Оперный певец – обладатель баритона – на сцене чаще всего крутой мачо, необязательно положительный герой, но брутальный и мощный персонаж. Именно такие образы создает на сцене Владимир Громов. Высокий, с ослепительной улыбкой, густой шапкой волос и, конечно же, шикарным, бархатным голосом, он – любимец оперных меломанов и особенно поклонниц оперы. Народный артист Беларуси, он часто выступает и за ее пределами – в России и Германии, Испании и Франции, Люксембурге, Таиланде, Великобритании и т. д. В Минске он исполняет партии благородного князя Игоря Святославовича и находчивого цирюльника Фигаро, великолепного тореадора Эскамильо и властного боярина Грязного, светского денди Онегина и итальянского крестьянина Альфио, шута Риголетто и многие другие.
Большой
Большое счастье и Большой театр – почему-то у меня в уме зазвучали именно два этих словосочетания. Мне кажется, что мне действительно ПОВЕЗЛО работать в нашем Большом театре. Для некоторых мерилом успеха являются выступления в «Ла Скала» и т.д. Но на самом деле театров много, неважно, ГДЕ ты хочешь петь, а важно, что ты ХОЧЕШЬ петь и ЧТО ты хочешь петь, УДАЕТСЯ ли тебе петь и удается ли тебе петь то, что ты ХОЧЕШЬ. Может быть, география моих выступлений могла быть и шире. Но я, абсолютно не кривя душой, могу сказать, что обычно рад не слишком долгим гастролям в другой стране. Всегда счастлив возвращаться домой. Зато мои дети растут у меня на глазах, я живу с семьей, а не где- то далеко, мечтая о встрече. Считаю, что мне повезло: я работаю там, где мой дом. И театр – тоже мой дом.
Вы
Мне вспомнился опыт работы в музыкальной школе. Я начал преподавать в 1989 году, когда учился в Минском музыкальном училище по классу гитары. Со второго курса уже и сам стал учить детей игре на гитаре в студии, а затем и в музыкальной школе. Когда ко мне приходили ученики, я к ним обращался только на «вы». Не мог «тыкать» даже семи-восьмилетним карапузам, язык просто не поворачивался. После армии вернулся работать в школу и параллельно учился вокалу, но на последнем курсе понял, что совмещать тяжело: и говорить, и петь – большая нагрузка на голос.
Дети
Хочется, чтобы у них все сложилось. Говорят, что родители на детях пытаются наверстать то, что у них не получилось. Но в данной ситуации надо идти не от того, чего хотел бы ты, а от того, что будет лучше для твоего ребенка. И очень хочется, чтобы он нашел тот путь, на котором ему будет комфортно, чтобы желание профессионально развиваться подпитывалось изнутри. Несмотря на то что старший сын достаточно долго учился музыке по классу рояля в школе при Академии музыки, он поступил на специальность «артист драматического театра и кино» в Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. В этом году в связи с эпидемиологической обстановкой тестирование было дистанционным. Макар подавал документы и в Минскую академию искусств, и в Петербург, в результате прошел в оба вуза. Выбор был тяжелым, особенно для родителей, здесь все-таки рядом, с нами, но сын выбрал Петербург. Актерская профессия очень тяжелая и учеба тоже. Занятия у него начинаются в десять утра и заканчиваются в одиннадцать вечера. Но ему нравится. Младшему сыну Федору восемь лет. Может быть, он найдет себя в музыке. Хочется, чтобы у детей все было хорошо и в профессии, и в будущей семье. И вопреки сложившимся стереотипам, мужчины переживают за детей не меньше женщин, просто мало это показывают.
СВОБОДА ТВОЕГО «Я» НЕ ДОЛЖНА ЗАДЕВАТЬ СВОБОДУ ДРУГОГО «Я» . ВОКРУГ НАС СПЛОШНЫЕ «Я» СО СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ, ПРАВАМИ, ВЗГЛЯДАМИ. БУКВА «Я» ДОЛЖНА С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К МЕСТОИМЕНИЮ «МЫ».
Или
Выбирая профессию, некоторые ошибаются и потом мучаются, а некоторые попадают сразу и живут счастливо. Я, наверное, выбор сделал правильно. Но иногда задумываюсь, если бы не стал певцом, то кем? Несмотря на то что всегда мыслил себя только в музыке, думаю, мог бы проявить себя и в других сферах. Это и педагогика, и исполнительство на музыкальном инструменте. И даже строительство… Мы недавно переселились в частный дом, в котором практически всю внутреннюю отделку я с удовольствием делал сам. Во время вынужденного простоя театра на карантине было меньше работы (только репетиции, без спектаклей) и больше свободного времени, поэтому я занимался электрикой, штукатурил, шпаклевал, красил и т. д. Нравится также возиться с машиной, правда, электроника, сложные знания по диагностике – это не мое, но всем остальным, и электрикой в том числе, занимаюсь с удовольствием. Мужчину часто называют добытчиком, и поэтому он должен… заработать, построить, сделать так, чтобы его дом был в счастье, достатке, любви… И если он взвалил на себя эту ношу, ему должно быть комфортно работать, не из-под палки, иначе он будет винить всех окружающих в том, что занимается не тем, что ему нравится, и т. д. Для большинства мужчин работа имеет такое же важное значение, как и семья.
ОДНА ИЗ ЯРКИХ КАРТИНОК ИЗ ДЕТСТВА: МАМА РАСПЕВАЕТСЯ ДОМА ЗА ФОРТЕПИАНО, А Я СТОЮ ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЬЮ И СТАРАТЕЛЬНО ОТКРЫВАЮ РОТ, ПОДРАЖАЯ ЕЙ.
Любовь
Для каждого человека это не просто слово, и ассоциация у каждого своя. Каждый вкладывает в это слово свои смыслы. Одна из ярких картинок из детства: мама распевается дома за фортепиано, а я стою за стеклянной дверью и старательно открываю рот, подражая ей. Запомнился и ее выпускной спектакль в консерватории: она пела в «Евгении Онегине», а я, совсем малыш, сидел в зале и любовался своей мамой. Поэтому я иногда шучу, что вокалом начал заниматься еще до рождения и впитал музыку с молоком матери. После учебы в консерватории мама поступила на службу в Белгосфилармонию, и всю жизнь Татьяна Витальевна Громова проработала солисткой на камерной сцене. Когда я стал старше, начал посещать мамины сольные концерты. Всегда наслаждался ее красивым голосом, бережным отношением к тексту произведения. Мамины выступления я бы назвал моноспектаклями, в которых голосом, эмоцией, дикцией она заставляла зрителей погрузиться в этот театр. Мама уже на пенсии. Она с удовольствием занимается внуками, посещает все мои премьеры, да и репертуарные спектакли смотрит. Моя жена Наташа тоже музыкант, пианистка, возможно, поэтому мы понимаем друг друга без слов. Есть ли у меня формула любви? Формулы нет, потому что, как только ты выясняешь механизм, это становится математикой, физикой, но любовь – совсем другое. Что-то происходит на каком-то эфирном уровне, и каждого захватывает по-разному.
Спектакли
Я счастлив, что пою в таких спектаклях, как «Тоска», «Макбет», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Кармен». Герои очень разные: и положительные, и отрицательные. Я должен их не только понимать, но и полюбить, найти оправдания всем их действиям. Вот, например, Скарпиа в «Тоске»: он уверен, что должен поступать именно так, как поступает, – по долгу службы, по личным убеждениям, из-за обостренного чувства невозможности обладать любовью Тоски. Но он воспринимается зрителями как отменный негодяй. Когда я готовлюсь к партии Онегина, вспоминаю, что он по долгу занимался внешностью и думал о «красе ногтей». И понимаю, насколько мой герой был щепетилен к внешнему лоску. Евгений считается не слишком положительным героем, но что уж такого плохого сделал он в первом действии оперы? Просто сказал девушке: зачем я вам, такой старый (ему 26, а ей на девять лет меньше)? Однажды на «Евгении Онегине» в зале сидел самый большой критик – моя мама. В ложе, близко к сцене. Я спел арию и услышал мамин тихий шепот: «Подлец!» Считаю, что это была отличная похвала для меня как артиста. Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась в прошлом сезоне, и было всего лишь несколько премьерных спектаклей. К роли Игоря я шел очень долго. Она масштабная, мощная. Жаль, что коронную арию князя, которая очень популярна и часто звучит не только на оперной сцене, многие зрители воспринимают как хит, а не как глубокие переживания героя. Один из моих персонажей — Кизгайло из «Седой легенды», слабый человек и не слишком положительный герой, но я заметил, что над персонажами, у которых есть какой-то изъян, отрицательная черта, гораздо интереснее работать, и смотрятся они на сцене в чем-то даже выигрышнее. Большое значение имеют костюмы, грим. Когда работали над «Макбетом» и на меня поверх одежды примерили кольчугу, шубу, меч, к герою появилось совсем другое отношение. Костюм диктует, и это помогает войти в образ. То же касается и грима. Как выхожу из образа? Есть и опустошенность, и тяжелый процесс торможения. Переключиться быстро, по щелчку, невозможно.
Я
Что такое собственное «я»? Какие-то жизненные установки человека, его стержень. Мне кажется, притом что необходимо четко знать и отстаивать свою позицию, надо учитывать и мнения других людей. Свобода твоего «я» не должна задевать свободу другого «я» . Вокруг нас сплошные «я» со своими интересами, правами, взглядами. Буква «я» должна с уважением относиться к местоимению «мы».
Текст: Ольга Савицкая
Фото из архивов Большого театра Беларуси и личного архива