3533053

Коуч-родители: как легко воспитать ребенка?

Коучинг сегодня стал настолько универсальным инструментом, что сложно назвать сферу, где он еще не применяется. Чаще всего мы слышим, что коучинг используется в решении проблем личных, бизнеса. А может ли он быть полезен в работе с детьми и как с его помощью помочь своему ребенку достигнуть цели? Об этом мы спросили у практикующего коуча, соучредителя Центра развития ALIASGROUP Дианы Тельной.

Диана-Тельная-+copy

ЭКСПЕРТ

ДИАНА ТЕЛЬНАЯ

Соучредитель Центра развития ALIASGROUP, соучредитель Школы практического коучинга, аккредитованный ментор и коуч РСС (Европейский совет менторинга и коучинга), член Европейского совета менторинга и коучинга, сертифицированный бизнес-тренер сертифицированный фасилитатор.

Используется ли коучинг в воспитании детей?

Классическое определение коучинга дал в свое время основатель этого метода Тимоти Голви (гарвардский преподаватель и спортивный тренер): «Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». Коучинг не учит, а помогает учиться.

Можно ли раскрывать потенциал детей во время воспитания не через «обучение»? Конечно! Даже не можно, а нужно! Именно таким образом развивается личность ребенка, воспитываются ответственность, самоорганизация, осознанность.

3532870

В чем польза коучинга в воспитании детей?

Коучинг вовлекает родителей в жизнь ребенка: с помощью определенных техник происходит реальное проявление интереса к мнению ребенка, к его личности, ему оказывается необходимая поддержка и внимание.

Советы, приказы, критика трансформируются в вопросы, игру и качественный диалог на равных, что создает у ребенка ощущение безопасности, он перестанет искать ее вовне. Коучинг эффективен в работе с детьми.

  1. Он помогает родителям сформировать у своих детей понятие «брать на себя ответственность». А еще – ценить роль взрослых и других людей в их жизни, то есть перейти от позиции «нравится / не нравится» к более осознанной.
  2. Он придает осмысленность всему. Ключевой вопрос «Зачем мне это?» помогает и детям, и родителям находить ответы, развивать умение принимать решения.
  3. Когда у детей много желаний, родители могут использовать коучинговые инструменты, которые научат их чадо расставлять приоритеты и выбирать самое важное.
  4. Коучинг помогает ставить цели и достигать их.
  5. Коучинг помогает работать со своими эмоциями, развивать эмоциональный интеллект (эмоциональный интеллект (сокращенно EQ) – это способность управлять своими эмоциями, а также распознавать эмоциональное состояние других людей).

Техники коучинга будут работать с теми вопросами ребенка, с которыми он искренне желает разобраться и найти решение. Именно ребенок, а не его родители. Такие вопросы, как: «Я хочу, чтобы он поступил», «Я хочу, чтобы он слушался», «Он меня игнорирует, я хочу, чтобы он со мной разговаривал», – это вопросы родителей, а не детей, разобраться в которых поможет профессиональный коуч в индивидуальных сессиях с взрослыми.

Коучинговый инструмент, который могут использовать родители в воспитании детей

Самая известная техника в коучинге – TGROW. Ее можно упростить, адаптируя под ребенка. Используется она, когда у ребенка есть:

  • проблема, которую он хочет, но не может решить;
  • недопонимание со сверстниками, которое он хочет устранить;
  • вопросы или сложности в общении с педагогами, которые он хочет решить;
  • вопросы к родителям, в которых он желает разобраться;
  • желания, которые он хочет реализовать и обращается с вопросом «как?»;
  • желание развить определенный навык.

Ключевое слово во всем этом – «хочет»! Ребенок должен хотеть работать над собой и со своими вопросами, проблемами. «Насильственный» коучинг не работает.

Основная задача коучинга – повысить уровень осознанности у ребенка.

3532872

Инструмент TGROW в работе с детьми: пошаговая инструкция

Каждая буква техники TGROW расшифровывается как отдельный шаг (в нашем случае – как отдельный вопрос).

Родители должны задавать вопросы по очереди, обязательно выслушивая ребенка и демонстрируя настоящий интерес к его ответам. Рекомендую также использовать лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры. Это помогает детям визуализировать и лучше понимать свои желания, потребности, цели. Кроме того, с помощью бумаги родители могут предложить ребенку (после ответов на предыдущие вопросы) изобразить путь к достижению цели и саму цель.

Расшифровка TGROW

Т (topic) – тема. Задайте вопрос: «О чем ты хочешь со мной поговорить?» Не используйте в случае, если ребенок сам озвучил ответ до момента заданного вопроса.

G (goal) – цель. Задайте вопросы: «Каким ты видишь результат?», «Как эта ситуация выглядит, в твоем видении, в будущем, уже разрешенной?», «Как ты поймешь, что достиг желаемого? «Как цель выглядит?»

R (reality) – реальность. Задайте вопросы: «Что сейчас с положением дел (расскажи подробнее)?», «В чем именно заключается проблема?», «Как далеко находится желаемая цель?» Предлагаем дорисовать то, что, по мнению ребенка, еще отсутствует на рисунке.

О (obstacles) – препятствия. Задайте вопрос: «Что мешает достичь желаемого?» В данном пункте важно обратить внимание ребенка на то, что препятствия – это нормальные и естественные явления любого пути. Это проверочные тросы любой цели. Нет препятствий – нет цели. Родителям я рекомендую переименовать для ребенка слово «препятствие» в слово «приключение», «интересная задача». Данное сравнение воспринимается уже не как трудность, а как непростая задачка. Используется это в коучинге для формирования проактивного мышления: когда человек осознает препятствия и видит возможности, а не преграды. Это также предлагаем изобразить.

О (options) – варианты. Задайте вопросы: «Какие есть пути преодоления этих препятствий?», «Что у тебя есть для решения этого вопроса?», «Какие есть варианты решений?», «Что может помочь тебе?», «Кто может помочь тебе?» Изображаем на рисунке.

W (way forward) – дальнейшие шаги. Задайте вопросы: «Что именно ты готов сделать для решения этой проблемы?», «Что ты сделаешь для достижения цели?», «Каким будет твой первый шаг?»

Вопросы могут задаваться в любой последовательности. Мастерство применения техник коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы правильно и вовремя.

3533032

Когда коучинг в воспитании детей не работает

Правильное использование техник коучинга позволяет работать с детьми различного возраста. Но начинать лучше, когда ребенок уже умеет самостоятельно говорить, точно излагать свои мысли и обладает определенным уровнем осознанности.

Коучинг с ребенком точно не работает, когда у него есть:

  • посттравмирующий синдром;
  • тревожные состояния (панические атаки);
  • зависимости;
  • депрессия;
  • суицидальные проявления;
  • фобии.

Все вышеперечисленные пункты – это зона компетенции психотерапевта. Тут коучинг не навредит, но и пользы будет мало.

Текст: Анастасия Тетерук