Сегодняшний мир постоянно меняется, увеличивая скорости движения всего и всех. Он требователен и строг: теперь недостаточно научиться чему-то и действовать по отработанному «шаблону». Мир ждёт гибкости, нестандартности, умения учиться новому каждый день.
Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым, успешным и готовым к жизни в таком мире? Чему стоит учить сегодня, чтобы уже завтра малыш смог уверенно совершать изменения сам, творчески мыслить и находить неочевидные решения?
Что такое эвристика и зачем ребёнку совершать открытия?
– Эвристика – это наука об открытии. В Древней Греции жил один знаменитый философ, которого звали Сократ. Своих учеников он учил не совсем обычным образом: Сократ задавал им вопросы, но не давал ответов. Часто он произносил какое-то утверждение, которое сначала нужно было доказать, а потом опровергнуть. Это способствовало глубоким рассуждениям учеников, которые начинали прислушиваться к себе и искали ответы внутри, а не вне себя. Сократ считал, что истинное знание рождается в человеке и не может быть получено от другого в готовом виде. Тогда возникло понятие «эвристическая беседа».
Шло время. В педагогике появилось много новых подходов, идей, методов. А идея Сократа переросла в дидактическую эвристику. Ввёл это понятие Андрей Викторович Хуторской, директор российского «Института образования человека». Цель дидактической эвристики – раскрыть индивидуальность ученика с помощью создания им образовательных продуктов. Когда ученик создаёт своё, он и совершает открытия.
Открытия можно совершать в любом возрасте, поэтому эвристическое обучение универсально и применяется на разных этапах образовательного процесса. Так, например, исследованиями в области эвристического обучения в Беларуси занимается ректор Белорусского государственного университета Андрей Дмитриевич Король. И идеи эвристического диалога, обучения через открытие, успешно применяются в работе не только с детьми, но и со студентами, а также преподавателями.
Что такое образовательный продукт? Это может быть что-то «материализованное». Например, рисунок ребёнка или текст-рассуждение. Также это внутренние изменения, которые происходят в процессе обучения. По сути, это запуск процессов самореализации и самопознания. Представьте, что малыш спросил у вас, откуда берётся дождь. Можно просто сказать ему «правильный» ответ, а можно попросить порассуждать самому. В процессе таких рассуждений ребёнок включает воображение, своими, а не чужими глазами представляет мир, учится думать. Когда он выдвинул свою версию, можно рассказать (а лучше – показать) «ответ». Тогда начинается сравнение «своего» с «чужим» – это тоже очень важное умение. Ребёнок, которому удалось самому «дойти до сути», почувствует невероятную радость личного открытия, а вместе с ней – прилив мотивации к дальнейшему познанию. В дидактической эвристике часто используются эвристические (открытые) задания. Это такие задания, в которых нет правильного ответа. Зато процесс их выполнения развивает самые разные и самые нужные умения, навыки и компетенции.
Как развить «навыки будущего», или к чему приводит эвристическое обучение?
Сегодня часто говорят о так называемых «навыках будущего». Это:
- критическое мышление;
- креативность;
- умение взаимодействовать с людьми и грамотно высказывать свою точку зрения;
- развитый эмоциональный интеллект (способность к эмпатии);
- гибкость сознания (способность учиться новому, принимать решения в нестандартных ситуациях);
- способность комплексно решать проблему (смотреть на неё с разных сторон, задавать вопросы и исследовать).
Эти навыки важны в любой профессии и сфере деятельности, однако как и при каких обстоятельствах они могут быть сформированы?
В школе учителя (и учебники) пытаются вложить в детские головы нужную информацию, но очень часто эта информация в головах не задерживается. Потому что она изначально «чужая» и.. не особо интересная. Мотивация к обучению-мучению, конечно же, падает. Про развитие креативности и других нужных вещей речь также не идёт.
Цель эвристического обучения – помочь ученику найти своё знание. Ребёнок учится не просто принимать, но и создавать, менять, творить, преобразовывать.
В эвристике происходит «прокачивание» познавательных способностей, умения чувствовать окружающий мир и себя. Особенно важным является развитие способности ставить цели и рефлексировать – анализировать свою деятельность.
Эвристика в деле. Несколько примеров заданий и игр
Необязательно быть педагогом, чтобы погрузиться с ребёнком в эвристический мир. Вот несколько примеров эвристических заданий и игр, которые можно практиковать родителям с детьми даже дома.
«Нарисованная версия меня»
Ты когда-нибудь хотел стать художником? А писателем? Давай объединим эти два искусства. Сначала нарисуй себя. А затем напиши, в чём твоя уникальность и суперсила. Что бы ты хотел в себе изменить? Как думаешь, что у тебя получилось лучше: нарисовать или написать?
«Превращение»
Представь, что ты можешь поменяться местами с любым человеком на свете. С кем бы ты поменялся? Напиши об этом небольшую историю или расскажи её родителям.
«Письмо в будущее»
Напиши письмо своему ровеснику, который будет жить через 100 лет, и расскажи про жизнь в 21-ом веке. Прочитай это письмо родителям. Спроси, что бы они добавили к твоему письму.
«Сказочных дел мастер»
Сочини сказку вместе с семьёй. Начни первое предложение словами «Жил-был», следующее предложение придумывает кто-то другой, и так по очереди по одной фразе. Понравилась ли тебе получившаяся сказка? А процесс её «сочинительства»?
Игры для двоих и больше детей
«Добрые и злые волшебники»
Если детей двое, то кто-то принимает сторону добра, а кто-то зла. Если больше – можно разделиться на две команды. Условия игры:
У каждого из вас есть суперсила: вы можете управлять временем. Только одна команда (злых волшебников) может использовать управление временем, чтобы навредить другим. А команда добрых волшебников – наоборт – умеет управлять временем, чтобы сделать мир лучше. Задание для злых волшебников: придумать, что бы вы изменили в прошлом, чтобы сегодняшний мир подчинился злу. Задание для добрых волшебников: придумать, что бы вы изменили в прошлом, чтобы сегодняшний мир стал лучше и добрее. Выиграет команда (или ребёнок), у которой получится применить суперсилу управления времени с бОльшим влиянием (победитель определяется совместным обсуждением с родителями после озвучивания идей).
- Вспомните, когда время было для вас «злым», а когда «добрым».
- Представьте, что у вас есть возможность вернуться в прошлое, но только один раз, и что-либо изменить. Что бы вы изменили? Почему?
- Можете ли вы управлять своим личным временем? Если да, то как вы это делаете?
Изначально для детей такие задания могут быть непривычными, поэтому задача родителя – привлечь интерес, поддержать и стать помощниками в совершении открытий. Для родителей это прекрасная возможность лучше узнать своего ребёнка. В заданиях частенько нужно что-то написать или нарисовать. Можно завести красивый ежедневник, где будут храниться мысли и рассуждения. А со временем – следить, как ребёнок становится лучшей версией себя!
Текст: Екатерина Воробьева