Часто бывает, что современные родители ищут информацию о развитии малыша в интернете и выясняют, что ребенок в год должен говорить 10 слов, в два года – 200, а в три – 1000 слов. Невольно начинают закрадываться мысли о том, что у любимого малыша есть проблемы с речью.
Что делать? Подруга советует ждать до трех лет, мол, потом сам заговорит, бабушка предполагает: «Перерастет», а соседка утверждает: «В детском саду разговорится!» Если же вы не хотите ждать, когда все образуется само собой, и сидеть сложа руки, то для вас есть несколько полезных советов, которые помогут решить эту проблему.
1.Сначала выберите место для занятий.
Большинство мам для этой цели трансформируют стульчик для кормления.
2. Выделите время для занятий.
Запланируйте их в общем распорядке дня: лучше, чтобы они проходили в первой половине. Помните: только регулярные занятия с ребенком могут дать положительный результат.
3. Больше читайте.
Приучите кроху к ежедневному чтению книг. Читая, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить звук, слог или слово, рассматривайте вместе картинки, задавайте малышу вопросы. Сказка на ночь действует как волшебная таблетка.
4. Не упрощайте.
Не нужно говорить с малышом на его языке. После года старайтесь общаться с ребенком как с взрослым.
5. Повторяйте много раз.
Новое незнакомое слово малыш должен услышать несколько раз – от 10 до 120 – для того чтобы это оно появилось у него в активной речи.
6. Создавайте специальные ситуации.
Чаще придумывайте ситуации, которые будут стимулировать малыша к произношению слов. Например, во время обеда дайте карапузу тарелку с супом без ложки.
ПОМНИТЕ: НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ – ЭТО КРОПОТЛИВЫЙ ТРУД, НО СТАРАНИЯ ВСЕГДА ВОЗНАГРАЖДАЮТСЯ. ЗАПАСИТЕСЬ ТЕРПЕНИЕМ!
7. Уберите соску.
Логопеды против таких искусственно созданных приспособлений, потому что дети, которые сосут соску, как правило, начинают говорить позже.
8. Развивайте дыхание ребенка.
Выдувайте мыльные пузыри, надувайте шарики, играйте на дудочке, сдувайте с ручки ватные диски, соломинкой делайте «бурю в стакане», задувайте свечи. На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков. Приучите малыша пить жидкость из трубочки – это укрепит мышцы рта, ведь для произнесения многих согласных звуков нужно уметь делать достаточно сильный выдох.
9. Сшейте «волшебный мешочек».
В яркий небольшой мешочек положите несколько игрушек-зверушек и, доставая их по одной, показывайте только голову, предлагая ребенку назвать животное. Не забывайте о прилагательных, важно описывать не только кто и что сделал, но и как он выглядит, ведь описания делают язык богаче, а истории увлекательнее.
10. Соединяйте речь с движением.
Используйте для этого детские потешки. Подойдут также «Ладушки» и другие стихи и прибаутки. Когда ребенок чувствует тактильный контакт, у него возникает доверие, ощущение защищенности и комфорта. Не забывайте о «законе объятий», который гласит: 4 объятия нужны для выживания, 8 – для здоровья, 12 – для роста, развития и чувства собственного достоинства.
11. Включите режим радио, то есть много и часто разговаривайте с малышом!
Разговаривайте даже с новорожденным. Когда беседуете с ребенком старайтесь установить зрительный контакт глаза в глаза, голос должен быть достаточно громким. Говорить нужно в медленном темпе, плавно, протяжно, напевно. Новое незнакомое слово повторяйте несколько раз. Дайте крохе потрогать пальчиками ваши губки, он может заинтересоваться вашими зубами, языком – пусть исследует! Во время самостоятельных игр проговаривайте вслух все действия малыша, описывайте игрушки (цвет, форму, величину), произносите фразы от имени какой-нибудь игрушки, разыгрывайте сценки.
12. Уберите из своего лексикона слова «повтори»,
«скажи» – они могут раздражать, вызывать речевой негативизм, капризы.
ВСПОМНИТЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. ВСЕМ ЗНАКОМАЯ «СОРОКА-ВОРОНА» ПОДОЙДЕТ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ.
13. Будьте эмоциональны.
На любые звуковые проявления ребенка реагируйте восторженно, радостно, «поддержите» беседу, даже если вы не понимаете, о чем сейчас он хочет вам рассказать. Скажите ему: «Ого»! «Вот это да», «Здорово!»
14. Слушайте детские песни, пойте сами, а потом – вместе с малышом.
Прослушивайте детские произведения, создайте совместный сборник любимых песен и аудиосказок.
15. Играйте в «Незнайку — не понимайку».
Не реагируйте на жесты, чтобы стимулировть ребенка к разговору. Если он просит что-то, показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете, только недолго, не нужно доводить его до слез. Войдите в диалог, задайте наводящие вопросы, и карапуз вам попробует объяснить. Вскоре у него придет понимание: чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.
16. Развивайте слуховое восприятие.
Играя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – скрип снега, шум ветра, на звуки, которые издают животные и птицы. Находясь в квартире, прислушайтесь к тиканью часов, звону посуды, шуму воды, свисту чайника. Спросите: «Найди, что тикает».
17. Вызывайте звукоподражания.
Связывайте действие с игрушками с гласными или согласными звуками. Например, стучим молоточком: «Т-Т-Т», заводим машину: «В-В-В». Для этого слегка нажимаем указательным пальцем на нижнюю губку свою, потом малыша.
18. Купите или распечатайте наборы предметных карточек.
Показывая картинку (например, кошку), произнесите: «Мяу!», а потом спросите: «Как она говорит?» Более сложный вариант – намеренно сделать ошибку: «Как говорит кошка? Гав-гав!» – это рассмешит малыша и заставит задуматься.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПАРЕНТЕЗ
Это форма речи, привлекательная для уха ребенка. Родители по всему миру говорят с детьми, используя высокую тональность голоса и напевность гласных звуков. Такая речь гораздо легче для понимания крохи. Вспомните, как вам становится легче понять иностранный язык, когда человек начинает говорить медленно, так же и ребенку.
19. Сделайте фото с ребенком, где он ест, пьет, бежит, идет, танцует, умывается.
Пусть малыш сначала покажет пальчиком, где он пьет, танцует и т. д. А затем можно составлять небольшие предложения: «Вот я», «Вот мама».
20. Устраивайте театрализованные представления
Используя куклы бибабо, или распечатайте изображения героев сказок и надевайте их на пальчики. Разыгрывая историю, передавайте интонацию: мышка пищит, медведь говорит низким голосом, барашек испуганно блеет. Если кроха еще не говорит, он может просто показывать действия: зайчик прыгает, медведь переваливается и т. п. Помните: научить ребенка говорить – это кропотливый труд, но старания всегда вознаграждаются. Запаситесь терпением! Лучше всего ребенку поможет ваша любовь, принятие его индивидуального ритма развития. Знайте, что родители могут сделать несравнимо больше, чем самый высококлассный специалист, но только регулярные занятия с малышом дадут положительный результат. Занимайтесь вместе и с удовольствием – и пусть ваши дети говорят правильно.