичности по отношению к людям, уметь доверять им, а также отставить свою экспертную точку зрения в сторону. Фасилитатор должен ориентироваться на результат и строить от этого процесс. Не все это могут. Потому что некоторые люди живут «здесь и сейчас» – это не хорошо и не плохо. Просто такие люди не видят путь, по которому можно провести группу.
Галина: Если человек хочет стать фасилитатором, думаю, что у него уже есть предпосылки стать им. В эту профессию приходят люди, которые хотят помогать группам, командам. Да и сама фасилитация очень разная. Есть разные методы и подходы к самой фасилитации, у каждого фасилитатора свой стиль. Вопрос лишь в желании и понимании.
Нужно ли проходить специальное обучение, чтобы стать фасилитатором?
Елена: Можно и нужно начинать быть самоучкой. Я сама проходила этот путь, когда была руководителем большой команды в составе 130 человек большого бизнеса. Ты можешь обложиться специальными книжками и начать что-то пробовать делать. И тогда в этом «опробовании» видишь свои дефициты. Благодаря этому понимаешь, на чем делать фокус в обучении. Тогда и запрос более конкретный и предметный. Тем людям, которые изначально приходят на обучение, ничего не зная о фасилитации, ни разу не участвовав в фасилитационном процессе как участники, тяжело дается понимание. Они пытаются изучить все и сразу и тут же применить! Но не всегда это успешно для них.
Галина: Фасилитация – это прикладная отрасль знания. Нужно знать и понимать, где вы ее будете использовать. Если некуда прикладывать свои знания, тогда деньги и время на обучение тратятся впустую. Руководителям можно начинать с чего-то простого: организовывать диалог в своей команде, начинать проводить мозговые штурмы, вместе с командой проводить анализ того, что было удачно, а что надо делать по-другому в следующий раз, чтобы продвинуться. И это уже есть фасилитация как управление дискуссией.
Как же работает фасилитация?
Елена: Это процесс структурированный: есть план, цель и главный вопрос, над которым группа будет размышлять. Первые признаки проявления фасилитации могут быть в том, что люди говорят на равных, все происходит конструктивно и чаще всего команда старается найти общее. Сформулировать свои решения они могут в виде тезисов: это может быть выписано на флипчарте, карточках или онлайн-доске. Люди разговаривают, договариваются и приходят в результате к некоему единому выводу. При этом он может быть персональным, а может быть командным. Для меня еще фасилитация – это когда люди находятся на одном уровне. Здесь нет такого, что кто-то один стоит у доски и рассказывает всем презентацию.
Галина: Фасилитация – это не всегда про коллективное принятие решений. Зачастую у руководителей возникает отторжение: «Сейчас все мы коллективно примем решение. Но я же руководитель: здесь моя зона ответственности, и только я отвечаю перед высшим руководством за результаты. Наверное, я не готов пока к фасилитации». Следует понимать, что фасилитация может происходить на разных уровнях и не всегда связана с коллективным принятием решений. Важны откровенность и открытость в диалоге с командой. Например, первой задачей руководителя может стать построение доверия и единого информационного поля с командой. Вы проходите с командой этот уровень без всякого принятия решения. Если вы позвали группу генерировать идеи, то говорите команде: «Ребята, сгенерим? Но решение приму я». Это тоже решается методами фасилитации. И заключительный уровень – когда вы принимаете решение и вместе с командой определяете, куда будете двигаться. Структурированная дискуссия и управление этим процессом (на каждом из этапов), не связанные с обязательным принятием решения, это и есть фасилитация.
Как женщины-руководители могут использовать фасилитацию в работе с большим коллективом, топ-менеджерами, мужским коллективом?
Елена: Руководителю часто приходится решать, в какой роли при рассмотрении определенного вопроса он выступает. Я, например, когда была руководителем, выписывала список вопросов и понимала, где решения согласовываются со мной, а где я доверяю команде, чтобы она выработала решения сама. Нужно договориться с командой, какие вопросы и на каком этапе согласовывать с руководителем, а где он на равных с командой участвует. И если руководитель договорился, то нужно четко осознавать: что бы ни происходило в команде при обсуждении, сохраняй свою экспертную позицию при себе.
Галина: Вспоминаю свой управленческий опыт, когда сотрудники приезжали с больших международных конференций. Часто получалось так: вроде бы куда-то съездили, что-то с собой привезли, рассказали – и все. Ничего по итогам в работу не бралось. И у меня возник вопрос: почему именно так? Ведь и атмосфера хорошая в команде… Тогда мы решили «поштурмить», ответив на вопрос: «Как эти новые иностранные наработки можно использовать у нас?» Из этого родились интересные идеи, которые потом взяли в работу. Всего лишь простой вопрос – и обсуждение с командой позволило улучшить бизнес-процессы. Наверное, для руководителя это самое большое преимущество фасилитации. Потому что, когда есть вовлеченность и участие, открытый диалог, человек сам берет на себя ответственность за реализацию, так как это его идея. Самое большое преимущество фасилитации – это вовлеченность.
А как работает фасилитация в обычной жизни, например, в семье?
Елена: Наши студенты, даже владея лишь базовыми основами фасилитации, приводят много своих примеров. Они с семьей с помощью фасилитации планируют, куда поехать в летний отпуск. Ее можно использовать за семейным столом, чтобы обсудить, как прошел день. Например, сразу все члены семьи делятся, какие у них были интересные события за день, потом могут рассказать, как они себя чувствовали, что неожиданного произошло, был ли какой-то дискомфорт. Каждый может поделиться, чему научила их определенная ситуация и какие выводы они на будущее сделают, нужно ли семье принять какие-то решения. Таким образом, общий разговор интуитивно структурируется. Можно еще использовать фасилитацию при планировании крупных мероприятий в своей жизни, например, свадьбы, дня рождения.
Галина: Ее можно использовать при совместном планировании в семье, для выстраивания совместных календарей. Это увлекательное занятие, которое приносит пользу и помогает понять друг друга.
Фасилитатор – профессия будущего?
Елена: Совсем недавно «Агентство стратегических инициатив России» выпустило «Атлас профессий будущего 3.0». И вот туда уже вошла профессия фасилитатора как профессия будущего. Там есть ее определение. Вне зависимости от постоянной роботизации и автоматизации людям нужно договариваться всегда, людям нужны люди, нужно создавать общее пространство. В будущем люди устанут быть друг без друга и поймут, что, не договариваясь, они не придут к общему решению.
Галина: Я думаю, фасилитация будет востребована как одна из компетенций будущего, особенно у руководителей.
Текст: Анастасия Тетерук