Голос белорусской певицы Оксаны Волковой знают оперные меломаны всего мира: она блистала в спектаклях Большого театра России и Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, в миланском театре «Ла Скала» и лондонском «Ковент-Гарден», на сцене театра Массимо в Палермо и в опере Ниццы, в театре Сан-Карло в Неаполе и в австрийском Зальцбурге…
Оксана пела на Международном оперном балу Пласидо Доминго в Вашингтоне. Престижную награду Opera Awards – аналог «Оскара» в опере – «За лучшую запись полной оперы» белорусская певица получила за участие в записи оперы «Пиковая дама» с оркестром Баварского радио (BR Klassik) под управлением дирижера Мариса Янсонса.
30 мая заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова и народная артистка Беларуси Анастасия Москвина представят белорусским зрителям грандиозный гала-концерт, который состоится на сцене Большого театра Беларуси.
Итак, встречаем Оксану Волкову!
Б – бабушка
Когда я была ребенком, не помню, чтобы мне не хватало мамы. «Я сама!» – сказала в годик и постоянно придерживалась этого девиза. Только с рождением детей поняла, как много любви и тепла вложила в меня мама. Она – учитель математики, очень деликатный, тонкий и добрый человек. Каждый день, ведя меня за руку в садик, мама читала лекцию о том, как себя вести и как быть хорошим человеком. Я однажды спросила, зачем она повторяет это изо дня в день, я ведь все помню. «Чтобы не забыла», – ответила она. Сейчас мама помогает в воспитании моих детей, и это самое лучшее, что я им могу дать, – такую бабушку!
К – «Кармен»
Я действительно трепетно и с большой любовью отношусь к этой партии. Здесь есть где развернуться. В ней можно купаться, творить, жить, быть разной, постоянно привносить что-то новое… Я как-то пыталась посчитать, сколько было разных спектаклей «Кармен», – насчитала около 19 в разных странах. Среди них есть и традиционные, и современные постановки. Но во всех спектаклях, и актуализированных, и классических, я иду за музыкой. Декорации не так важны для певца – на мотоцикле героиня или в карете, в горах или мегаполисе – это нюансы, потому что в музыке и тексте либретто есть все.
Каждый мой спектакль не похож на предыдущий. И по стилистике, и по идее, которую вкладывает режиссер. Иногда встречаешься с партнером за пару дней до спектакля – и необходимая сценическая химия не возникает. Но часто случается такое совпадение темпераментов и энергии, что искры высекаются, и репетиции не нужны. Это огромное удовольствие и счастье – петь «Кармен», жить чувствами и музыкой на сцене.
Кармен – это прежде всего очень сильная личность, которая притягивает своей энергией. От нее исходит опасность, которая привлекает мужчин. Она завладевает сознанием и делает человека зависимым от любви к ней. Но быстро теряет интерес. Она знает, как подчинить более слабого, получить желаемое, а сильный ее привлекает – и включается азарт охотника. Она играет со своей жизнью, ходит по лезвию ножа и умирает, оставшись символом любви и страсти.
Л – личность
Мне очень повезло с профессией, ведь она сводит меня с поистине выдающимися личностями нашего времени. С Анной Нетребко мы вместе пели на открытии сезона в Метрополитен-опере, а наши сыновья спали в ее квартире под присмотром няни Тьяго. Она решила дать мне возможность отдохнуть и повеселиться на ужине в честь премьеры. В жизни она такая же чудесная, как и на сцене. Дмитрий Хворостовский, зная, что я худею, покупал мне в перерывах большую булочку или круассан и азартно наблюдал, как я их ем, зная, что не могу ему отказать. Они оба – люди с огромным обаянием и чувством юмора. Дмитрий Вдовин, легендарный вокальный педагог, до сих пор меня консультирует и помогает. Можно перечислять бесконечно настоящих личностей, которые повлияли на меня и многому научили.
М – метрополитен-опера
В Метрополитен-опере я работала в нескольких премьерных постановках: «Риголетто» Джузеппе Верди и «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, а также «Леди Макбет Мценского уезда» – спектакле, который идет в «Мете» уже 20 лет. На репетициях все было очень хорошо организовано, к артисту прикреплены ассистенты, которые следят за всеми выходами певца, мизансценами (то есть если что-то забываешь, специально обученные люди не дадут тебе затеряться). Артист не беспокоится о мелочах, а выходит на сцену и делает свое дело.
М – Минск
Я постоянно пою в разных театрах. Очень много трудилась для того, чтобы иметь свободу самой строить свою жизнь. Знаю, если я захочу, то меня примут в труппу любого театра прямо сегодня. Но… Я всегда говорю: хорошо там, где нас нет. В любой стране есть свои нюансы. У меня нет розовых очков, и я не строю воздушных замков. Считаю, что в Минске у меня прекрасная база, мой театр, мой дом. У меня никогда не было проблем с получением визы или разрешения на отъезд. Руководство театра относится к моим гастролям очень трепетно, с большим пониманием. И я отвечаю тем же. Пою во всех спектаклях, в которых требуется мое участие. И конечно, мне приятно, когда удается где-то прозвучать как белорусская певица. Многие иностранцы открывают карту и начинают больше интересоваться нашей страной.
Н – надо
У нас нет слов «хочу – не хочу», есть слово «надо». Это девиз моей мамы и теперь уже мой. Когда нет настроения и энергии, «надо» поднимает меня с кровати и заставляет лететь вперед, в светлое, надеюсь, будущее!
О – ошибка
Я научилась отпускать ситуацию и не переживать долго. К тому же в характере присутствует авантюризм – стремлюсь попробовать себя везде, приложить свои способности, куда-то «ввязаться». И уже не боюсь проиграть. Спокойно к этому отношусь: где-то проигрываешь, где-то выигрываешь. Выигрываю чаще, хотя проигрышей тоже было предостаточно. Я ужасно спела прослушивание в американском театре, пролетев более 10 часов перед этим, и, конечно, не получила работу в проекте. У меня пропал голос во время прямой трансляции спектакля на весь мир, и я шипела, хрипела, рычала, делала все что угодно, только не пела. Переживания могли помешать мне работать дальше, но я себя сразу простила. Считаю, надо уметь проигрывать – осознать свои ошибки и идти дальше. Без проигрышей не бывает роста.
П – партнеры
Партнеры – очень важная составляющая оперного спектакля. Когда есть энергия между партнерами, не нужно специально ничего играть. И наоборот, неподходящий партнер может нехотя помешать – и спектакль проиграет. Поэтому в Голливуде делают совместные пробы, чтобы через камеру увидеть, насколько люди подходят для этих ролей и как они взаимодействуют друг с другом. Мне всегда очень везло на партнеров. Даже в критических или курьезных ситуациях, которые случаются на сцене, реакция партнеров должна быть мгновенной, чтобы зритель ни о чем не догадался.
П – Париж
Он именно такой, каким я его себе и представляла. Невозможно красивый, элегантный… У него особый запах и энергетика. Я провела здесь два месяца и встретила весну. Стояла рядом с горящим Нотр-Дам-де-Пари, и когда его потушили, радовалась с огромной толпой парижан. Надеюсь, моя мечта спеть здесь когда-нибудь «Кармен» обязательно осуществится.
Р – репетиции
Очень люблю петь по утрам. Желательно часов в 10, когда в театре еще тихо. Все репетиции начинаются с 11, а я предпочитаю до 11 уже закончить и быть свободной весь день. Я бы и в 9 начинала, если бы смогла уговорить своего концертмейстера. Так как страшно не люблю репетировать, стараюсь учить очень быстро. Мне кажется, что чрезмерные репетиции вредят результату: быстро перегорает моя темпераментная натура и не очень выносливый голос. Люблю день потерять, а потом за пять минут «долететь». Иногда, конечно, меня подводит эта стратегия, но в большинстве случаев работает отлично.
С – сцена
Конечно, все певцы испытывают волнение и страхи, периодически видят сны, в которых понимают, что перед спектаклем не помнят текст, теряют костюм и выходят без грима. Или поешь, а голоса нет. Такой стандартный набор страшилок. На спектаклях волнение минимально, потому что надо держать в уме много задач, а вот на концерте, когда представляешь сам себя, а не своего персонажа, когда все смотрят только на тебя, справиться с волнением непросто.
Эта борьба с нервами – очень важная часть профессии: иногда артисты прекрасно поют в классе наедине с концертмейстером, а когда выходят на сцену, все теряют. Но есть и такие исполнители, которые, наоборот, наслаждаются энергией зала, чувствуя, что происходящее на сцене и есть настоящая жизнь. Когда попадаешь в другое пространство: свет, декорации, костюмы, партнеры в предполагаемых обстоятельствах – действительно отключается ощущение реальности и живешь совершенно другой жизнью.
Например, партия Любаши в спектакле «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова изумительно написана, такие в ней заложены боль, страсть, обида, бесстрашие, – и в течение трех часов это все нужно пережить. Конечно, при этом голова должна быть холодной, потому что необходимо выполнять режиссерские задачи, чувствовать партнера, попадать в свет, слышать оркестр. Тут уже не до волнения.
Т – тембр
Я думаю, что тембр голоса – отражение характера и внутренних качеств человека. Мягкий, бархатный голос, который приятно слушать долго, не может принадлежать человеку импульсивному, нервному или неприятному. Сцена действует как увеличительное стекло и проявляет даже то, что многие хотели бы скрыть. Маленького человека она делает часто еще меньше, и, наоборот, если личность яркая и мощная, то и на сцене она проявляется масштабнее и привлекает все внимание публики.
У – успех
Это понятие относительное и мимолетное. Его нельзя подержать в руках и повесить на стену. Это миг, когда стоишь на сцене и слышишь аплодисменты. Через час-другой все исчезает – и остаются только послевкусие и желание бежать вперед. Чтобы еще раз испытать это ощущение.
Беседовала: Ольга Савицкая