Чтение — один из лучших способов развития мозга. Пожалуй, сегодня этот тезис не у кого уже не вызывает сомнения. Но вместе с тем чтение — один из самых сложных интеллектуальных процессов. Чтобы научиться читать, нам нужны годы, а для того, чтобы научиться получать от процесса чтения удовольствие, могут уйти десятилетия. Почему? Давайте попробуем понять это с точки зрения современной науки о мозге. Что читать детям?
Чтобы научиться читать, сначала нам нужно сформировать так называемую «систему идеальных объектов» — идеальных образов, существующих в нашей голове. Например, для того, чтобы понять смысл слова «стол», в нашем мозге должно сформироваться понимание того, что обозначает этот термин. Вы же понимаете, что стол, стоящий у вас в комнате, и слово «стол», написанное на бумаге — совершенно разные вещи. Слово – всего лишь набор букв, до тех пор, пока вы не поймете, что за ним скрывается.
Осознание того, как связаны реальные объекты и слова, происходит на первом году жизни. Малыши очень быстро начинают понимать, что имеет в виду мама, говоря: «Сейчас мы сядем за стол и будем обедать». Уже здесь, на этапе, когда мозг учится понимать смысл различных слов, можно знакомить маленького человека с книгами.
Первый год жизни
На первом году жизни я рекомендую для малышей и их родителей книги двух типов:
- книжки, которые вы даете непосредственно малышу. Это должны быть книжки с картинками, в которых пока либо нет сюжетных историй, либо они очень простые. Предпочтение здесь стоит отдавать книжкам, в которых на светлых страницах нарисованы отдельные, окружающие малыша предметы. Изучая такие книжки, малыш будет сопоставлять то, что он видит вокруг, то, что рассказывают ему родители, и то, что нарисовано, тем самым усложняя структуру тех самых идеальных объектов, которые позже его мозгу понадобятся в процессе обучения чтению.
- книжки, которые родители читают своим детям на первом году жизни. Здесь, особенно в первые месяцы жизни, книги могут быть абсолютно любыми. На этом этапе я рекомендую родителям читать вслух то, что в первую очередь нравится им самим! Даже если это будет квантовая механика!
В первое полугодие у малыша еще плохо сформировано понимание того, что какое слово обозначает. Для него что «зайчик», что «электрон» – объекты одинакового уровня сложности. Малышу процесс чтения вслух важен, прежде всего, как эмоциональный контакт со взрослым. Если взрослый читает то, что ему нравится, малыш получает сигнал, что все хорошо, он в безопасности, а предмет, который называется «книга», полезный и нужный, т.к. является источником этого комфортного состояния.
Когда в мозге будет сформировано определенное, необходимое малышу для коммуникации с окружающим миром количество идеальных объектов, он учится их соединять, передавая смыслы. Активно мозг начинает практиковать этот навык на 3-м году жизни. Также в этот период он учится выявлять нестыковки в выражениях в стиле «вот это стул — на нем едят».
Чтобы научиться мыслить и говорить предложениями, малышу очень важно получать как можно больше текстовой информации от окружающих: рассказов взрослых о том, что они видят вокруг, комментарии о каждом выполняемом действии, проговаривание эмоций и, конечно, совместное чтение.
Благо современный книжный мир предлагает огромное количество книг для читателей в этом возрасте. Прежде всего, это книжки в картинках, в которых история рассказывается самими картинками. Иллюстрации в таких книгах детализированы и подойдут как для обсуждения сюжетов, так и для рассматривания деталей.
2-4 года
С двух лет малышам очень нравится слушать сюжетные истории в картинках с небольшим количеством текста, который может быть написан как в стихах, так и в форме обычного рассказа.
К слову, истории эти могут быть не только про мир, окружающий ребенка. Формулируя мир идеальных объектов, малыши прекрасно включаются и в фантастические сюжеты, а потому сказки про драконов, принцесс и фей им отлично подойдут.
4-7 лет
После 4-х лет наш мозг постепенно готовится к работе с новым типом идеальных объектов — буквами и словами. Узнавание отдельных символов, соединение их в слова, понимание смыслов, стоящих за ними, и соединение их в связанные предложения – процесс сложный. В норме ребенок осваивает его в возрасте 5-7 лет. Безусловно, есть исключения — дети, легко читающие в 3-4 года. Но исключения в данном случае лишь подчеркивают правило. А это значит, что ускорение процессов самостоятельного чтения скорее принесет вред, нежели пользу. Малышу и так очень сложно научиться читать. Любое принуждение к чтению ничего, кроме отторжения и ненависти, не вызовет.
Любое принуждение к чтению ничего, кроме отторжения и ненависти, не вызовет.
Учить ребенка читать самостоятельно нужно постепенно: сначала отвечая на его вопросы, что означает та или иная буква, далее, показывая, как буквы соединяются в слова, как они образуют предложения и как легче понимать эти слова и предложения.
Все книги для начинающих читателей в возрасте 5-7 лет я разделила бы на две группы. Прежде всего, это те, которые малыши читают сами: книги небольшого объема, с большим количеством картинок, малым количеством текста (1-2 предложения на страницу), напечатанного крупным шрифтом на плотной бумаге.
В пространстве малышей также должны быть книги, которые будут им читать взрослые вслух. На этапе, когда ребенок овладевает сложным навыком, очень важна поддержка взрослых. Родители, читающие каждый день яркие, интересные книги, с прекрасными иллюстрациями и сюжетами, показывающие как здорово уметь читать, безусловно, станут такой поддержкой.
Читайте также: Татьяна Славинская-Пузыревич: «Тургеневские «Отцы и дети» для современных детей – это «Слово о полку Игореве»
Выбирая, что читать в этом возрасте, важно ориентироваться на вкус ребенка, на темы, которые у него в приоритете, на стиль, который их увлекает.
8-10 лет
С 8 лет начинается период, который я называю «адаптацией к чтению». Ребенок уже умеет читать, правда, не всегда делает это с удовольствием и по собственному желанию (что не удивительно, навык чтения еще не отработан и требует приложения усилий).
Однако, начиная с 8 лет, дети читают каждый день. Да-да, дети, которые ходят в школу читают каждый день! Они читают условия задач, упражнений и короткие тексты из учебников. Если добросовестно выполнять все то, что задают в школе, читать все внеклассные тексты, необходимый минимум для развития мозга ребенок получит. Но, на мой взгляд, учитывая все многообразие существующей литературы, хорошо бы выйти за рамки школьной программы. В первую очередь, это важно для развития нашего мозга.
10-12 лет
Мы вступаем в фазу подросткового развития. В организме начинаются серьезные изменения. В подростковом возрасте нам важно узнать как можно больше разных моделей устройства общества и типов взаимодействий между людьми. Узнавать о них можно из практического опыта, а можно из книг. Вариант книг мне кажется оптимальным, так как позволяет наименее затратным способом получить достаточно подробную схему того, как все устроено в мире людей. Тем более в пространстве современной литературы практически не осталось не раскрытых тем. Здесь есть книги о том, как важно быть собой, о том, как можно найти общий язык с окружающими, что такое смерть, как вести себя в ситуации, когда родители разводятся, как развивается современная наука и многие другие.
Год назад мы создали проект – YouTube-каналMainbooks, в котором рассказываем о книгах для детей и подростков, выбирая самые яркие и интересные тематические новинки. Мой топ-5 книг для детей и подростков:
О взрослении — Аннетте Херцог «Пссст! Кто я?» (2019)
О страхах – Лемони Сникет «Темнота» (2018)
О дискриминации – Адам Гидвиц «Рассказ инквизитора, или Трое удивительных детей и их святая собака» (2018)
Об искусстве – Реншау, Уильямс «Детям об искусстве» (2017)
О том, как важно быть собой – Анн-Гаэль Бальп «Голубой камень» (2013)
Дополнительный бонус регулярного самостоятельного чтения после 8-ми лет – выработка привычки читать и, если повезет, получение удовольствие от процесса чтения. Если это произойдет, привычка читать станет вашим неоспоримым преимуществом. Первый плюс – вы сможете наиболее эффективным образом решать задачи разного типа и уровня сложности (и я здесь не только о математике, в жизни нам также зачастую приходится решать разные вопросы). Также привычка читать очень пригодится после 26 лет (а именно в эти годы сегодня мы говорим о завершении подросткового периода). После 26 лет скорость образования нейронных связей в мозге заметно снижается. Чтобы поддерживать активность мозга в зрелом возрасте, нам нужно прилагать усилия. Для этого существует много способов и, безусловно, один из самых эффективных- чтение. И лучше, если это будет чтение сложной литературы, на которой вам придется концентрироваться, которую вам придется просматривать конспектируя (статьи налогового кодекса, научно-популярная литература, профессиональные тексты, тексты на иностранных языках и т.п.).
Когда у меня спрашивают, сколько, по-вашему мнению, требуется времени для того, чтобы научиться читать с удовольствием, я отвечаю: «Лет 10, и это при условии, если вам повезет». Слагаемыми этого везения являются, в первую очередь, ваши родители: то, как рано, как много и что именно они вам читали. Второе слагаемое – какие книги и тексты были у вас в детстве, заставляли ли вас читать и соблюдался ли баланс между свободой читать/не читать и напоминанием того, что это делать все же стоит. И, наконец, для того, чтобы в какой-то момент начать получать удовольствие от процесса чтения, усложняющего структуру нейронных связей в вашем мозге, вам нужно читать регулярно.
Чтение — это не просто. Но, на мой взгляд, оно стоит потраченного времени!