В нашей жизни с ее ускоренным темпом внешний вид человека является одним из доминирующих факторов карьерного успеха. Почему? Потому что впечатление о персоне формируется в первые несколько секунд его визуального наблюдения. Наш мозг устроен так, что он как бы сканирует человека по определенным признакам и выносит свой вердикт: успешен – не успешен, деловит – не деловит, хочу иметь с ним дело – не хочу. И это первое впечатление крайне устойчиво. Чтобы изменить его, вам придется немало потрудиться.
Для партнеров, коллег и клиентов ваша одежда является своеобразной сигнальной системой, системой визуальных кодов, которая за вас говорит о вашей респектабельности, статусности, состоятельности. Это ваша визитная карточка, по которой люди «читают» ваше публичное «Я». С другой стороны, выбранная вами одежда, даже в рамках делового имиджа, позволяет определить ваши личностные качества, она транслирует информацию о вашей компетентности, надежности, стабильности и других качествах вашей личности. И дело здесь больше не в одежде, которую мы носим, а в том, что внутри нас заставляет ее выбирать.
Несколько правил по соблюдению дресс-кода, которые сделают ваш деловой образ безупречным
Для мужчин
Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, особенно плечевыми, то есть прямой или чуть приталенный силуэт.
Статусными цветами делового костюма являются темно-синий и темно-серый. С точки зрения психологии цвета темно-синий костюм будет лучшим вариантом для авторитетного руководителя, в то время как серый цвет костюма будет позиционировать вас как «молодого эксперта». Коричневый цвет также допустим в деловом дресс-коде. Он не слишком распространен в бизнес-среде, однако ассоциативно он располагающий к себе и одновременно нейтральный. Воспользуйтесь этим его качеством при первой деловой встрече, например, когда необходимо, с одной стороны, наладить контакт, а с другой – произвести впечатление солидного стабильного человека.
Прекрасно, если ваш костюм сшит из качественного материала по индивидуальным меркам или идеально подогнан под вашу фигуру.
Нижняя пуговица пиджака у мужчины не застегивается. «Правило не застегнутой пуговицы» гласит: однобортный пиджак на двух пуговицах никогда не застегивается на нижнюю; однобортный пиджак на трех пуговицах никогда не застегивается на нижнюю, всегда на среднюю и по желанию на верхнюю; двубортный пиджак застегивается на все пуговицы.
Сорочка у мужчин должна иметь длинные рукава и сидеть безупречно. Манжеты сорочки должны быть видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5–2 см. Выбирайте сорочку белого цвета либо ненавязчивых пастельных оттенков. При менее строгом дресс-коде сорочка допускается в мелкую спокойную полоску.
С формальной точки зрения пиджак с сорочкой без галстука допустим, однако при строгом дресс-коде деловой костюм без галстука не носят. Двубортный пиджак одевается только с галстуком. У сорочки, если она носится без галстука, обязательно должна быть расстегнута верхняя пуговица. В идеале галстук должен быть темнее сорочки и светлее костюма. И в завязанном состоянии нижним концом касаться пряжки ремня или доходить до середины пряжки ремня. Вечером галстук можно снять, но нельзя ослаблять.
Обувь должна быть не светлее брюк – в тон или темнее. Иначе возникает ощущение неустойчивости. Черный цвет обуви обязателен при строгом дресс-коде, а также предназначен для самых официальных мероприятий и остается классикой. Лучшим выбором будут дерби или оксфорды из гладкой кожи. В сочетании цвета обуви и костюма существуют правила: черные брюки – черная обувь, коричневые брюки – коричневая обувь. Темно-синие брюки – более гибкий вариант: с ними вы можете обуть черные туфли либо коричневые. Однако проследите за тем, чтобы цвет коричневых туфель не был светлым. Толщина подошвы обуви также имеет значение: чем тоньше, тем респектабельнее ваш вид.
Ремень должен быть из натуральной толстой кожи, а пряжка желательно увесистая и из высококачественного сплава. Ремень должен обязательно соответствовать цвету обуви.
Часы должны быть плоскими, на кожаном ремне или браслете. Наличие стрелок на часах обязательно.
Для женщин
Серый, синий, бежевый брючный или юбочный костюм. При выборе юбки обратите внимание, чтобы прямая юбка либо юбка-карандаш приходилась вам чуть до колена или чуть ниже колена. При соблюдении дресс-кода рекомендуется светлая блузка.
Классические туфли-лодочки черного цвета или цвета в тон костюма – обязательный аксессуар деловой дамы. Удачная высота каблука 4–8 см. Туфли должны быть устойчивыми и обязательно из гладкой кожи.
Колготки всегда телесного цвета без блеска.
Сумку выбирайте формата А4 из гладкой кожи без логотипов и страз, четкой формы, например, прямоугольник, трапеция.
Макияж при деловом дресс-коде – максимально сдержанный, допустим только один яркий акцент. Что касается прически, то предпочтительны гладко убранные волосы.
Украшений используйте минимум, причем они должны быть неяркие и из ценных металлов.
Если вам хочется романтики, то о деловом общении лучше забыть. Рюши, гипюр, прозрачные ткани – все это выходит за рамки делового стиля. Потому что деловой дресс-код предназначен для создания рабочей атмосферы, а любые элементы одежды и аксессуаров, явно подчеркивающие вашу женственность, отвлекают внимание партнеров, коллег или клиентов и выключают режим «деловое общение».
Аксессуары способны подчеркнуть ваш должностной статус и, по сути, завершают создание целостного образа. Бумажник, ежедневник, ключница, визитница, ручка, мобильный телефон и другие атрибуты бизнес-стиля должны иметь важную объединяющую характеристику: единая стилистическая направленность и ценовая категория.
Текст: Ирина Лапанович
читать: Больше о стиле и моде