Что делать, если на работе накрывает апатия? Как быть, если кажется, что все «рубежи взяты», но сменить место все равно страшно? Бизнес-коуч Екатерина Хатеева объяснила, что нас останавливает в карьере и как преодолеть страхи.
— В последние годы представление о профессиональном росте серьезно изменилось. Сейчас уместнее говорить не «карьерная лестница», а «карьерные джунгли» — здесь можно перепрыгивать с ветки на ветку или раскачиваться на лиане. Возможностей для маневра в джунглях определенно больше, чем на лестнице. Поэтому и понятие карьерного потолка ощущается совсем иначе. Есть два основных сигнала, по котором можно понять, что вы в этот потолок уперлись.
- Потеря интереса к профессиональному развитию. Часто карьерный тупик сопровождается чувством неопределенности, когда не понимаешь, как и куда двигаться дальше.
- Ощущение комфорта в ежедневной рабочей рутине. Это когда многие процессы уже доведены до автоматизма, а каждый новый день похож на предыдущий. В профессиональных задачах уже нет вызова. Все, что можно было сделать, сделано. А запас энтузиазма и желания что-то улучшить исчерпан. Если вы столкнулись с этим чувством, то должны понять: не просто стоите на месте, вы шагаете назад.
Страхи, которые мешают
Прежде всего дело — в страхе неизвестности. Страшно менять комфортную жизнь, где все понятно и предсказуемо, на что-то непонятное. Из-за отсутствия четкого представления “А что там, в той неизвестной роли”, кажется, что мы не справимся с новой нагрузкой и другим темпом жизни. Иногда новая ступень в карьерной лестнице связана с большей ответственностью, которую сотрудник еще не готов взять на себя.
Важно понять, какие у вас приоритеты на текущий период жизни и, если это «сменить работу», то решайтесь. Не бойтесь дискомфорта. Первые пару месяцев окажутся, действительно, непростыми, но ведь время на адаптацию нужно всем. Дайте себе это время, окружите поддержкой со всех сторон.
“Get comfortable with being uncomfortable” (“Почувствуй себя комфортно, находясь в дискомфорте”) — один из главных принципов в Кремниевой долине. Выживет не тот, кто умнее и сильнее, а тот кто умеет приспосабливаться. Развивайте в себе этот навык через вызовы и окружайте себя людьми, которые постоянно развиваются. В таком окружении вызовы становятся нормой и положительно влияют на ваш профессиональный рост.
Второй страх – допустить ошибку. Но ошибаются все! Просто кто-то не боится говорить об этом открыто и анализировать. А кого-то страх ошибиться парализует настолько, что начинает казаться: «Лучше сидеть и не высовываться». О том, чтобы сменить работу и речи не идет.
Нездоровый перфекционизм, желание сделать все идеально и с первого раза, также не дает пробовать что-то новое. Повышение толерантности к своим собственным ошибкам (и чужим в том числе), позволяет быть смелее в принятии решений и расширяет возможности для экспериментов с карьерой.
.
В Кремниевой долине, к слову, существует «культ ошибок», о них тут принято говорить открыто и делиться уроками, которые извлечены. На собеседовании вас обязательно спросят, какой самый большой промах вы допустили и чему данная ситуация научила
То, как человек справляется с разного рода испытаниями, говорит о многом: готов ли он брать ответственность, каковы его аналитические способности, профессиональные и личностные качества.
Сомневаетесь? Это тоже признак профессионализма
Интересный момент: с неуверенностью в себе, как правило, сталкиваются профессионалы. С ростом экспертности, степень уверенности в своих силах у них немного снижается, потому как приходит понимание – в жизни очень много компетенций, которые можно было бы еще изучить.
Реже сомневаются в себе начинающие сотрудники (они уверены, что уже достаточно знают) и специалисты на пике карьеры (они на самом деле достигли высочайшего уровня мастерства).
В Стенфорде, на занятии по развитию лидерских навыков, вице-президент одного из подразделений “Меtа” (Facebook) рассказал нам, как сам справляется с неуверенностью. Когда опускаются руки и кажется, что ни на что не годен, он достает коробочку, которая называется “Good Job” (дословно «хорошая работа») и начинает зачитывать свои достижения вслух. В этой же коробочке находятся отзывы коллег. Это помогает воспрянуть духом и вспомнить, что на самом деле ты — классный специалист.
Если ваша коробочка пуста, то рекомендую заняться ее наполнением. Праздновать любые победы, большие и маленькие.
«Мне поздно/рано начинать»
Установка про возрастные ограничения очень популярна и вредна. Важно не количество лет выслуги, а плюсы, которые приносит человек как специалист. Поэтому с такими стереотипами можно работать через осознание и понимание своей ценности.
Если вы компетентный сотрудник, то чаще вспоминайте, какой вклад и пользу приносите компании. И не забывайте щедро делиться этими мыслями с руководством.
Кстати. По результатам исследований компании «Хьюлет-Паккард», женщина просит о повышении в работе или к зарплате, если она будет уверена, что соответствует требованиям на 100%, мужчине достаточно 60%».
Создавайте возможности и позвольте выбирать
Еще людям мешает мысль, что хорошего места работы можно добиться только за счет связей, дружбы. Отчасти это правда, но это не про блат, а про умение строить качественные партнерские отношения.
Прожив некоторое время в Кремниевой долине, где все вертится вокруг нетворкинга, я осознала, насколько это важно — уметь строить крепкие взаимоотношения. Пусть их будет немного, но они помогут расти.
Можно годами сидеть и ждать повышения в надежде, что вас заметят, но так никогда и не дождаться. Поэтому учитесь создавать возможности.
На совещаниях не прячьтесь в самый дальний угол, садитесь за стол переговоров, поднимайте руку, высказывайте мнение. Но для этого надо быть сведущим в обсуждаемой теме, расширять экспертность, работать над голосом и речью.
Да, иногда мы делаем неправильные выборы или не делаем их вообще. Например, упускаем карьерную возможность, думая, что надо сначала выйти замуж или сходить в декретный отпуск, несмотря на то, что еще даже бойфренда нет. Живите в настоящем.
Что делать, если не продвигаешься по работе?
Если руководитель считает, что вы еще не созрели для продвижения и вы с ним согласны, тогда необходимо узнать, какие в компании требования для роста. Об этом можно спросить руководителя открыто и вместе составить план.
Если менеджер считает, что вы не готовы, но вы с этим не согласны, сходите на собеседование к конкурентам. Узнайте, сколько вы стоите на рынке как специалист. Возможно ли уже сейчас получить желаемое повышение? Если это так, смело озвучивайте свою точку зрения нанимателю, спрашивайте, как вы можете получить повышение внутри компании. Если снова слышите отказ — задумайтесь, а не пора ли на самом деле сменить работу.
Расти «вширь» — тоже вариант
Если сменить работу не готовы, всегда есть возможность расти «вширь», строить горизонтальную карьеру. Осваивайте дополнительные навыки, погрузитесь в нетворкинг, которые увеличат вашу ценность как специалиста. Дайте волю фантазии и не ограничивайтесь только профессиональными компетенциями. Персональное развитие и изменение образа мышления зачастую играет более существенную роль, чем прикладные знания.
Организуйте что-то для сотрудников компании. Это может быть книжный клуб, тематические встречи с экспертами. Подумайте, какой проект вам было бы интересно реализовать, чтобы он служил интересам команды, и чтобы вам самому было интересно в нем развиваться, проявлять свои лидерские качества.
Руководитель мотивирует, команда не хочет?
Представим обратную ситуацию: руководитель прогрессивен, желает, чтобы сотрудники развивались, но они не стремятся. Как быть?
Если специфика вашей компании требует постоянного роста компетентности, а сотрудники это требование не выполняют, значит, пришло время расстаться. Одно из правил процветающей команды, которое я выучила в «долине», гласит: “Right people and the right Number of people” (“Правильные люди и правильное количество людей”).
Если же и менеджер, и сама команда заинтересованы в росте, но что-то не получается, надо запастись терпением. Руководитель должен предоставлять столько поддержки, сколько требуется сотруднику, давать ему возможности для принятия самостоятельных решений, укреплять веру в свои силы. И не менее важно разрабатывать совместный карьерный план. С понятными целями и промежуточными результатами. Своевременно давать обратную связь и направлять.