Муж называет ее «танк». Коллеги добавляют: «красивый и обаятельный танк». Она – одна из самых успешных молодых бизнесвумен страны, которая уже шесть лет возглавляет крупную строительную компанию. Ее работа – это не только деловые переговоры, бизнес-задачи и заграничные командировки, но еще и стройки, подрядчики, каски… Это она стоит во главе таких нестандартных жилых районов, как «Новая Боровая», «Пирс», «Зеленая гавань». Хотя Светлана признается, что на стройку – только на каблуках. Сегодня мы отложили в сторону профессиональные вопросы, не стали говорить о карьере и философии self-made women. Мы поговорили о нашем, женском. О том, как строит свой «город женщины» директор группы компаний «А100-Девелопмент» Светлана Шевлик, – в нашем интервью.
– Часто слышу, что «женское» в бизнесе легко потерять. У вас был такой страх, когда вы начинали? Ведь быть женщиной в бизнес-среде нелегко.
– Здесь вопрос не в самой женщине, а в ее окружении. Если есть возможность, приходя домой, чувствовать себя слабой, защищенной, нежной, – это позволяет сохранять баланс. На работе я сильный руководитель, за которым хотят идти. Дома расслабляюсь и перестаю об этом думать. Хотя, наверное, если спросить у моей половины, то он скажет: «Она не останавливается никогда!» (Смеется.)
Я уверена, что у женщин в бизнесе больше преимуществ, чем у мужчин. Где-то мы можем быть жесткими, а где-то вспомнить про женские уловки и даже хитрости. Если нам это дано, почему бы это не использовать?
– Какая вы за пределами кабинета и стройки?
– Я разная. Я напористая и целеустремленная. Нет вещей, которые могут помешать мне идти к цели. Однажды я сказала в интервью: «Все ограничения и все «невозможно» – они у нас в голове. А все желания и мечты – они у нас в сердце». Я перфекционист, который не удовлетворится малым, а будет бороться за лучший результат. Я требовательная: и к себе, и к другим. Ценю профессионализм. Для меня это не значит сделать по инструкции все, что можно, и опустить все, что нельзя. Профессионализм – это когда все нельзя, но ты знаешь, как сделать, чтобы было можно, не нарушая общих правил.
Я очень увлекающийся человек: меня интересует многое. Со мной порой бывает нелегко, но зато очень весело и… эффективно!
– Расскажите, чем увлекаетесь?
– Я выделю несколько важных сфер. Спорт: в частности, бег. Готовлюсь к Минскому полумарафону. Для этого плавно меняю график, режим питания, режим сна. Бег для меня – это не только поддержание формы, укрепление здоровья, но и challenge, вызов для себя. И конечно, своего рода релакс. Готовлюсь к ноябрьскому марафону во Флоренции – это будет уже мой третий марафон на 42 км. Признаться, волнуюсь. Когда готовилась к марафону впервые и не знала, что ждет, – запала было очень много. Сейчас уже знаю, что пробежать такую дистанцию – это объективно на пределе физических возможностей человека.
Развитие: три раза в неделю у меня занятия по английскому языку, по воскресеньям – занятия по французскому. Французский язык учу вместе с мужем – это важно для взаимного развития и поддержания баланса в отношениях. Путешествия: стараюсь совмещать их с посещением и изучением интересных жилых и нежилых проектов. А затем бросаю в чат сотрудникам идеи для вдохновения. Часто езжу на практические программы по рабочим вопросам: например, недавно были в Японии, посмотрели их жилые проекты. Всего за моими плечами более 25 стран.
– Находите в своем графике время для бьюти-процедур?
– Конечно, раз в неделю – косметолог, каждые две недели – маникюр и педикюр. Для меня неважно место или его популярность, я скорее выбираю мастера. Например, мой косметолог со мной 10 лет, я доверяю ей полностью. Мое лицо в ее руках преображается, и я чувствую себя уверенно. А вот походы в спа – это скорее роскошь, потому что на это нужно время. Салону красоты я предпочту прогулку по стройке. (Смеется.)
– Как вы подбираете свои образы? Какой стиль вам близок?
– Я убеждена: модно то, что тебе идет и в чем чувствуешь себя комфортно и уверенно. Я не читаю модные журналы, но следую рекомендациям стилистов. Шопинг-сопровождение со стилистом помогает мне здорово экономить время. Благодаря работе со стилистом я поняла, что образ – это посыл, который ты хочешь донести до людей в каждой конкретной ситуации.
Плюс благодаря консультациям специалистов я точно знаю, как усилить тот или иной образ, как цвет влияет на психологию общения, какие фактуры и фасоны мне идут, а какие – категорически нет. Чаще всего меня можно увидеть на каблуках. Даже на стройке. Мне удобно, я за столько лет уже приноровилась и к песку, и к гравию! Часто подсознательно подстраиваю образ под конкретную задачу: например, если сегодня день посвящен жилому комплексу «Пирс», то стараюсь поддержать это, например, в цветовой гамме образа. Если это выступление у президента страны – то и образ будет совершенно иным: четким, лаконичным, выверенным.
«Нет вещей, которые могут помешать мне идти к цели. Все ограничения и все «невозможно» – они у нас в голове. А все желания и мечты – они у нас в сердце».
– Можете ли назвать самую дорогую вещь в своем гардеробе?
– Это вечернее платье известного бренда Alberta Ferretti, которое стоило 3 тысячи евро. Конечно же, я надела его один раз. И поняла, что этот вариант не для меня! Я скорее потрачу эти деньги на благотворительность или развитие: куплю онлайн-курс, от которого получу удовольствие, да еще и поделюсь им с сотрудниками.
– А для вас важен бренд?
– Меня больше волнует качество, чем бренд. Есть в гардеробе вещи белорусских дизайнеров: обувь Studio Sutoria (наверное, всех возможных расцветок), сумки Panaskin, костюмы бренда Sorochinskaya, вещи от Юлии Латушкиной. Сегодня у меня, например, casual-образ: жакет Massimo Dutti, джинсы COS, кеды POLLINI. Больше всего в гардеробе у меня туфель! И в скором времени появится отдельная гардеробная для них.
– Я подписана на ваш Instagram, это можно назвать полноценным блогом. И у вас даже есть свои хештеги. Вы сами развиваете его?
– Веду я его сама – это можно проследить по частоте моих постов и активности. (Смеется.) Например, во время путешествий она резко увеличивается! Я не хочу, чтобы это превращалось в обязанность с контент-планом и графиком публикаций. Instagram для меня – это инструмент коммуникации с миром, рынком, клиентами. Мне важно, чтобы информация там была полезна подписчикам – в первую очередь жителям наших жилых комплексов.
Например, сегодня утром ко мне приходили жители одного из домов в «Новой Боровой», мы решали насущные вопросы, а они рассказали, что подписаны на меня и уже знают все новости! (Улыбается.)Я часто нахожусь на стройке, а туда редко кто может попасть. Через Instagram жители-подписчики могут отследить даже стадию строительства их дома. Есть и фирменный хештег #романтикастройки. К слову, сталкиваюсь ли я с мифами о блондинках в работе? Да, но я отношусь к этому нормально. Можно загоняться и думать, что меня обижают, мол, я женщина и тем более блондинка. А можно знать, чего ты хочешь в жизни, и добиваться результатов. Если ты профессионал в своем деле, то тебе нужно 5 минут, и все забудут, что ты блондинка на стройке.
– Сейчас много говорят о личном бренде, есть даже школы и курсы. А вы работаете над ним?
– Это словосочетание настолько часто употребляют по поводу и без, что оно скоро станет ругательным! (Улыбается.) Вопросы моего личного бренда стоит скорее связать со спецификой работы компании. Личный бренд для бизнеса – эффективный и важный инструмент. Люди не хотят слышать рекламные сообщения, люди хотят видеть человека и слышать живые истории. Важно создавать эмоциональную связь с клиентом. Сегодня информации чересчур много, и человек воспринимает лишь то, что его эмоционально задевает. Человек видит руководителя и понимает: да, я доверяю ему, разделяю его взгляды и ценности. Я, в свою очередь, стараюсь оставаться искренней и открытой.
Это и моя персональная философия, и принцип работы нашей компании. Важно понимать: личный бренд базируется на личности. И в ней должно быть достаточно профессионализма, знания и понимания себя, мира, людей и своей миссии. Я не верю, что человек, который не несет в мир никакой ценности, способен проявить себя как бренд. В лучшем случае речь может идти лишь о красивой упаковке, но это история про «казаться», а не «быть».
Для строительной сферы публичный руководитель – это исключение. Потому что редкая строительная компания может позволить себе быть открытой, искренней, доступной для диалога. При этом в целом репутация строительной отрасли крайне низкая: сумма сделки высока, люди боятся и не доверяют, нередки случаи обмана и так далее. Мы работаем принципиально иначе, ломаем стереотипы и придерживаемся правила: пообещали – сделали. Поэтому показывать лицо ни руководству, ни сотрудникам не то что не стыдно, – наоборот, мы гордимся своими проектами. И «Новая Боровая», и «Пирс», и «Зеленая гавань» – это объективно пример и новый уровень жилых проектов. Как для Беларуси, так и для соседних стран.
– Есть традиционный журналистский вопрос: что вас вдохновляет? А я хочу спросить: кто вас вдохновляет?
– Вдохновленные люди. Люди, которым небезразлично свое дело (неважно, в какой сфере). Живой пример: рядом с моим домом в кофейне работал парень, у которого просто горели глаза, он с таким вдохновением и с неподдельным жизненным интересом рассказывал мне новости утром! А сейчас он работает у нас в отделе продаж. Вдохновляют люди с позитивным отношением к жизни, которые дарят тепло и доброту. И смелые люди, которые не боятся высказывать свое мнение, нести свои ценности и оставаться преданными им вопреки общественному мнению.
Блиц
Если книга, то… сейчас – т«Принципы. Жизнь и Работа» Рэй Далио. Если настроение сентиментальное – книги Эль-чин Сафарли.
Если любая вещь гардероба, то… туфли.
Если один предмет из косметички, то… карандаш для бровей.
Если бренд, то… Hugo Boss.
Если отдых, то… в Ницце.
Если район Минска, то… «Новая Боровая», «Зеленая гавань», «Пирс». Не могу выбрать!
Беседовала: Алеся Мешкуть