Журнал
Культура Мода и стиль

«Наши предки всегда были модниками!». Интервью с куратором выставки «Анталогія прыгажосці»

До 11 декабря в Национальном художественном музее проходит самая масштабная выставка традицонного белорусского костюма «Анталогія прыгажосці».  В экспозиции – 600 предметов текстиля, созданных в разные века и десятилетия белорусскими народными мастерицами. И это не разрозненные предметы костюма, а восстановленные историками комплексы одежды, характерные для разных регионов и местностей Беларуси. Какие детали или приемы может «подсмотреть» современная модница в традиционном белорусском костюме? С этим вопросом мы обратились к куратору выставки и научному сотруднику НХМ Виктории Прокошиной.


Виктория Прокошина, куратор выставки «Анаталогія прыгажосці», научный сотрудник НХМ

«Здесь мы имеем дело с «haute couture» – высокой модой»

– Наши предки всегда были настоящими модниками! Да еще какими! Если проводить параллели с миром моды, то здесь мы имеем дело с haute couture – высокой модой. Такие костюмы ведь шили на праздники, на выход в свет! И создавали на высочайшем уровне мастерства, который поражает даже сегодня, когда технические возможности, материалы, условия работы дают нам, казалось бы, больше возможностей.

Как же часто на выставке слышны возгласы: «Как они это делали? Это же невозможно повторить!». И не повторяли. Все предметы белорусского костюма существуют в единственном экземпляре – это абсолютный эксклюзив. Двух одинаковых сорочек, юбок, фартуков, поясов, даже созданных одной мастерицей – их просто нет, не существует.

Каждая женщина в своем костюме писала повесть о себе – ее наряд был очень личный, очень сакральный. Он был поводом заявить всему миру о том, кто она такая, что любит, чем восхищается и что может.

 

Все предметы белорусского костюма существуют в единственном экземпляре – это абсолютный эксклюзив

Шесть модных домов Беларуси

– Такой народный костюм называется «традиционным», потому что находится в рамках традиции – определенных исторически сложившихся приемов и стиля, внутри которых можно было творить и проявлять себя.

Принято выделять шесть этнографических регионов: Западное и Восточное Полесье, Подвинье, Поднепровье, Понеманье, Центральная Беларусь. И если продолжать аналогии с миром моды – это наши самые крупные «модные дома». Для них были характерные свои особенности, что очень четко выражались.

Например, определенная выделка тканого полотна. В западных регионах ткали тонкое, кужельное полотно, а в Поднепровье и Подвинье была «модна» более грубая льняная ткань и менее выбеленная. Для Западного Полесья характерны были широкие фартуки, из двух сшитых «полок» по 30-40 см: такие всю фигуру обволакивали. А фартушки Поднепровья узкие. И так во всем: от региона к региону силуэт костюма менялся, крой менялся, техника и мотивы вышивки…

Одних только способов завивания намитки, традиционного женского головного убора белорусок, насчитывается около 50, а ведь далеко не все известны. В руках мастерицы головной убор превращался и в обьект красоты, становился маркером принадлежности к определенной общности – женщину из Турова всегда можно было отличить от гродненки или витеблянки. Традицию белорусской намитки много лет глубоко изучает Мария Николаевна Винникова из Академии наук, со-куратор нашей выставки.

головные уборы белорусок
головные уборы
намитка

 

 

Одних только способов завивания намитки, традиционного женского головного убора, насчитывается около 50!
традиционный костюм
головной убор
хустка

Традиционный беларуский строй и павлиньи перья

Традиционный комплекс женского костюма обязательно включал сорочку, юбку, фартук и головной убор – это незыблемая традиция. Все остальное менялось от региона к региону. Возникали даже локальные строи, когда в определенной местности было свое понимание того, что красиво и модно. Так появились неповторимые Неглюбский, Домачевский, Малоритский, Турово-Мозырский строи… Их не спутаешь с другими благодаря абсолютно уникальным деталям, придуманным местными мастерицами в соответствии с их представлением о красоте, гармонии и сакральности, практичности.

В традиционном костюме все его функции связаны. Невозможно было что-то только красивое или практичное, но не гармонирующее с остальным костюмом. Обереговая, сакральная функция одежды была очень мощной. Ни одной женщине не пришло бы в голову показаться на люди с открытым пупком – это было не просто стыдно, но и опасно. Одежда должна была закрывать и беречь самые уязвимые и драгоценные области тела, такие как женское лоно. Неслучайно пояс всегда повязывали в районе пупка. А выйти с непокрытыми волосами из дома для замужней женщины означало навлечь на весь род неприятности.

пояс
Пояс в технике спренгового плетения, Ивановский р-н, Брестская обл
пояс
пояс

 

По силуэту, цветовой гамме, способу повязывания пояса и ношения головного убора могли безошибочно сказать из какой ты местности и даже деревни

Знаю, что не принято было носить юбку выше колена, сорочку с коротким рукавом… Какие-то модные «вольности» разрешалось вносить в костюм?

— Например, длина юбки менялась со временем. И  это тоже можно назвать веянием моды. Наглядно изменения в костюме можно видеть на примере двух строев из Бездежа. Посмотрите, как меняется длина юбки, ширина складки, появляется вышивка гладью, а вязаное кружево по нижнему краю фартука сменяет орнаментальную ленту. Намитку сменяет платок-хустка. При этом мы по-прежнему узнаем именно Бездзежский строй по характерным для него чертам. Мне хотелось показать, как белорусский костюм эволюционировал, менялся во времени, всегда был живым явлением, а не чем-то закостенелым и статичным. 

Анаталогія прыгажосці
В центре — более ранний Бездежский строй, справа — более поздний. Слева — Кобринский строй.
 

А вот это павлинье перо в женском головном уборе Кобринского строя – это мода или традиция?

— Это веяние моды. Многие белорусские магнаты держали в своих дворцах и имениях павлинов. Крестьяне видели этих красивых птиц и могли подобрать перо, чтобы украсить свой костюм декоративным элементом. Но никто ничего не делал бездумно, просто так  – нам бы этому поучиться! Я уверена, что перо павлина тут не только ради красоты. Наши предки наверняка знали, что павлин – древнейший символ богатства, вечной жизни, а «глаз» на его пере несет обереговую функцию.

Или вот эти перья петуха в головном уборе сваха из Лельчиц – почему именно петушиные перья? Почему петуха вышивали на фартуках и свадебных рушниках?  В традиционной культуре петух – символ мужской силы и плодовитости. Как и рог – символ изобилия и плодородия. Поэтому зачастую женская прическа имитировала рог. В Неглюбке волосы традиционно собирали в пучок-рог, а сверху повязывали платок: и красиво, и сакрально.

 

 

В традиционной культуре петух – символ мужской силы и плодовитости
вышивка
Петухи и павлины как элементы вышивки
Неглюбский головной убор
Неглюбский головной убор
Лельчичкий головной убор
Головной убор свахи из деревни Леликово Кобринского района

Барби и головной убор скифов: синтез моды, времени и традиции

Есть ли примеры, когда наши предки заимствовали детали костюма у других народов?

— Есть, но такие заимствования не были поверхностными – наши мастерицы умудрялись так переделать новый элемент, что он становился своим. Вот эти головные уборы из экспедиции в  деревню Хильчицы Житковицкого района Гомельской области Марией Николаевной Винниковой. Их основа повторяет женский головной убор скифов! И название такое же: наша «галава» – тот же скифский «калаф». Где и когда увидели белоруски скифский головной убор? Он показался им красивым, и женщины из Житковицкого района начали вводить его в свой костюм, пока такой головной убор не стал традиционным для этого региона.  Или посмотрите на эти шерстяные фартухи, выполненные в технике закладного ткачества – похожие носили в Латинской Америке.

На границе этнографических регионов мы встречаем интересные «модные» заимствования. Помню, когда я только пришла на работу в музей, в руки попались фартуки из Поднепровья, на границе с Россией. Я не могла понять, почему они такие длинные? На какой рост рассчитаны? Потом уже узнала, что такой передник повязывали не на талии, а под грудью. В этом регионе традиционно носили юбки сарафанного типа, сшитые с короткой жилеткой.

Анаталогія прыгажосці
Праздничные костюмы замужних женщин с головным убором «сарпанок» в разных фартуках (слева и по центру — тканевые, справа — вышитый). Конец XIX – начало XX в. Территория Столинского р-на Брестской обл. Из собрания Музея древнебелорусской культуры НАН Беларуси
Анаталогія прыгажосці
Строй сарафанного типа (Восточная Беларусь)

Можно ли сказать, что чем ближе к современности, тем больше мода влияла на традиционный костюм?

— Думаю, да. Изначально все материалы мастерица создавала сама: ткала, красила нитки и ткани так, как делали ее предки. Фасоны были традиционными. С развитием торговли и появлением промышленности многое стало возможно купить. Например, в этом костюме Домачевского строя чепец сшит из шелковой ткани с китайским узором, явно привозной. А вот этот строй из деревни Моталь Ивановского района Брестской области мы называем между собой «белорусской Барби» – посмотрите на ярко-розовую, цвета  фуксии жилетку! Такого оттенка ткани невозможно было добиться природными красителями. Создавшая этот костюм мастерица наверняка присмотрела отрез яркой ткани на рынке, но сшила из нее жилет в соотвествии с традициями Западной Беларуси.

 

после войны белоруски массово вернулись за ткацкие станки, потому что нечего было носить и из чего шить
Анаталогія прыгажосці
«Барби и Кен» — так называют эти экспонаты сотрудники НХМ из-за цвета одежды. Строй из д. Мотоль Ивановский р-н Брестская обл.
Анаталогія прыгажосці
Для окрашивания шерсти и льняных нитей белорусы использовали анилиновые красители
Анаталогія прыгажосці
Головной убор в Домачевском строе из шелковой ткани с китайским узором

Белорусы всегда любили и носили льняную одежду. Но после Великой отечественной войны площади под посевы льна сокращались, ткань все больше выходит из обихода. Проще было купить фабричный хлопок, чем самому ткать. Но именно после войны белоруски массово вернулись за ткацкие станки, потому что нечего было носить и из чего шить. В советское время на полках магазинов впервые появляются синтетические ткани и проникают в народный костюм.

Вот этот костюм из Лельчиц середины прошлого века – ярчайший пример тенденции: юбка сшита из синтетической ткани красного цвета нехарактерного для нас алого оттенка. Вместо тканого орнамента пришита фабричная тесьма. Вместо льна – хлопковая ткань сорочки, расшитая фабричными нитками мулине. Но посмотрите, какая мощная в этом костюме отсылка к местной традиции! Все равно это классический строй из юбки, фартука, платка и сорочки, пусть уже другого кроя, на кокетке – потому что так было модно. И вышивка – гладью, которая только в начале ХХ века пришла к нам вместе с  готовыми «брокаровскими узорами».

традыцыйны строй
Городской костюм в народном стиле, начало ХХ в.
Лельчичкий строй
Лельчицкий строй послевоенного времени 1950-е гг. Вышивка полихромной гладью
вышивка
Узор «вочкі» из костюма леликовской свахи
хустка
Расшитый вручную платок, Лельчицы

Мы неслучайно выделяем отдельный Лельчицкий строй – уж очень много своих «фишек» было у мастериц в этой местности. Посмотрите на этот платок – это же шедевр! И вышивка, и бахрома – все ручная работа, хотя ткань покупная. И места, где надо располагать вышивку, мастерицы еще прекрасно помнили в 1950-е годы. С течением времени меняются ткани, нити, орнаменты, а расположение орнаментов, структура костюма и его обереговые функции сохраняются. Такой синтез моды, времени и традиции.

 

вышивка гладью и крестиком, которые могут показаться сегодня традиционными, пришли к нам  только в начале ХХ века

Знаю, что многие современные мастерицы не раз приходят на эту выставку, чтобы зарисовать удивительной красоты узоры вышивки – ее можно рассматривать бесконечно!

— Белорусская традиционная вышивка – это действительно космос и бесконечная Вселенная! Это не застывший, а живой мир, который изменялся под влиянием времени и моды. Изначально у нас ведь не было «вышиванок», больше характерных для украинского костюма. Свой геометрический орнамент белорусы ткали и нашивали на изделия. Самая архаичная наша вышивка – настилом или «процягам».  А вышивка гладью и крестиком, которые могут показаться сегодня традиционными, пришли к нам  только в начале ХХ века и очень прижились.

Но опять же, наши мастерицы «присвоили» себе этот элемент настолько, что он стал очень органичным для белорусского костюма. У меня как для исследователя был шок, что тот же «крестик» наш народ сумел так пропустить через себя и свое мировоззрение, что со временем этот элемент вышивки в каждой местности становится особенным. Где-то крупный, где-то мелкий, а где-то просто микроскопический!

До недавнего времени я считала, что в вышивке в Западном Полесье имела самый мелкий крестик. Но когда я приехала за экспонатами в Гродно и увидела крестик на этом костюме, то просто потеряла дар речи! Как они делали столь мелкую вышивку? Как?! Ни одна канва не имеет такого мелкого шага клетки! Мария Николаевна Винникова, изучавшая нашу вышивку XIX века, обратила внимание, что в вышивке счет велся по троечкам. Мастерицы вышивали не по канве, а пересечению полотняных нитей.

вышивка
вышивка
вышивка

 

Как они делали столь мелкую вышивку? Как?!
вышивка
Расшитый фартук
вышивка
Тканый орнамент
вышивка
Вышивка «белым по белому» и ветковская мережка

Люди создавали уникальные вещи, в которых множество важных и вечных смыслов. Думаю, именно поэтому они сохранились через века. Поэтому при взгляде на них у нас так отзываются душа и сердце. Потому что это не просто юбка или сорочка – а проявление целого мира мастерицы, создавшей их. И такие уникальные вещи не выйдут моды никогда.

«В свой гардероб я бы однозначно взяла все безрукавки–гарсэтки»

— Мы помним, как долгое время людям прививалась мысль, что народный костюм – это не модно. Чтобы не казаться старомодными, женщины прятали традиционную одежду в сундуки-куфары. Хотя люди, которым сейчас около 60 лет, рассказывают, что в их детстве бабушки еще сами ткали и носили народные строи.

В дневниках этнографа Михася Романюка я прочла историю, что трогает до слез. Когда в экспедиции одну бабушку спросили: «Зачем вы храните строй? Все равно не носите, так отдайте в музей». Она ответила: «Не магу! Як жа ж маі продкi мяне пазнаюць на тым свеце?» Единение с предками было очень важно для людей. И костюм был ниточкой, что связывала поколения.

Встречали по одежке, по строю определяли свой или чужой. По силуэту, цветовой гамме, способу повязывания пояса и ношения головного убора могли безошибочно сказать из какой ты местности и даже деревни. Мировая глобализация и современная мода привели к тому, что человек стал унифицирован. Одежда у всех одинаковая. По ней ты никогда не узнаешь не только местность, но порой страну или нацию, к которой принадлежит человек. А в те времена каждая мастерица создавала свой костюм, который был ее лицом, указывал не ее происхождение, говорил про ее мастерство.

 

Зачем вы храните строй? Все равно не носите, отдайте в музей.
— Не магу! Як жа ж маі продкi мяне пазнаюць на тым свеце?
Анаталогія прыгажосці
Анаталогія прыгажосці

Какие модные элементы мы можем позаимствовать из традиционного костюма?

— Самое главное свойство белорусского костюма – чистота стиля и гармония. Обведите взором экспозицию – ничего не выбивается из единого стиля: полосочка к полосочке. Я люблю повторять, что белорусский костюм можно сравнить с музыкой, в которой нет ни одной фальшивой ноты. И совершенно невозможно взять элемент одного строя и перенести в другой – сразу будет резать глаз, нарушать гармонию. По этой причине я, например, не смогла показать в экспозиции мужские шейные платки, которые носили в одном из регионов. Потому что у нас нет целого костюма, на котором их можно было бы показать.

Белоруски всегда были модницами. Эти плиссированные юбки – им больше ста лет, а складка никуда не делась. При этом ширина шага складки была в каждом регионе своя. Эта юбка из Мостовского строя. Такие носили уже без фартука, и можно было показать свое мастерство плиссировки – на юбке чередуется широкая и узкая складка. Фартуки, чтобы те гармонировали с юбкой, зачастую тоже плиссировали. И когда женщина шла, создавался эффект плавного движения. Кстати, плиссировка делает силуэт стройнее за счет вертикальных линий. Как видим, все было продумано до мельчайших деталей!

А вот эта зеленая юбка из деревни Лубянка Свислочского района Гродненской области родом из ХХ века. Она сшита в стиле модерн: ткань домотканая, но выкройка новая, модная, с клином сзади. Такую юбку носили без фартука, но я не могла не показать в экспозиции этот фартушок, повязанный на нее – в нем не менее 10 разных техник вышивки!

традиционный строй
Юбка, Мостовский р-н, Гродненская обл.
юбка традиционный строй
Юбка с кроем по городской моде в стилистике модерн, д. Лубянка Свислочский р-н, Гродненская обл.
юбка-плиссе
Юбка-плиссе

Или вглядимся в такой технологический прием как «маршчэнне». Всего то – декоративная сборка полотна, но посмотрите, какая филигранная работа! Согласитесь, это смотрится покруче Chanel!

Анаталогія прыгажосці
маршчэнне

И не будем забывать, что такие костюмы шили совсем молодые женщины. Ведь приданое надо было успеть скроить, сшить и вышить до 15 лет, до замужества, потому что потом некогда: муж, дети, хозяйство. И не только для себя, а еще сшить и вышить сорочки мужу, свекрам, сестрам и братьями. Одних только поясов сколько соткать! Пояс присутствовал во многих обрядах. Если девушка так и не выходила замуж, оставался у нее куфар добра и целые вязанки тканых поясков. На нашей выставке можно увидеть уникальный пояс начала ХХ века, на котором мастерица выткала стихи, очень грустные.

Стихи, которые вытканы на поясе (орфография автора соблюдена):

Прося Васілева вышывала платочык, не знала каму даци.
Пойдиць миленки в солдаты, будеть слёзы вытирать.
Два серца, адин дух, люби друг, люби одну, а не двух.

(деревня Кладневичи Горецкого района Могилевской области)

Сегодняшние модницы останавливаются у Неглюбского строя и глаз не могут отвести от шейного украшения из бисера «гарлячки». Такую носили только в Неглюбке. Шейные украшения – еще одна «терра инкогнита» белорусского костюма, что предстоит изучать. Когда, готовясь к выставке, я открыла альбом Романюка и стала обращать внимание только на шейные украшения, то поняла, что были не только бусы, но и жгуты, веревочки…. Тот же нательный крест в разных местностях носили по-разному. В Неглюбке и Малорите – поверх костюма. В нашей экспозиции всего две пары аутентичных народных бус из стекла и камня. Они приехали к нам из Музея народного быта и архитектуры в Строчицах.

Анаталогія прыгажосці
Анаталогія прыгажосці
Шейные украшения, Неглюбка. Пушки, гарлячка и хрястоўка (реконструкция с оригиналов нач. XX в.)
украшения традиционные
Шейные украшения. Аутентичные стклянные бусы нач. XX

 

совершенно невозможно взять элемент одного строя и перенести в другой – сразу будет резать глаз, нарушать гармонию
традиционные украшения
древние украшения

Какую модную деталь народного костюма вы сами охотно взяли бы в свой гардероб?

— Я родом из Западной Беларуси, родители по сей день живут под Кобрином. И для меня костюмы Западного Полесья и в частности Кобринский строй – вершина красоты и гармонии.

Кобринский строй
Кобринский строй

Если говорить, что взяла бы в свой гардероб  – однозначно все безрукавки–гарсэтки. И крой наших юбок – такие никогда не выйдут из моды! Или наши орнаменты – скопируй любой, перенеси на одежду и все будут оглядываться вслед, такая красота!

Очень мне нравится традиционная верхняя одежда – все эти наши шерстяные кажушки и свитки, их сдержанная цветовая гамма. Еще в советское время за нашими валяными из шерсти свитками специально ездили в Моталь. Какие фасоны современные! И у каждого своя «фишечка» – ручной работы пуговка из кожи, например. Надень сегодня такой кажушок – будешь первой модницей!

Анаталогія прыгажосці
Намитка и курта
Анаталогія прыгажосці
Жилет
Гарсэт, Калинковичский строй
Гарсэт, Калинковичский строй

А посмотрите на Калинковичский строй и его корсеты-кабаты с баской – визитная карточка региона. Их богато украшали тесьмой и металлическими бляшками, пуговками, бисером. Женщина должна была блестеть и сиять своей красотой! При этом в костюме каждой была какая-то уникальная, придуманная ею модная деталь. Через десятки лет ты ее находишь глазами и поражаешься фантазии и мастерству народной мастерицы!

Записаться на выставку можно в Instagram Национального художественного музея.

Благодарим заведующую сектором маркетинга отдела научно-просветительской работы НХМ Марию Фрунзе за содействие в создании материала.

Читайте также: Как появился Музей маляванки и почему туда стоить сходить сейчас

Рекомендуем

Анна Кузнецова: «Нам всем очень нужна такая концентрация красоты»

Город Женщин

Жанна Дубска. 27 мыслей.

Как стать королевой новогодней вечеринки: топ-7 беспроигрышных образов от Натальи Балашевской

Город Женщин

Оставить комментарий