15 сентября состоялся 25 сезон Belorussian Fashion Week (BFW). Вместе с ее партнером брендом TRESemmé расскажем, как неделя моды повлияла на fashion-индустрию и изменила самовосприятие белорусских женщин.
2010: мода и Беларусь
- 40 дизайнеров принимали участие, в том числе — 20 из Беларуси;
- 0 билетов было продано: попасть на показы можно было только по эксклюзивным пригласительным.
Перед началом первой Belorussian Fashion Week споров было много. Кто-то считал, что белорусам неинтересна дизайнерская одежда. Другие утверждали, что модная индустрия в Беларуси не дозрела до собственной недели моды: у наc просто нет столько дизайнеров.
Однако 4 октября 2010 состоялось официальное открытие первой в Беларуси недели моды — Belorussian Fashion Week. На протяжении пяти дней свои коллекции продемонстрировали 40 дизайнеров из Беларуси, России, Украины, Польши, Хорватии, Норвегии и Ирана. Имена белорусских дизайнеров зазвучали громче. Среди них — Ольга Самощенко (SAMOSCHENKO), Лена Цокаленко (Lena Tsokalenko), Татьяна Аржанова (Tanya ARZHANOVA), Юлия Латушкина (Yulia Latushkina), Петр Малькович (MALKOVICH), Татьяна Маринич (Marinich), Полина Картовицкая и Лариса Степанова (Historia Naturalis), и другие.
Среди гостей мероприятия были такие знаменитости как художник-перформансист Андрей Бартенев, стилист Влад Лисовец и главные редактора мировых СМИ о моде. Свою коллекцию привез модельер Вячеслав Зайцев, который открывал мероприятие. К слову, модельер узнал о проекте первым: молодая режиссер из Гомеля Янина Гончарова поделилась с ним своей задумкой, когда проходила стажировку в Доме моды Зайцева в Москве. И модельер от всей души поддержал проект.
Организатором Belorussian Fashion Week и стала Янина Гончарова — на тот момент руководитель Центра моды и красоты в Гомеле «Хрустальная нимфа», режиссер, модель. Чтобы провести неделю моды на должном уровне, она год посещала Недели моды в Копенгагене, Париже, Стокгольме, Берлине, Лондоне. И не только как гость: налаживала контакты, общалась с коллегами-руководителями, задавала вопросы. Все происходящее снимала на камеру — тогда еще не было современных смартфонов — и позже по записям учила команду.
На первой Belorussian Fashion Week собрался весь «звездный» бомонд, представители индустрии красоты, бизнеса и госструктур, пришли потенциальные байеры — представители торговых сетей и домов. Показы транслировались на двух телеканалах и проекционных экранах в разных уголках Минска, попасть на них можно было только по пригласительным.
Цель была достигнута: в Беларуси появилась мода.
— Благодаря тому, что в Беларуси появился подиум, появился fashion-week, в стране появились fashion-дизайнеры — объясняла Янина Гончарова в одном из интервью. Дизайнеры в стране, несомненно были и раньше, и имена многих из них были известны за рубежом. Но белорусы воспринимали их как «те, кто может пошить на заказ» — А как только появился национальный подиум, т.е. Belorussian Fashion Week, у людей в сознании эти дизайнеры стали привязываться к fashion-индустрии. И тут же появилось fashion-сообщество, fashion-индустрия.
Первая в мире Fashion Week прошла в Нью-Йорке в 1943 году и называлась «Press Week». До этого мир моды был сосредоточен в Париже, однако Вторая мировая война внесла свои коорективы.
Но начало недели моды было положено куда раньше. В 1860 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт придумал рекламировать свою одежду на живых моделях — до этого всегда использовались только деревянные манекены.
Примерно в то же время известная англичанка Люсиль создала первые показы: высылала пригласительные, собирала гостей, готовила манекенщиц, которые выходили на подиум под музыку.
А французский модельер Поль Пуаре начал устраивать в Париже модные балы, на которых можно было рассмотреть и примерить наряды. Появились гримерки, а манекенщицы на сцену выходили по очереди, а не все сразу.
Сразу после Второй мировой войны в 1945 году во Франции установили правила для участников кутюрной недели моды: дизайнеры должны каждый сезон показывать минимум 35 образов. Эти правила сохранились до сих пор.
Париж провел свою Неделю моды в 1973 году, а вслед за ним — Милан и Лондон. Нью-Йорк, Париж, Милан, Лондон — лидеры в модной индустрии до сих пор. Их называют «большой четверкой моды» или столицами моды: показы здесь оказывают влияние на моду во всем мире.
2011-2014: мода и дизайнеры
- более 20 дизайнеров участвовало в каждой неделе моды. Новые лица появлялись каждый сезон;
- от 36 до 44 уникальных образов должен предоставить дизайнер для участия в BFW.
Уже никто не спорил на тему «есть ли мода в Беларуси»: белорусы стали воспринимать моду всерьез, а Fashion Week стали привычным и ожидаемым мероприятием.
Оказалось, что если дать место и возможности молодым дизайнерам, новые имена будут появляться постоянно. BFW открыла специальные программы для начинающих дизайнеров: программу по поддержке молодых и новых брендов Off Schedule и конкурс молодых дизайнеров New Names BFW. В 2014 году BFW начала сотрудничать с учебными заведениями, которые готовят дизайнеров, швей, модельеров-конструкторов, технологов.
В основную программу недели моды попасть удавалось не всем: отбор был строгим. В этот период Belorussian Fashion Week ставила своей целью помочь дизайнерам укрепиться в Беларуси и продвинуть их за рубежом. Нужно было сформировать имидж белорусcкой моды как в глазах белорусов, так и в глазах мировой модной общественности. Так что планка была высокой.
Каждый дизайнер на подиуме должен был продемонстрировать от 36 до 44 уникальных образов. Но несмотря на все трудности, желающих всегда было много. А более 30 брендов участвовали в Belorussian Fashion Week регулярно, демонстрируя новые коллекции каждый сезон.
Показы на неделях моды делятся на prêt-à-porter (готовый к носке) и haute couture (высокая мода). В Беларуси проводились prêt-à-porter, и это подогревало интерес людей к белорусской моде. Белорусы стали узнавать своих дизайнеров, стремиться купить одежду наших брендов.
Получили широкую известность такие дизайнеры как Ольга Кардаш (бренд Kardash), Татьяна Маринич (бренд MARINICH), Юлия Гилевич (бренд Fur Garden), Апти Эзиев (бренд Apti Eziev), Ольга Кучеренко-Лабурдова (бренд KUCHERENKO), Марина Давыдова (бренд Davidova Design), Ирина Бойтик (бренд Boitsik), Валерия Аксенова (бренд Ava by Valeria Aksionova), Ольга Новик (бренд Ton-in-ton), Людмила Лабкова (бренд Ludmila Labkova), Наташа Цуран (бренд NATASHA TSU RAN), Иван Айплатов (бренд Ivan Aiplatov) и многие другие.
Дизайнер Ольга Дейко, бренд ЕЖЕВИКА:
— Участие в неделе моды — это в первую очередь заявление о себе как о дизайнере, дизайнерском бренде для большой аудитории.
Во-вторых, это общение. Неделя моды сильно объединяет нас. Здесь мы знакомимся, общаемся и находим новые возможности: в коллаборациях часто рождаются новые идеи и новые проекты.
В-третьих, это выход на международный рынок. Небольшому коммерческому бренду очень трудно заявить о себе в полной мере. А через неделю моды ты можешь рассказать о себе всему миру, и мир тобой может заинтересоваться: у тебя появляется шанс быть представленным на международной арене.
И, конечно же, это взаимодействие с партнёрами недели моды. Это тоже даёт большой буст, потому что в образе важна не только одежда — в образе важен сам образ. Это и причёска, и макияж — все вместе.
2015-2017: мода и бизнес
- более 100 тыс. USD было потрачено на организацию первой Belorussian Fashion Week. Бюджет каждой следующей варьировался;
- 15 тысяч человек стали гостями 15-й Belarus Fashion Week.
К этому моменту Belorussian Fashion Week стала центром притяжения всех, кто связан с модой в Беларуси. Благодаря конкурсам, организованным BFW, в стране развилась fashion-фотография и fashion-журналистика, появились возмности для развития стилистов и моделей. Усилилось международное сотрудничество: на Неделе моды были представлены дизайнеры из Италии, Германии, Голландии, Польши, Великобритании, Грузии и других стран, а иностранные СМИ освещали показы.
Очевидно стало всем: участие в показах повышает престиж и приближает к клиенту. И на подиумах BFW стали появляться производители-«тиражники»: Comintern, Nelva, Mark Formelle.
У конкурса молодых дизайнеров New Names BFW появились партнеры, такие как Conte, Mark Formelle, РУПТП Оршанский льнокомбинат. Благодаря этому победители конкурса могли получить возможность трудоустройства и выпуска своих коллекций в массовое производство.
Однако зачастую дизайнеры не могли удовлетворить запросы байеров, которых заинтересовали их коллекции на подиуме: не хватало ресурсов, умения работать для клиента. Стало очевидно, что белорусская мода дозрела до того, чтобы выйти за рамки «создание одной коллекции ради показа»: пришло время стать бизнесом.
С июля 2017 года BFW начала сотрудничать с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей. Благодаря этому участники Недели моды могли получить финансовую поддержку, консультации.
К концу года была организована Национальная премия белорусской моды — Belarus National Fashion Award by Zorka. Премия вручается лучшим представителям fashion бизнеса и тем, кто создает перспективное будущее белорусской моды. На площадке Belarus Fashion Week начал работу шоурум, который помогал дизайнерам и покупателям приблизиться друг к другу.
И эффект не заставил себя долго ждать. Бизнес-компании увидели в fashion-сфере коммерческий потенциал. Например, инвестиционная компания Era Kapital стала сотрудничать с дизайнеров Леором Гофманом (бренд Leorgofman). А крупные промышленные производства стали сотрудничать с модными дизайнерами.
Помимо дизайнеров, упомянутых выше, активными участниками недель моды были Алена Горецкая (бренд Alena Goretskaya), Ольга Новик (бренд Ton-in-ton), Юлия Бабий (бренд Julia Babiy), Ольга Барабанщикова (бренд Candy Lady), Екатерина Безрукова (бренд Tikota Unique), Тамара Горидовец и Татьяна Ефремова (бренд Harydavets & Efremova), Людмила Тараканова (бренд TARAKANOVA ), бренд NAVY и многие другие.
Едва появившись, недели моды стали привлекать не только дизайнеров и модельеров, но и бизнес. Без поддержки партнеров это наиважнейшее мероприятие в fashion-среде просто не могло бы существовать. Чаще всего ими становятся косметические бренды, которые предоставляют свою продукцию и помогают создавать законченные образы: прически и макияж. Партнерами могут стать не все, а только проверенные бренды с продукцией высочайшего уровня: она должна обеспечить идеальный образ на самом модном мероприятии в мире.
Всемирно известный бренд TRESemmé стал генеральным партнером Недели моды в Нью-Йорке в 2009 году.
Создан он был в 1948 году в США Эдной Л. Эмме. Эдна была уникальной женщиной. Начав путь в парикмахерской, она доросла до поста вице-президента компании Godfroy Manufacturing. В то время, когда миром правили мужчины, это было почти невероятно.
Кроме того, она основала Национальную ассоциацию парикмахеров и косметологов США и выступала в Белом доме с докладом о роли женщин в бизнесе. Ее влияние на бьюти-мир сложно переоценить.
Эдна создала салон красоты, осуществлявший услуги по уходу за волосами, TRESemmé.
Эдна заметила, как сильно прическа влияет на самоощущение женщин. Но каждый день ходить в салон красоты позолить могли единицы, а в то время качественный уход за волосами в домашних условиях был невозможен. Эдна решила помочь женщинам и в 1968 году продукты бренда TRESemmé стали доступны не только в салонах, но и для использования дома.
До сегодняшнего дня бренд TRESemmé помогает повторить салонный уход в домашних условиях.
В 2018 году бренд пришел в Россию, вскоре появился в Беларуси и уже 2019 году стал партнером Belarussian Fashion Week и всех показов дизайнеров: отвечает за стайлинг.
И неудивительно: средства для ухода за волосами и стайлинга TRESemmé соответствуют профессиональным стандартам и идеально подходят для модных показов и Недели моды.
У названия бренда есть два значения
TRÈS-AIMÉ — в переводе с французского «возлюбленный» или «самая любимая». Но жители Нью-Йорка и другие англоязычные люди читают название просто «В честь Эмме»
2018-2023: мода и ответственность
- около 500 человек находится на площадке ежедневно во время проведения BFW: это администраторы, режиссёры, модели, дизайнеры, волонтёры, светотехники, звукорежиссеры;
- 7 девушек с инвалидностью принимали участие в создании одной из коллекций.
Экологичность, инклюзия — эти вопросы вышли на повестку дня во всем мире. И тут же нашли свое отражение на Belarus Fashion Week.
В этот период впервые на подиуме была представлена совместная коллекция белорусских дизайнеров и людей с инвалидностью «Новые возможности». Некоторые показы проходили с участием моделей age+ и plus size, а на одном из показов дизайнера Татьяны Ефремовой участвовала модель с синдромом Дауна. На показах появилась одежда для беременных и кормящих мам, family-look для мам и дочерей, а в показе дизайнера из Полоцка Натальи Гайдарджи на подиум вышли не профессиональные модели, а обычные люди — клиенты марки. Средства от части показов BFW (в том числе от всех показов Kid’s Fashion Day) направлялись на благотворительность.
Отдельное внимание BFW уделяла теме экологии. Был реализован образовательный проект, посвященный устойчивой моде – Belarus Fashion Forum с участием зарубежных спикеров.
На Belarus Fashion Week появился новый проект — Ethical Fashion Show, посвященный теме экологичной моды и белорусским традициям. Благодаря ему многие дизайнеры обратили внимание на наше национальное сырье — белорусский лен, а также давно забытые техники национального искусства.
22-й сезон Belarus Fashion Week открыл экологичный показ Go fashion, go green. Основная цель показа — демонстрация тканей из натурального сырья в готовых изделиях. На подиуме был представлен ассортимент одежды изо льна, хлопка, рами, вискозы, тенсела и других натуральных тканей, часть из которых — с маркировкой recycling. Кроме того, начиная с 2022 года появился новый, максимально приближенный к природе формат показов — garden party.
В эти годы зрители наслаждались работами таких дизайнеров и брендов как Юлия Гилевич (бренд Fur Garden,) Людмила Тараканова (бренд Tarakanova), Ирина Бойтик (BOITSIK), Ольга Новик (TON-IN-TON), Nelva, Historia Naturalis, T. Efremova, Balunova Fashion Design Studio, IVAN MAN, Lakbi, Vita Gordievska, Natalia Korzh, Devur, emse, Volha, Lea Lea, Totti Swimwear, Kseniya Romanova, ЕЖЕВИКА by Ольга Дейко, MININA, NIV NIV, Fashion Dolls, UNO MAS UNO и других.
Саша Киринюк, топ-стилист Беларуси:
— Неделя моды привлекла внимание к белорусским дизайнерам и брендам, что создало здоровую конкуренцию как среди модельеров, так и среди специалистов индустрии красоты. Мастера макияжа, стилисты и парикмахеры стали более активно развивать свои навыки, чтобы соответствовать высоким стандартам, установленным на мероприятии.
Показ коллекций моды вдохновляет профессионалов красоты на создание новых образов и концепций. Команды визажистов и стилистов получают возможность реализовать свои идеи, экспериментировать с новыми техниками и продуктами, что в свою очередь обогащает индустрию.
Взаимодействие между индустрией моды и индустрией красоты происходит в том числе через совместные проекты, такие как фотосессии, рекламные кампании и показы. Это позволяет создавать комплексные образы и развивать как моду, так и красоту в едином контексте.
В целом, белорусская неделя моды стала важной платформой для обмена идеями и креативом между представителями обеих индустрий. Это сотрудничество помогает развивать как модную, так и бьюти-культуру в стране, создавая новые возможности для профессионалов и вдохновляя их на дальнейшие достижения.
2024: мода и женщины
- 24 сезона BFW состоялось с момента открытия;
- более 700 модных показов прошло за это время;
- почти 100 дизайнеров стали участниками BFW.
За 24 сезона Belarus Fashion Week вырастила многих fashion-специалистов и создала благоприятную почву для их развития. А также установила высокие стандарты для fashion-индустрии, сравнимые с мировыми.
О Неделях моды в Беларуси писали практически все белорусские СМИ, даже далекие от моды. Кроме того, показы освещали журналисты из VOGUE (Италия), Harpers Bazaar (Польша, Украина), Schön Magazine (Великобритания), JNC magazine (Германия), ZOE Magazine (Италия), Elle (Италия, Украина), Not Just a Label (Великобритания), MOB Fashion Magazine (Латвия), JNC (Германия), Fashion One, ID Fashion, Modeyes, Fashion TV, Fashion Channel, Years TV, FF Channel и прочих.
Знают белорусов и на зарубежных подиумах, в том числе и на подиумах «большой четверки». Так, в июне 2024 в Париже в рамках Недели высокой моды состоялся показ авторской коллекции двух дизайнеров Татьяны Ефремовой (T.Efremova) и Ирины Ромбальской (IRRA).
— Неделя моды — это имиджево привлекательный проект для Беларуси. Несмотря на то, что Belarus Fashion Week делается руками творческих людей и кажется узкоспециализированным проектом, это серьезный имиджевый проект, показывающий современную, креативную, самостоятельную страну и живущих в ней людей. — убеждена Янина Гончарова.
Благодаря Belarus Fashion Week белорусы знают и любят своих дизайнеров. Такие имена и бренды как Татьяна Ефремова (бренд T. Efremova), Марина Давыдова, Юлия Гилевич (бренд Fur Garden,) Людмила Тараканова (бренд Tarakanova), Полина Картовицкая и Лариса Степанова (бренд Historia Naturalis), Лариса Балунова (бренд Balunova Fashion Design Studio), Ирина Бойтик (бренд BOITSIK), Ольга Новик (бренд TON-IN-TON), Лена Цокаленко (бренд Lena Tsokalenko), Наталья Корж (бренд Natalia Korzh), Алена Горецкая (бренд Alena Goretskaya) и многие другие, известны даже далеким от моды белорусам.
Belarus Fashion Week повлияла и на отношение к красоте и самоощущению женщин в нашей стране. Прийти на модный показ, купить одежду от дизайнера и почувствовать себя частью мира моды может практически любая женщина в Беларуси. А это как ничто другое поддерживает ощущение внутреннего достоинства и собственной красоты.
Партнер Belarus Fashion Week — TRESemmé — постоянный партнер NY Fashion Week. Компания использует весь свой накопленный опыт и создает невероятно стильные укладки для показов на подиуме в Беларуси!
Специалисты TRESemmé уверены: сегодня любая девушка готова сделать весь мир своим подиумом, для этого продукты бренда отвечают самым высоким стандартам качества и удобны в использовании.