Коучинг сегодня стал настолько универсальным инструментом, что сложно назвать сферу, где он еще не применяется. Чаще всего мы слышим, что коучинг используется в решении проблем личных, бизнеса. А может ли он быть полезен в работе с детьми и как с его помощью помочь своему ребенку достигнуть цели? Об этом мы спросили у практикующего коуча, соучредителя Центра развития ALIASGROUP Дианы Тельной.
Используется ли коучинг в воспитании детей?
Классическое определение коучинга дал в свое время основатель этого метода Тимоти Голви (гарвардский преподаватель и спортивный тренер): «Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». Коучинг не учит, а помогает учиться.
Можно ли раскрывать потенциал детей во время воспитания не через «обучение»? Конечно! Даже не можно, а нужно! Именно таким образом развивается личность ребенка, воспитываются ответственность, самоорганизация, осознанность.
В чем польза коучинга в воспитании детей?
Коучинг вовлекает родителей в жизнь ребенка: с помощью определенных техник происходит реальное проявление интереса к мнению ребенка, к его личности, ему оказывается необходимая поддержка и внимание.
Советы, приказы, критика трансформируются в вопросы, игру и качественный диалог на равных, что создает у ребенка ощущение безопасности, он перестанет искать ее вовне. Коучинг эффективен в работе с детьми.
- Он помогает родителям сформировать у своих детей понятие «брать на себя ответственность». А еще – ценить роль взрослых и других людей в их жизни, то есть перейти от позиции «нравится / не нравится» к более осознанной.
- Он придает осмысленность всему. Ключевой вопрос «Зачем мне это?» помогает и детям, и родителям находить ответы, развивать умение принимать решения.
- Когда у детей много желаний, родители могут использовать коучинговые инструменты, которые научат их чадо расставлять приоритеты и выбирать самое важное.
- Коучинг помогает ставить цели и достигать их.
- Коучинг помогает работать со своими эмоциями, развивать эмоциональный интеллект (эмоциональный интеллект (сокращенно EQ) – это способность управлять своими эмоциями, а также распознавать эмоциональное состояние других людей).
Техники коучинга будут работать с теми вопросами ребенка, с которыми он искренне желает разобраться и найти решение. Именно ребенок, а не его родители. Такие вопросы, как: «Я хочу, чтобы он поступил», «Я хочу, чтобы он слушался», «Он меня игнорирует, я хочу, чтобы он со мной разговаривал», – это вопросы родителей, а не детей, разобраться в которых поможет профессиональный коуч в индивидуальных сессиях с взрослыми.
Коучинговый инструмент, который могут использовать родители в воспитании детей
Самая известная техника в коучинге – TGROW. Ее можно упростить, адаптируя под ребенка. Используется она, когда у ребенка есть:
- проблема, которую он хочет, но не может решить;
- недопонимание со сверстниками, которое он хочет устранить;
- вопросы или сложности в общении с педагогами, которые он хочет решить;
- вопросы к родителям, в которых он желает разобраться;
- желания, которые он хочет реализовать и обращается с вопросом «как?»;
- желание развить определенный навык.
Ключевое слово во всем этом – «хочет»! Ребенок должен хотеть работать над собой и со своими вопросами, проблемами. «Насильственный» коучинг не работает.
Основная задача коучинга – повысить уровень осознанности у ребенка.
Инструмент TGROW в работе с детьми: пошаговая инструкция
Каждая буква техники TGROW расшифровывается как отдельный шаг (в нашем случае – как отдельный вопрос).
Родители должны задавать вопросы по очереди, обязательно выслушивая ребенка и демонстрируя настоящий интерес к его ответам. Рекомендую также использовать лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры. Это помогает детям визуализировать и лучше понимать свои желания, потребности, цели. Кроме того, с помощью бумаги родители могут предложить ребенку (после ответов на предыдущие вопросы) изобразить путь к достижению цели и саму цель.
Расшифровка TGROW
Т (topic) – тема. Задайте вопрос: «О чем ты хочешь со мной поговорить?» Не используйте в случае, если ребенок сам озвучил ответ до момента заданного вопроса.
G (goal) – цель. Задайте вопросы: «Каким ты видишь результат?», «Как эта ситуация выглядит, в твоем видении, в будущем, уже разрешенной?», «Как ты поймешь, что достиг желаемого? «Как цель выглядит?»
R (reality) – реальность. Задайте вопросы: «Что сейчас с положением дел (расскажи подробнее)?», «В чем именно заключается проблема?», «Как далеко находится желаемая цель?» Предлагаем дорисовать то, что, по мнению ребенка, еще отсутствует на рисунке.
О (obstacles) – препятствия. Задайте вопрос: «Что мешает достичь желаемого?» В данном пункте важно обратить внимание ребенка на то, что препятствия – это нормальные и естественные явления любого пути. Это проверочные тросы любой цели. Нет препятствий – нет цели. Родителям я рекомендую переименовать для ребенка слово «препятствие» в слово «приключение», «интересная задача». Данное сравнение воспринимается уже не как трудность, а как непростая задачка. Используется это в коучинге для формирования проактивного мышления: когда человек осознает препятствия и видит возможности, а не преграды. Это также предлагаем изобразить.
О (options) – варианты. Задайте вопросы: «Какие есть пути преодоления этих препятствий?», «Что у тебя есть для решения этого вопроса?», «Какие есть варианты решений?», «Что может помочь тебе?», «Кто может помочь тебе?» Изображаем на рисунке.
W (way forward) – дальнейшие шаги. Задайте вопросы: «Что именно ты готов сделать для решения этой проблемы?», «Что ты сделаешь для достижения цели?», «Каким будет твой первый шаг?»
Вопросы могут задаваться в любой последовательности. Мастерство применения техник коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы правильно и вовремя.
Когда коучинг в воспитании детей не работает
Правильное использование техник коучинга позволяет работать с детьми различного возраста. Но начинать лучше, когда ребенок уже умеет самостоятельно говорить, точно излагать свои мысли и обладает определенным уровнем осознанности.
Коучинг с ребенком точно не работает, когда у него есть:
- посттравмирующий синдром;
- тревожные состояния (панические атаки);
- зависимости;
- депрессия;
- суицидальные проявления;
- фобии.
Все вышеперечисленные пункты – это зона компетенции психотерапевта. Тут коучинг не навредит, но и пользы будет мало.
Текст: Анастасия Тетерук