Говорят, режиссура – это профессия лидера. Именно режиссер выступает своеобразным связующим звеном между всеми составляющими съемочного процесса, и именно на его плечах – создание целого нового мира и шедевра из ничего. Сложно поверить, что все это может умещаться на хрупких плечах молодой девушки. Сегодня у нас в гостях российский режиссер, сценарист и продюсер Эвелина Барсегян. Ее фильмы имели мировой прокат, попадали в лонг-лист премий «Оскар» и «Золотой Орел», одерживали победы на престижных кинофестивалях, ее идеи дважды попадали в финал конкурса сценариев в Каннах. Как она сочетает все роли, чем вдохновляется и когда ждать новые шедевры на мировых экранах – в нашем интервью.
– Эвелина, список ваших работ и достижений вдохновляет. Расскажите, как вы пришли к кино?
– В детстве было два желания – стать либо режиссером, либо журналистом. Не знаю, каким образом зарождаются эти мечты. Я родилась в Севане, городе у озера в Армении, выросла в небольшом сибирском поселке в Омске. В моем детстве и юности не было гаджетов и интернета, и, видимо, это развивает воображение. В нашем доме была большая библиотека – и я очень много читала, придумывала истории, с радостью писала сочинения в школе и просто рассказы для себя. Поскольку в Омске в мое время не учили на режиссера кино, я поступила на филологический факультет Омского госуниверситета, чтобы стать журналистом. Немного проработав, собрала сумку, села на поезд и уехала в Санкт-Петербург: никогда не мечтала там жить, просто хотелось уехать в какой-то большой город.
Петербург, конечно, перевернул мой мир – здесь очень много воздуха, возможностей и людей, которые вдохновляют. Здесь я прикоснулась к кино, начала собирать людей и пытаться что-то снимать. Здесь иногда давал мастер-классы известный кинорежиссер Александр Сокуров. Затем я узнала про его кинолабораторию, которая проходила в течение двух летних периодов под Питером. Чтобы туда попасть, я сняла небольшой фильм и оказалась в числе участников. Так, видимо, все и началось.
– Сегодня вы автор четырех фильмов – и почти во всех вы и сценарист, и режиссер, и продюсер. Сложно сочетать несколько ролей сразу?
– Я бы с удовольствием отказалась от роли продюсера. Но когда снимаешь короткометражное кино, то лучше тебя самого никто за фильм болеть не будет. И это, наверное, вам скажут многие режиссеры. Опытному продюсеру зачастую короткий метр, по сути, ни к чему, ведь у него уже есть имя в индустрии. А продюсера с небольшим опытом, который захочет создавать вместе с тобой «визитную карточку» и ради картины сделает все возможное и невозможное, нужно еще поискать. Таких самородков мало, и надо, чтобы очень многое между вами совпало: материал, цель, история, видение, человеческие отношения и так далее.
– Помню, как вы искали бюджет на съемки вашего третьего фильма «Бравист», который сейчас идет в широком прокате в России в альманахе «За кулисами» и который вошел в финал Manhattan Short. Это же был практически «народный» фильм, ведь деньги на картину вы собрали через краудфандинговую платформу. Почему таким путем решили искать бюджет?
– История «Брависта» началась еще в Каннах, когда я со сценарием вошла в пятерку финалистов организованного в рамках кинофестиваля питчинга (конкурса-презентации. – Прим. ред.). Но финансирование получил только обладатель первого места. Затем я выиграла питчинг в Питере на фестивале Potential, где нам давали скромный бюджет для съемок тизера фильма. Я собрала команду, и мы сняли тизер к «Брависту» (но его кадры не вошли потом в фильм). Все было готово, оставалось только снять картину. Но нужны были деньги. Я вложила все свои средства… Этого не хватило. Тогда я запустила краудфандинг.
Не могу сказать, что это был народный сбор. Я думала, что смысл краудфандинга – когда каждый желающий со всей страны вложил по 100 рублей и собралась вся сумма. У нас было по-другому: несколько человек сразу вложили большие суммы, и мы получили возможность снимать. Существенно помог один меценат из Москвы, он стал сопродюсером «Брависта». Я его никогда в жизни не видела, а он просто помог. Чудо, наверное. И конечно, помогли еще многие – артисты, включая актеров массовых сцен, которые снимались бесплатно, творческая группа, театр-фестиваль «Балтийский дом» и многие другие.
– В 2017 году ваш «Бравист» вошел в лонг-лист премии «Оскар» среди короткометражных работ. Какие у вас были ощущения?
– Приятно было получить письмо на почту с логотипами Киноакадемии, заполнять и отправлять разные бланки. Но как шел отбор, кто смотрел и что решил, – все это для меня осталось неизвестным. Главным событием для меня скорее стало попадание в финалисты Манхэттенского кинофестиваля. Потому что туда из тысяч работ со всего мира отбирают всего десять. Это серьезный конкурс. Из России туда за 20 лет попали только два фильма – и один из них наш «Бравист». Фестиваль обеспечивает мировой прокат твоего фильма в течение двух недель в кинотеатрах от США до Украины, Германии и Шри-Ланки… Чувство, что твой фильм идет в кино в Нью-Йорке, Киеве, Таллине, Москве, Риге, Омске, на нескольких континентах, на больших экранах, – невероятное.
Вторым важным событием стал еще один прокат – уже по России – альманаха «За кулисами», спасибо дистрибьютору Александру Ермолину. Ему понравился фильм, и он предложил включить его в программу.
– Что самое сложное в работе режиссера?
– Не дать расплескаться замыслу в процессе его создания. Кино создают огромное количество людей, и важно, когда каждый вносит что-то свое, предлагает какие-то решения, – понять, насколько это работает на замысел. А также следить, чтобы в ограничениях, при которых снимается кино, не пострадало самое важное.
– Как находите общий язык с актерами на площадке?
– Пока я работала только с такими актерами, которые и замечательные люди, и прекрасные профессионалы одновременно. На самом деле, чтобы снимать артиста, мне надо в него творчески влюбиться. А когда ты «влюблен», актер это чувствует, он знает, что его пригласили на роль, потому что он для режиссера – единственный, а не третий в списке. У меня во всех фильмах «единственные» снимались. И только, как говорится, по любви. Вообще все по любви надо делать – тогда получится.
– Если бы вам предложили попробовать себя в качестве актрисы, то какую роль хотели бы сыграть?
– Чтобы быть артистом – нужно учиться. У меня нет желания стать актрисой. А сыграть могла бы только саму себя, и то мне понадобилась бы мощная мотивация, чтобы сделать это. Или, может быть, снялась бы в массовке у Кристофера Нолана, чтобы подсмотреть, как он работает. Слышала, он сейчас набирает массовку в Эстонии для съемок своего нового фильма.
– Что пожелаете тем, кто планирует попробовать себя в режиссуре или кино в целом?
– Не ленитесь. Сначала – хорошо подготовьтесь, обязательно учитесь (сейчас же все доступно), «потренируйтесь на кошках», потом еще раз определите, зачем вам это нужно. Следом – пробуйте и не ждите, что сразу выйдет шедевр. Делайте все по любви, но со знанием дела, чтобы не испортить замысел. И еще – не советуйтесь со всеми подряд. Выберите одного-двух профессионалов, которых вы уважаете и которые не отравляют вас, а отмечают как плюсы, так и минусы вашей подготовительной работы.
– За что вы любите свою профессию?
– За возможность создавать целый мир из ничего.
– Над каким проектом вы работаете сейчас и чего ожидать зрителям в ближайшем будущем?
– Недавний мой фильм – «Случай на дороге» с Иваном Янковским, Артемом Цыпиным и Анной Миклош в главных ролях, который мы делали вместе с Молодежным центром Союза кинематографистов Санкт-Петербурга и «Ленфильмом», сейчас колесит по фестивалям. Самый ближайший конкурс – «Золото Ворон» на Чукотке. Также мы с соавтором написали сценарий полнометражной романтической комедии «Летние ночи с тобой» или «Камень. Ножницы. Бумага» (так получилось, что у проекта было два названия). Сейчас в разработке второй полнометражный сценарий… Надеюсь, будет дебют в полном метре, и будет новый мир.
Беседовала Виктория Онофраш