Журнал
Мода и стиль

Апсайклинг по-нашему: как белорусы объединяются, чтобы создавать новое из ненужных вещей

апсайклинг

Тема заботы об экологии все громче звучит во всем мире. Одно из популярных направлений — апсайклинг — создание новых изделий из существующих вещей и материалов. Но если за рубежом тон чаще всего задают потребители, то в Беларуси тему экологичного потребления продвигают сами производители и дизайнеры. Разберемся в особенностях белорусского апсайклинга.


Апсайклинг (от англ. «upcycling»: буквальный перевод – «более широкое применение») – вторичное использование существующих вещей, их «новое прочтение». При этом сама вещь не подвергается серьезной переработке. 

В Беларуси большинство крупных компаний заботятся об экологии с помощью ресайклинга: когда вещь создается из переработанного сырья. Например, компания Mark Formelle создала капсульную коллекцию одежды из переработанного пластика. Компания «Белвторполимер» из отходов пластика делает трубы, пленки, плитку, люки и многое другое. «Борисовский завод пластмассовых изделий» из переработанных колесных шин создает покрытие для детских площадок. Компания «Аливария» создала и установила в Центральном ботаническом саду экоскамейку из переработанного пластика.

Однако в последнее время появляется все больше тех, кто специализируется на апсайклинге. Белорусские дизайнеры-апсайклеры создали целое сообщество, чтобы продвигать экологичную моду. Мы поговорили с некоторыми из них об особенностях ведения бизнеса, моде и экологии.

Ксения Гесть, бренд GEST, шьет одежду из джинсов и рубашек:
«В Беларуси хорошо производить, продавать здесь сложно»

Ксения Гесть
Ксения Гесть, бренд GEST

Дипломным проектом дизайнера Ксении была коллекция одежды из остатков ткани. Еще через два года победила в экологическом конкурсе от Белорусской палаты моды, создав женские платья из мужских рубашек. И первая, и вторая коллекции несколько лет провисели в шкафу. 

— Никто не понимал, что это, можно ли это носить. Я не видела никакой поддержки со стороны, а продвигать тему создания экологичной одежды самостоятельно было слишком сложно. 

GEST
Из мужских рубашек Ксения создала коллекцию платьев, которые победили на конкурсе Белорусской палаты моды

Саму Ксению проблемы экологии волновали, сколько она себя помнит. После университета даже не смогла долго работать на производстве из-за осознания того, сколько ткани и одежды просто ложится на склад или утилизируется. 

Какое-то время девушка создавала собственные сумки, а однажды вместе с ними  принесла на Open-шкаф свою коллекцию платьев, созданных из рубашек — ту, что победила в экологическом конкурсе. Интерес оказался куда выше, чем ожидала Ксения, и она решила продолжать. Завела страницу в Instagram, стала создавать новые коллекции. 

В основном работает с джинсами и мужскими рубашками: из рубашек делает платья, блузки, а из джинсов создает юбки, жакеты. Самые популярные изделия – джинсовая юбка из кусочков и джинсовки. «Сырья» достаточно: раньше покупала на барахолках, теперь приносят подписчики. 

— Протертые джинсы не отдашь в благотворительность, но с 95% этой ткани еще можно работать. Люди очень рады, что могут помочь. 

GEST
GEST
GEST

Технология производства такой такой одежды отличается от обычной. Только на сбор, сортировку, подготовку «одежды-сырья» уходит очень много времени. А сшить юбку из сотен маленьких кусочков — куда сложнее, чем из одного куска ткани. 

— Я же стараюсь максимально сохранить на ткани эффекты потертости, использовать необработанные края, торчащие ниточки и не оставить вообще никаких лоскуточков. 

Однако цену приходится сдерживать – белорусы пока не до конца понимают всю сложность такой работы и платить за нее много не готовы. 

— В Беларуси хорошо производить, продавать здесь сложно. Но в последний год тема апсайклинга сильно продвинулась вперед. Появилось и больше людей, которые поддерживают ее, и больше дизайнеров, которые создают такую одежду. 

апсайклинг
апсайклинг
апсайклинг

Именно сообщество дизайнеров-апсайклеров Ксения ценит больше всего. В начале этого года Ксения вместе с четырьмя другими дизайнеми открыла шоу-рум в центре Минска. 

— Меня это очень вдохновляет: общаться, наблюдать за работой коллег, поддерживать друг друга. Мы хотим популяризировать концепцию создания экологичной одежды среди людей. И уже делаем в этом направлении определенные шаги. 

Вера Костик, бренд Verushka, делает рисунки на ткани, перешивает одежду:
«После общения со мной люди начинают задумываться об экологии»

Вера Костик
Вера Костик, бренд Verushka

Вера — одна из коллег Ксении, которая делит пространство шоу-рума. Но ее в апсайклинг привел случай. Во время декретного отпуска Вера увлеклась расхламлением. Ненужные вещи решила продать, а дефекты на них устраняла с помощью рисунков по ткани. 

— Выбросить их у меня просто не поднималась рука: мы в семье всегда все вещи перешивали, либо придумывали, как их еще можно использовать. 

К изумлению Веры вещи, которые она переделывала, продавались быстрее, чем новые. Вера накупила вещей в секонд-хенде, нанесла на них рисунки и отнесла на Open-шкаф. Одежду раскупили. Это так вдохновило, что Вера решила создать  собственный бренд. 

Verushka
Работать с пиджаками Вера стала с легкой руки своего свекра. Он принес ей всю свою коллекцию пиджаков, которая накопилась за годы работы в офисе. И был счастлив, что у них появилась новая жизнь.

Новую профессию пришлось осваивать «на ходу». У Веры за плечами — высшее теологическое образование, работа секретарем и обучение на графического дизайнера. Так что сначала повторяла уже существующие рисунки, потом стала придумывать свои, параллельно совершенствуясь в способах окрашивания. Дело пошло: уже через полгода Вера перенесла производство из однокомнатной квартиры в отдельное помещение. 

Сейчас рисует на  пиджаках, футболках, джинсах, а также перешивает старые вещи. Все — в традициях апсайкла — создает новое только из  существующих вещей. Дизайнер не понимает, зачем носиться по городу в поисках тканей и фурнитуры, если все это уже есть под рукой. Кроме того, ее вдохновляют именно существующие вещи. 

— Дайте мне точку опоры я переверну землю. У меня точка опоры – готовое изделие. Я отталкиваюсь как от самой вещи, так и от человека, который будет ее носить. После переделки это уже совершенно новая вещь. У нее другое настроение, другая философия. И человек в ней совершенно по-другому выглядит — у него другой образ. Например, был строгий офисный, стал романтичный или яркий, оригинальный.  — объясняет Вера. 

апсайклинг
Часто люди покупают уже готовую продукцию, но часто приносят свои вещи. А иногда – вещи своих бабушек и дедушек.

На оригинальность и уникальность изделий включаются в первую очередь клиенты Веры. Экологичность не играет большой роли. Но после общения с Верой все может измениться. 

— Я поняла, что одна из моих функций – просветительская. Например, человек узнает, что эти вещи созданы из другой одежды, и его это смущает. Я напоминаю, что в пятизвездочном отеле тоже кто-то уже спал на этих простынях и ел из этих тарелок. Рассказываю цикл обработки, который проходит вещь. А потом говорю про апсайклинг, проблемы экологии. После общения со мной люди начинают задумываться об экологии, многие – впервые. 

Вера уверена, что за апсайклингом – будущее. А сообщество, которое они организовали с другими апсайклерами, помогает чувствовать свою силу. 

— Мы — белорусский апсайклеры — не конкурируем, а объединяемся. Наши конкуренты — это масс-маркет. Мы же хотим формировать комьюнити и продвигать экологическое направление в моде среди белорусов. 

Роспись по ткани приходит на помощь также тогда, когда термопечать невозможна. С этим платьем — именно такая история.
Такие рубашки пользуются особенной популярностью

Люксовые бренды тоже стали переосмысливать старые вещи. Например, Miu Miu создали коллекцию из переделанных из антикварных вещей, тщательно отобранных из винтажных магазинов и рынков по всему миру.  Chloé и Loewe создали коллекции сумок из уже готовых изделий и остатков кожи. Maison Michel создали коллекцию одежды из неиспользованных тканей, которые лежали на складах бренда. 

Елизавета Девлин, бренд ECO.YELI, плетет коврики, корзинки и сумки из одежды:
«Я продлеваю и видоизменяю традиции»

Елизавета Девлин
Елизавета Девлин, бренд ECO.YELI

В мир апсайклинга профессиональная сноубордистка Елизавета погрузилась в Тайланде. В доме, который они снимали с мужем и маленьким ребенком, был огромный мраморный пол. Ковер был необходим, но купленный в магазине проблему не решил — оставалось еще много пустого места. 

— Я рассматривала картинки в Pinterest с плетеными ковриками. И тут мне вспомнилась картинка из детства. Все дома, бабушка с крючком в руках сидит на маленьком стульчике и плетет коврик. Бабушка умерла, когда я была еще маленькой, у меня осталось немного воспоминаний о ней. Но в них столько уюта. 

апсайклинг
Тот самый первый ковер. Сейчас коврики Елизаветы уезжают в разные дома. Однажды целых три таких ковра заказали в отреставрированный деревенский дом. А недавно девушка брала коврик на фотосессию, но просто не смогла с ним расстаться.  

Елизавета решила сплести такой же коврик. Только не из пряжи, а из ненужных вещей, которые лежали в углу дома и ждали отправки на свалку. Темой экологии Елизавета интересовалась еще в подростковом возрасте, а после рождения ребенка погрузилась в нее всерьез. И решила, что не хочет отправлять эти вещи в мусор. 

Коврик был сделан, свою миссию выполнил. А по приезду в Беларусь Елизавета сделала такой же уже из своих личных ненужных вещей, потом стала плести корзинки. 

— Когда делаешь что-то из своих же вещей, в этом есть что-то особенное. Ты на этот коврик смотришь будто в альбом с фотографиями. А две корзиночки из платья, которое для меня очень много значило, до сих пор для меня — самые теплые. 

апсайклинг
апсайклинг
апсайклинг

Плетение Елизавету увлекло, решила продолжать это уже не только для себя. Несмотря на страх и смущение, завела страницу в инстаграм и стала рассказывать о своей деятельности там. Переходить на популярную покупную пряжу не стала: плетение из использованной одежды и экологично, и душевно, и уникально. Как ни старайся, а двух одинаковых ковриков, корзинок или панамок просто не будет. 

— Мои друзья не очень понимали этого увлечения и часто шутили, что я как бабушка. Раньше меня это смущало, а теперь думаю так: «Отлично, я продлеваю и видоизменяю традиции». 

Подписчики помогли решить проблемы с сырьем: если раньше все нужно было покупать на барахолках, то теперь их привозят люди. Для небольшой корзинки нужно 2-3 вещи. На большую дорожку уходит целый гардероб — 80-100 вещей.

В будущем Елизавета мечтает открыть не просто свой магазин, а настоящее эко-пространство, где можно будет и принести ненужную одежду, купить что-то экологичное и узнать больше об экологии. 

Читайте также: «Натуральное — не значит экологичное». Основатель экобренда Cosmico Евгений Шатохин — о минимализме в уходе за собой

апсайклинг
Люди постоянно делают комплименты панамкам и шапкам Елизаветы
апсайклинг
апсайклинг
Шапки и панамы не только оригинально и красиво выглядят, но и отлично носятся.

Артур Дубовик, бренд Iriskin, делает сумки и украшения из пакетов и баннеров:
«Осознанность – не только об экологии, это тема всей жизни человека»

Артур Дубовик
Артур Дубовик, бренд Iriskin

Через какое-то время после окончания ВУЗа Артур занялся перепродажей одежды. Погрузившись в эту тему, узнал, как много вреда модная индустрия приносит экологии, и заинтересовался апсайклингом. В конце концов решил создать что-то сам: качественное и экологичное. 

Купил в секонд-хенде гидрокостюм и байку и сделал из них чехол для ноутбука. Потом попросил в одной компании несколько ненужных рекламных баннеров и сделал из них шопер. Когда этот шопер увидели в компании, заказали целую партию. 

— На баннерах же размещены логотипы компании. Получается сразу брендированная продукция. 

Iriskin
Слева – сумка для ноутбука, сделанная из упаковок из-под кофе. По центру и справа – сумки из баннеров.

Артур забрал у мамы швейную машинку и продолжил эксперименты. Если с чем-то не справлялся сам, отдавал работу на аутсорс. Потом купил с рук дешевый термо-пресс, научился делать продукцию из расплавленных пластиковых пакетов. 

Теперь у него широкий ассортимент: барсетки, чехлы, шоперы, сумки для ноутбуков, а недавно стал делать украшения и картины. В качестве сырья использует баннеры, тенты, упаковки из-под кофе, пакеты, батутную сетку и сломанные шарики из детского бассейна. 

Чехол для ноутбука из баннера
Рюкзак из баннера
Кошелек из переработанных пакетов и барсетка из батутной сетки.

Половина заказов приходит от людей, половина — от бизнеса. Клиентов привлекает как экологичность, так и оригинальный дизайн. Что касается самого Артура, то тема экологии пронизывает всю его жизнь. 

— Я стал иначе жить — осознанно. Осознанность – это же не только об экологии, это тема всей жизни человека. Ты начинаешь понимать, что у всех твоих действий есть последствия. Сначала думаешь: «Что я делаю, когда бросаю мусор мимо урны?  Даю этому мусору загрязнить почву». А потом подобные мысли появляются в других сферах: «Что я делаю, когда трачу свое время — свой невозобновляемый ресурс — на эту вечеринку, которая мне не нравится?» Ты понимаешь, что не нужно тратить свое время на то, чтобы быть там, где тебе плохо и с тем, с кем тебе плохо. И меняешь свои привычки, начинаешь иначе жить.

В будущем Артур планирует создавать апсайкл-одежду и распостранять идеи про экологичное производство. 

— На плечах людей, которые делают апсайкл, большая ответственность. Я не просто делаю вещи и продаю. Я вижу, что моя задача – рассказать, что я делаю и почему. Я выступаю с лекциями, рассказываю об экологии, делаю информационные посты. Люди поддерживают. Я вижу, что у этого есть будущее и буду делать, что в моих силах, чтобы это росло и развивалось. 

экологичные украшения
Сережки, созданные с помощью переработанных пакетов
экологичные украшения
Кулоны, созданные с помощью переработанных пакетов
апсайклинг
Картина из переработанных пакетов

Алёна Лукина, бренд Л У К І Н А, создает концептуальную одежду из переработанных материалов:
«Я верю в людей. И в то, что привычки белорусов изменятся»

Алёна Лукина
Алёна Лукина, бренд
Л У К І Н А

Алёна — дизайнер по образованию и призванию. После рождения ребенка погрузилась в вопросы экологии и была в ужасе от того, какой вклад в загрязнение планеты вносит легкая промышленность. В результате решила для себя, что принципиально будет делать одежду только из того, что уже создано: из переработанных материалов, остатков производства и старой одежды. 

— Фаст-фешн бренды закрепили у людей привычки покупать много дешевой одежды и быстро избавляться от старой. Такой подход формирует у покупателя паразитическое отношение к ресурсам. А это — тысячи литров использованной воды, загрязненная почва, тонны топлива при перевозке и так далее. Покупая такой товар, мы становимся причастны к этому злу. 

Алёна Лукина
Алёна Лукина
Алёна Лукина

Алена полностью изменила свои потребительские привычки и строго следит за тем, чтобы избегать гринвошинга. 

— Я стараюсь создавать вещи, которые будут служить долго. Экологичный подход – про то, чтобы покупать меньше и использовать вещи дольше. Но его придерживаются даже не все апсайклеры. Например, берут классический пиджак, который мог бы периодически доставаться из шкафа еще 10 лет, и превращают его во что-то кричащее, что человек не наденет больше одного раза. 

Чтобы одежда могла долго служить, Алёна старается сохранять баланс в визуальном подходе. Ее задача — чтобы одежда создавала нужное настроение. 

— Раньше белорусы использовали слова, которые очень точно передают суть одежды  – «строй» и «строіцца». Ты же каждый день строишь себя для мира и  каких-то свершений. Когда я надеваю майку и шорты, я строюсь для одного, когда платье — для другого. Очень хочется возродить такое отношение. Чтобы одежда была строем, который поддерживает человека в его делах. Ведь иногда в течение всего дня настроение может улучшить только отражение в зеркале. 

Л У К І Н А
Лукина
Лукина

Белорусские традиции вдохновляют Алёну. В ее работах — много вышивки на белорусском языке, элементы белорусского орнамента, отсылки к традиционной белорусской одежде. 

— Очень хочу протянуть руку в прошлое и достать оттуда в современность важные детали. Чтобы это сохраняло традции, но было актуально, соответствовало сегодняшнему дню. 

Алёна верит, что со временем отношение людей к одежде изменится. И дизайнеры играют тут немалую роль. 

Алёна Лукіна
Алёна Лукіна
Алёна Лукіна

— Я не могу спасти планету. Но могу продолжать свое дело. Я верю в людей. И в то, что все со временем привычки белорусов изменятся. 

Читайте также: Правильно ли вы сортируете отходы? Пройдите тест и узнайте

Рекомендуем

Людмила Тараканова: «Моя дизайнерская система мышления идет не по проторенному пути»

Город Женщин

Этнические сказки. Дизайнер украшений Виктория Каленик

Город Женщин

«Внешность и красота — понятия субъективные, главное — это…»: Полина Яцук — о том, как построить карьеру модели за рубежом

Город Женщин

Оставить комментарий