Журнал
Город в лицах Дети

«Не загоняйте ребенка в тревогу из-за оценки». Учителя рассказали, что поможет нашим детям полюбить школу

Полюбить школу

Татьяна вдруг переехала из Минска в небольшой городок, чтобы работать в местной школе. Егору удалось порвать шаблоны – он преподает «сухую» математику фантастически интересно. А Екатерина живет биологией, ее ученики получают максимум баллов на ЦТ уже несколько лет подряд. Учителя, которые обожают свою работу, рассказали, что поможет нашим детям полюбить школу и как родители могут помочь детям в учебе, а не мешать.


 Татьяна Крапиневич: «Не загоняйте ребенка в тревогу из-за оценки»

Татьяна пришла в образование, оставив в прошлом бизнес. Участник проекта «Учитель для Беларуси» (его смысл в том, что добровольцы едут в региональные и сельские школы с дефицитом специалистов и учат там детей).

Татьяна Крапиневич
Татьяна Крапиневич

– Однажды я случайно увидела объявление о том, что проект «Учитель для Беларуси» набирает людей. На тот момент нигде не работала. В свое время ушла из бизнеса, поскольку достигла в той сфере всего, чего могла, и стало просто неинтересно. Но всегда чувствовала потребность в профессиональной самореализации.

Муж это тоже знал. И когда я ему рассказала о наборе в проект, сразу ответил: «Чего ты ждешь, подавай заявку». У меня два педагогических образования: учитель младших классов и математики. Действительно, а почему бы и нет? Я подала заявку за пару часов до закрытия набора, дело было в мае. В июне мы уже ездили смотреть дом в Ляховичах, а в августе – распаковывали вещи на новом месте.

В Ляховичской гимназии я работаю как учитель математики, и как классный руководитель. Чувствую, что должна быть здесь и сейчас, понимаю, что это моя миссия и я нужна ребятам. Хотя работать непросто: хочется дать очень многое.

Зазубрили, выучили и поехали дальше – не мой метод преподавания. Для меня важно, чтобы знания не вылетели из головы ученика, едва он выйдет из кабинета. Сама использую практически любую возможность участия в образовательных программах, изучаю различные методики и сразу передаю это детям. Поучаствовала в национальном «ЭдКэмпе», а потом организовала «Мини-ЭдКэмп» в нашей гимназии.

И как мама, и как учитель понимаю, что надо работать не только с детьми, но и с родителями. Однажды провела анкетирование учеников, хотела узнать, насколько они замотивированы на оценки. Оказалось, что у многих детей именно из-за отметок наблюдается повышенная тревожность. Они нацелены на 9–10, причем неважно, каким путем. И этот посыл идет именно из семьи.

Образование держится на трех составляющих: ребенок, учитель и родитель

Я показала результаты на родительском собрании, задала вопрос: с какой фразой взрослые встречают ребенка из школы. Почти 90% ответили: «Что ты получил?» Не «что ты узнал нового?» или «что у тебя было интересного сегодня?» А именно об оценках… Уйти от отметочной системы мы пока не можем, но в то же время в наших силах не загонять ребенка в тревогу из-за оценки ради оценки.

Еще очень важно понимать, что образование держится на трех составляющих: ребенок, учитель и родитель. И если у ребенка, например, случается временный регресс в учебе – важно его поддержать, а не критиковать. Иначе мотивация получать знания пропадет совсем.

Как сложится моя судьба дальше, не загадываю. Станет тяжело, значит, надо уходить. Но сейчас у меня есть силы и желание работать.

Егор Долгалевец: «В математике столько интересного, что можно даже снимать бразильские сериалы!»

Учитель математики для детей и взрослых, автор проекта #ПотуСторонуЧисел, тренер Soft Skills

Егор Долгалевец
Егор Долгалевец

– На мой взгляд, стандартный школьный курс математики не позволяет узнать математику настоящую. Представьте ситуацию: вы даете маленькому ребенку детали конструктора и отправляете с ними в песочницу. Что малыш будет делать? Скорее всего, начнет использовать детали как формочки. Будет ли это конструированием? Нет. Так и с математикой.

Если ученик использует умные слова типа НОД, степень, переменная, логарифм и пишет в тетради числа и знаки операций, это не означает, что он занимается математикой и уж тем более, что он ее понимает.

Я показываю математику такой, какая она есть на самом деле. Я не провожу занятия по темам наподобие: «Сегодня у нас сложение дробей». Изучение моего предмета устроено по-другому. Оно начинается с вопроса.

Например, есть такие числа – квадратные. По названию можно предположить, что это числа, из которых извлекается квадратный корень: 25 (5 умножить на 5). Но, оказывается, их можно представить иным интересным образом: умножаем 4 на 6, добавляем единицу – и получаем 25. Или возьмем 6 в квадрате (36). Можно умножить 6 на 6, а можно 5 на 7 и снова добавить единицу.

Вопрос: почему так получается? Это случайность или закономерность? И как только ставится такой вопрос – в этот самый момент рождается математика. Именно процесс поиска ответа на вопрос и есть настоящая математическая деятельность, в ходе которой формируются математическое мышление и навыки.

При изучении математики процесс в разы важнее результата (ответа). А чтобы запустить такой процесс, нужен вопрос.

Математика – это инструмент, который помогает человеку постигать суть. Поэтому ее нельзя изучать формально. Зазубривание какого-то правила несет нулевую ценность и никак не способствует развитию математического мышления. Это пустая трата времени.

Важно не просто знать, как складывать дроби, а понимать, почему это работает именно так. Если ученик ПОНИМАЕТ, как решать отдельные уравнения, то он самостоятельно сможет разобраться и с тем, как решить систему уравнений.

Для понимания любого явления или события важен исторический контекст. И математика не исключение. Исследование вопроса, почему то или иное открытие произошло именно тогда, а не 100 лет назад или вперед, помогает ученикам постигать суть самого пред­мета.

Зазубривание правила несет нулевую ценность. Это пустая трата времени

Например, можно вместе с учениками исследовать события, которые произошли в XVI–XVII веках – периоде, когда математика, по сути, сформировалась как наука. Можно обсудить, как повлияло на ее развитие возникновение книгопечатания и ослабление влияния церкви на общественную жизнь. Или поинтересоваться у ребят, знают ли их родители, что курс геометрии, который изучается в школах всего мира, был написан Евклидом около III века до н. э., то есть более 2000 лет назад!

К сожалению, в отношении математики наша система обучения ставит очень жесткие рамки, которые по факту не оставляют возможности делать то, о чем я говорил. А без этого учителю крайне сложно помочь ученикам увидеть, что скрывается по ту сторону чисел…

Читайте также: Татьяна Славинская-Пузыревич: «Тургеневские «Отцы и дети» для современных детей – это «Слово о полку Игореве»

Екатерина Скриган: все качества, которые мы хотим развивать в наших детях, нужно стараться развивать в себе

Кандидат биологических наук. Преподаватель биологии в лицее № 1 Минска и образовательном центре «100 баллов». Эти самые 100 баллов ученики Екатерины получают на ЦТ уже третий год подряд.

Екатерина Скриган
Екатерина Скриган

– Я не стараюсь заинтересовать ребенка своим предметом. Да-да, это не оговорка. Моя педагогическая позиция такова, что интерес и желание учиться новому – это встроенная программа, которая есть в каждом из нас с рождения. Поэтому все маленькие дети бесконечно любознательны и неутомимы в познании мира.

Я работаю со старшеклассниками, и, к большому сожалению, горящие глаза, развитое творческое мышление и пытливый ум – редкое явление даже в профильных классах.

Я считаю, что школьная жизнь часто становится не трамплином, а высоким забором на пути человека. И забор этот построен из страха ошибиться и быть осмеянным, неумения продуктивно учиться и пробелов в знаниях.

Чтобы совместно с учениками разрушать ограничивающие их стены, я создаю атмосферу доброжелательности и принятия, повторяю на словах и на деле любимый девиз: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Качественно преподаю материал, развиваю мышление, учу детей видеть взаимосвязи между разными явлениями, постоянно соединяя биологические знания с другими предметами и повседневной жизнью.

Как маме двух школьников мне близка фраза: «Как бы вы ни воспитывали вашего ребенка, он все равно вырастет похожим на вас. Поэтому занимайтесь самовоспитанием». Следовательно, все качества, которые мы хотим развивать в наших детях, нужно стараться развивать в себе. Также очень важно строить и поддерживать доверительные отношения с ребенком, без войны и постоянной критики. Я верю, что эти два важнейших условия – личный пример и добрые отношения – позволят передавать ребенку наш опыт и наши ценности.

Для построения отношений важно искренне и без осуждения интересоваться миром ребенка, находить и признавать его таланты, правильно вести себя в момент ошибок (быстро переходить к решению проблемы и ее профилактике, а не искать виноватых и придумывать им наказания).

Школьная жизнь часто становится не трамплином, а высоким забором на пути человека

Еще очень важно помогать нашим детям исследовать мир самыми разными способами: готовить еду, ухаживать за питомцами, общаться с друзьями. Любые дела можно делать «на автомате», а можно вносить в них элементы новизны и творчества. Через ежедневные заботы мы также развиваем трудолюбие и дисциплинированность, которые помогут нашим детям вырасти в полную меру своих сил и способностей, служить миру и людям.

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.

Related posts

Успейте попасть на Фестиваль волшебных фонарей в Ботаническом саду

Город Женщин

«Пока ждал скорую, выходил на балкон покурить». После инфаркта Дмитрий создал проект по поддержке здоровья мужчин

Город Женщин

«Создание собственного бренда не сильно отличается от строительства здания»

Город Женщин

Оставить комментарий