Велосипед, узелки, пиксели, лаконичность, устойчивая форма – свойства и детали, благодаря которым никогда не перепутаешь изделия Павла Панаскина с работами коллег. Пройдя очень разнообразный профессиональный путь, он стал одним из самых известных дизайнеров в Беларуси. В нашем «Алфавите» Павел рассказал о правиле, которое помогает, о том, что не приемлет в работе и что направляет и выстраивает его дизайн.
Арт-объект
Правило, которое когда-то было мной утверждено и которое всегда помогает: сумка – это арт-объект. Прежде всего для меня важно самореализовываться как дизайнер, потому что, во-первых, так я себя не заставляю работать; во-вторых, тогда это действительно мне интересно; в-третьих, это бесконечное развитие.
Формирование бренда, например аксессуаров, можно сравнить с тем, как растет дерево: когда какая-то ветвь больше, она перевешивает все дерево, и оно становится уже не тем, которое человек себе изначально представлял. Скажем, подобное может произойти с тем, кто хочет заниматься только дизайном, а по определенным причинам вынужден заниматься и сбытом продукции.
Для меня важна гармония: когда все сферы развиваются одновременно при помощи делегирования. Мне интересно думать о технических, конструкторских решениях, и я этим занимаюсь. А мой помощник занимается продажами. И каждый из нас любит то, что он делает. Поэтому важно, что человек действительно хочет. Финансовые цели выстраивать либо развиваться как дизайнер? Когда я смотрю на подобную ситуацию сквозь призму своего правила, все становится на свои места.
Команда
Как бы странно ни звучало, я беру людей без опыта работы. Самое главное при выборе сотрудников в рамках моей мастерской – человеческие качества. Порядочность и разум – мне этого достаточно. Любому человеку можно все объяснить, но изменить его нельзя – определенные качества либо есть, либо нет. Сможет ли человек работать, становится понятно в течение дня. Если бы это было масштабное производство, я бы такие критерии не выдвигал.
Сотрудник может реализовать задачу, а решить ее должен я. Например, если сказать человеку: приготовь обед, он начнет думать, что делать, как делать… А если есть перечень продуктов, четкий план чего сколько положить и что конкретно готовить, то его действия будут более уверенными. И тем больше процентов того, что я получу именно тот результат, который планировал. Мне важны идея и ее воплощение. И чем это будет легче и проще, без отвлекающих маневров, тем лучше для меня.
Магниты
Когда создаешь изделие, иногда появляется какой-то один элемент, фрагмент, который после развивается в целую коллекцию. Новая коллекция основана на идее простой формы, которую можно преобразовать в сложную всего лишь с помощью перегибов и магнитов. Давно хотелось поработать с магнитами, потому что они достаточно необычные, в них есть какая-то особая простота.
Это элемент, который не требует никаких усилий, а работает за тебя. Магниты интересны с точки зрения дизайна. Также была задача как-то закреплять перегибы, и магниты очень хорошо вписались в историю с бумагой.
Ощущения
Всегда сложно объяснить, что чувствуешь. Но это можно очень легко и понятно ассоциировать для другого человека. В работе каждый материал имеет свои характеристики и свойства. За основу дизайна обычно берутся либо особенности материала, либо те ощущения, которые он передает.
Если говорить о коллекции «Пластилин», то нужно вспомнить пластилиновые поделки, когда все из одного цвета, одной структуры, изделия цельные по своему восприятию, с большим количеством мелких деталей и ощущением мягкости. Если мы разберем сложное оригами, то получим обычный лист бумаги. При достаточно лаконичном крое с помощью перегибов, уплотнений или ослаблений достигается объем, как в коллекции «Бумага». Ощущения направляют дизайн, двигают и выстраивают его.
Профессия
В детстве я хотел быть директором кафе. Наверное, в 90-е было модно открывать кафе. Потом – дизайнером мебели, но так как надо было поступать в Художественную академию (Белорусская государственная академия искусств. – Прим. ред.), а это было практически невозможно после школы, я пошел в колледж легкой промышленности по специальности «закройщик-портной».
Тогда не было еще Недель моды, зато было много конкурсов, в которых я постоянно участвовал, за что мне везде были поблажки. Был интерес и стимул. Сейчас-то уже все понятно: выпускаешь и потом продаешь, а раньше – участвуешь в конкурсах и выбрасываешь вещи, к следующему конкурсу готовишь новую коллекцию. Было совершенно искаженное понятие обо всем. Но в этом, может быть, и прелесть.
Ремесленничество
Для меня это антимагнит. Ремесленничество ассоциируется с высоким человеческим фактором. Мне нравятся современные технологии, потому что они четкие и быстрые. Поэтому я выстраиваю все лекала только на компьютере, тем более что изделие там можно легко трансформировать.
Таким образом, человеческий фактор минимален. Мне важно выстраивать работу так, чтобы результат был идеальным. Для меня уход от ремесленничества – это путь к идеалу. И почему бы нет, если от этого становится легче. Ведь больше всего времени уходит на то, чтобы все в производстве было легко.
Сумки
Это инструмент, который максимально показывает то, кто я есть на данный момент. И если брать легкую промышленность, я до сих пор очень доволен, что именно сумки явились этим инструментом. Мне везет как дизайнеру, ведь сумки могут быть статичными. Их необязательно привязывать к фигуре, к человеку. Сумки как объект более самодостаточны, чем обувь, а тем более одежда. С точки зрения архитектуры, мужского дизайна сумка – то, что нужно.
Тандем
Я бы сейчас не работал в тандеме. Когда существовал бренд LAZAR.PANASKIN – это было наше общее с Алексеем Лазарем дело. В таком сотрудничестве очень много нюансов, если кто-то работал хоть раз с кем-то в дуэте, поймет. В юности думал: почему распались The Beatles? Популярность, деньги – все есть. Ну зачем?! Что, сложно вместе побыть? (Смеется.) А в итоге все так и происходит.
Если встречаются два человека и у каждого из них свои цели, то либо ты сдаешься и идешь, куда тянут, либо тянешь в нужную себе сторону – и связь рвется. Например, с Ваней (Иваном Айплатовым. – Прим. ред.) у нас магазин, но это скорее по экономическим причинам – вдвоем расходы пополам. Никто не конкурирует, каждый работает в своей сфере. И решаем мы только какие-то общие финансовые вопросы.