Тема заботы об экологии все громче звучит во всем мире. Одно из популярных направлений — апсайклинг — создание новых изделий из существующих вещей и материалов. Но если за рубежом тон чаще всего задают потребители, то в Беларуси тему экологичного потребления продвигают сами производители и дизайнеры. Разберемся в особенностях белорусского апсайклинга.
Апсайклинг (от англ. «upcycling»: буквальный перевод – «более широкое применение») – вторичное использование существующих вещей, их «новое прочтение». При этом сама вещь не подвергается серьезной переработке.
В Беларуси большинство крупных компаний заботятся об экологии с помощью ресайклинга: когда вещь создается из переработанного сырья. Например, компания Mark Formelle создала капсульную коллекцию одежды из переработанного пластика. Компания «Белвторполимер» из отходов пластика делает трубы, пленки, плитку, люки и многое другое. «Борисовский завод пластмассовых изделий» из переработанных колесных шин создает покрытие для детских площадок. Компания «Аливария» создала и установила в Центральном ботаническом саду экоскамейку из переработанного пластика.
Однако в последнее время появляется все больше тех, кто специализируется на апсайклинге. Белорусские дизайнеры-апсайклеры создали целое сообщество, чтобы продвигать экологичную моду. Мы поговорили с некоторыми из них об особенностях ведения бизнеса, моде и экологии.
Ксения Гесть, бренд GEST, шьет одежду из джинсов и рубашек:
«В Беларуси хорошо производить, продавать здесь сложно»
Дипломным проектом дизайнера Ксении была коллекция одежды из остатков ткани. Еще через два года победила в экологическом конкурсе от Белорусской палаты моды, создав женские платья из мужских рубашек. И первая, и вторая коллекции несколько лет провисели в шкафу.
— Никто не понимал, что это, можно ли это носить. Я не видела никакой поддержки со стороны, а продвигать тему создания экологичной одежды самостоятельно было слишком сложно.
Саму Ксению проблемы экологии волновали, сколько она себя помнит. После университета даже не смогла долго работать на производстве из-за осознания того, сколько ткани и одежды просто ложится на склад или утилизируется.
Какое-то время девушка создавала собственные сумки, а однажды вместе с ними принесла на Open-шкаф свою коллекцию платьев, созданных из рубашек — ту, что победила в экологическом конкурсе. Интерес оказался куда выше, чем ожидала Ксения, и она решила продолжать. Завела страницу в Instagram, стала создавать новые коллекции.
В основном работает с джинсами и мужскими рубашками: из рубашек делает платья, блузки, а из джинсов создает юбки, жакеты. Самые популярные изделия – джинсовая юбка из кусочков и джинсовки. «Сырья» достаточно: раньше покупала на барахолках, теперь приносят подписчики.
— Протертые джинсы не отдашь в благотворительность, но с 95% этой ткани еще можно работать. Люди очень рады, что могут помочь.
Технология производства такой такой одежды отличается от обычной. Только на сбор, сортировку, подготовку «одежды-сырья» уходит очень много времени. А сшить юбку из сотен маленьких кусочков — куда сложнее, чем из одного куска ткани.
— Я же стараюсь максимально сохранить на ткани эффекты потертости, использовать необработанные края, торчащие ниточки и не оставить вообще никаких лоскуточков.
Однако цену приходится сдерживать – белорусы пока не до конца понимают всю сложность такой работы и платить за нее много не готовы.
— В Беларуси хорошо производить, продавать здесь сложно. Но в последний год тема апсайклинга сильно продвинулась вперед. Появилось и больше людей, которые поддерживают ее, и больше дизайнеров, которые создают такую одежду.
Именно сообщество дизайнеров-апсайклеров Ксения ценит больше всего. В начале этого года Ксения вместе с четырьмя другими дизайнеми открыла шоу-рум в центре Минска.
— Меня это очень вдохновляет: общаться, наблюдать за работой коллег, поддерживать друг друга. Мы хотим популяризировать концепцию создания экологичной одежды среди людей. И уже делаем в этом направлении определенные шаги.
Вера Костик, бренд Verushka, делает рисунки на ткани, перешивает одежду:
«После общения со мной люди начинают задумываться об экологии»
Вера — одна из коллег Ксении, которая делит пространство шоу-рума. Но ее в апсайклинг привел случай. Во время декретного отпуска Вера увлеклась расхламлением. Ненужные вещи решила продать, а дефекты на них устраняла с помощью рисунков по ткани.
— Выбросить их у меня просто не поднималась рука: мы в семье всегда все вещи перешивали, либо придумывали, как их еще можно использовать.
К изумлению Веры вещи, которые она переделывала, продавались быстрее, чем новые. Вера накупила вещей в секонд-хенде, нанесла на них рисунки и отнесла на Open-шкаф. Одежду раскупили. Это так вдохновило, что Вера решила создать собственный бренд.
Новую профессию пришлось осваивать «на ходу». У Веры за плечами — высшее теологическое образование, работа секретарем и обучение на графического дизайнера. Так что сначала повторяла уже существующие рисунки, потом стала придумывать свои, параллельно совершенствуясь в способах окрашивания. Дело пошло: уже через полгода Вера перенесла производство из однокомнатной квартиры в отдельное помещение.
Сейчас рисует на пиджаках, футболках, джинсах, а также перешивает старые вещи. Все — в традициях апсайкла — создает новое только из существующих вещей. Дизайнер не понимает, зачем носиться по городу в поисках тканей и фурнитуры, если все это уже есть под рукой. Кроме того, ее вдохновляют именно существующие вещи.
— Дайте мне точку опоры я переверну землю. У меня точка опоры – готовое изделие. Я отталкиваюсь как от самой вещи, так и от человека, который будет ее носить. После переделки это уже совершенно новая вещь. У нее другое настроение, другая философия. И человек в ней совершенно по-другому выглядит — у него другой образ. Например, был строгий офисный, стал романтичный или яркий, оригинальный. — объясняет Вера.
На оригинальность и уникальность изделий включаются в первую очередь клиенты Веры. Экологичность не играет большой роли. Но после общения с Верой все может измениться.
— Я поняла, что одна из моих функций – просветительская. Например, человек узнает, что эти вещи созданы из другой одежды, и его это смущает. Я напоминаю, что в пятизвездочном отеле тоже кто-то уже спал на этих простынях и ел из этих тарелок. Рассказываю цикл обработки, который проходит вещь. А потом говорю про апсайклинг, проблемы экологии. После общения со мной люди начинают задумываться об экологии, многие – впервые.
Вера уверена, что за апсайклингом – будущее. А сообщество, которое они организовали с другими апсайклерами, помогает чувствовать свою силу.
— Мы — белорусский апсайклеры — не конкурируем, а объединяемся. Наши конкуренты — это масс-маркет. Мы же хотим формировать комьюнити и продвигать экологическое направление в моде среди белорусов.
Люксовые бренды тоже стали переосмысливать старые вещи. Например, Miu Miu создали коллекцию из переделанных из антикварных вещей, тщательно отобранных из винтажных магазинов и рынков по всему миру. Chloé и Loewe создали коллекции сумок из уже готовых изделий и остатков кожи. Maison Michel создали коллекцию одежды из неиспользованных тканей, которые лежали на складах бренда.
Елизавета Девлин, бренд ECO.YELI, плетет коврики, корзинки и сумки из одежды:
«Я продлеваю и видоизменяю традиции»
В мир апсайклинга профессиональная сноубордистка Елизавета погрузилась в Тайланде. В доме, который они снимали с мужем и маленьким ребенком, был огромный мраморный пол. Ковер был необходим, но купленный в магазине проблему не решил — оставалось еще много пустого места.
— Я рассматривала картинки в Pinterest с плетеными ковриками. И тут мне вспомнилась картинка из детства. Все дома, бабушка с крючком в руках сидит на маленьком стульчике и плетет коврик. Бабушка умерла, когда я была еще маленькой, у меня осталось немного воспоминаний о ней. Но в них столько уюта.
Елизавета решила сплести такой же коврик. Только не из пряжи, а из ненужных вещей, которые лежали в углу дома и ждали отправки на свалку. Темой экологии Елизавета интересовалась еще в подростковом возрасте, а после рождения ребенка погрузилась в нее всерьез. И решила, что не хочет отправлять эти вещи в мусор.
Коврик был сделан, свою миссию выполнил. А по приезду в Беларусь Елизавета сделала такой же уже из своих личных ненужных вещей, потом стала плести корзинки.
— Когда делаешь что-то из своих же вещей, в этом есть что-то особенное. Ты на этот коврик смотришь будто в альбом с фотографиями. А две корзиночки из платья, которое для меня очень много значило, до сих пор для меня — самые теплые.
Плетение Елизавету увлекло, решила продолжать это уже не только для себя. Несмотря на страх и смущение, завела страницу в инстаграм и стала рассказывать о своей деятельности там. Переходить на популярную покупную пряжу не стала: плетение из использованной одежды и экологично, и душевно, и уникально. Как ни старайся, а двух одинаковых ковриков, корзинок или панамок просто не будет.
— Мои друзья не очень понимали этого увлечения и часто шутили, что я как бабушка. Раньше меня это смущало, а теперь думаю так: «Отлично, я продлеваю и видоизменяю традиции».
Подписчики помогли решить проблемы с сырьем: если раньше все нужно было покупать на барахолках, то теперь их привозят люди. Для небольшой корзинки нужно 2-3 вещи. На большую дорожку уходит целый гардероб — 80-100 вещей.
В будущем Елизавета мечтает открыть не просто свой магазин, а настоящее эко-пространство, где можно будет и принести ненужную одежду, купить что-то экологичное и узнать больше об экологии.
Читайте также: «Натуральное — не значит экологичное». Основатель экобренда Cosmico Евгений Шатохин — о минимализме в уходе за собой
Артур Дубовик, бренд Iriskin, делает сумки и украшения из пакетов и баннеров:
«Осознанность – не только об экологии, это тема всей жизни человека»
Через какое-то время после окончания ВУЗа Артур занялся перепродажей одежды. Погрузившись в эту тему, узнал, как много вреда модная индустрия приносит экологии, и заинтересовался апсайклингом. В конце концов решил создать что-то сам: качественное и экологичное.
Купил в секонд-хенде гидрокостюм и байку и сделал из них чехол для ноутбука. Потом попросил в одной компании несколько ненужных рекламных баннеров и сделал из них шопер. Когда этот шопер увидели в компании, заказали целую партию.
— На баннерах же размещены логотипы компании. Получается сразу брендированная продукция.
Артур забрал у мамы швейную машинку и продолжил эксперименты. Если с чем-то не справлялся сам, отдавал работу на аутсорс. Потом купил с рук дешевый термо-пресс, научился делать продукцию из расплавленных пластиковых пакетов.
Теперь у него широкий ассортимент: барсетки, чехлы, шоперы, сумки для ноутбуков, а недавно стал делать украшения и картины. В качестве сырья использует баннеры, тенты, упаковки из-под кофе, пакеты, батутную сетку и сломанные шарики из детского бассейна.
Половина заказов приходит от людей, половина — от бизнеса. Клиентов привлекает как экологичность, так и оригинальный дизайн. Что касается самого Артура, то тема экологии пронизывает всю его жизнь.
— Я стал иначе жить — осознанно. Осознанность – это же не только об экологии, это тема всей жизни человека. Ты начинаешь понимать, что у всех твоих действий есть последствия. Сначала думаешь: «Что я делаю, когда бросаю мусор мимо урны? Даю этому мусору загрязнить почву». А потом подобные мысли появляются в других сферах: «Что я делаю, когда трачу свое время — свой невозобновляемый ресурс — на эту вечеринку, которая мне не нравится?» Ты понимаешь, что не нужно тратить свое время на то, чтобы быть там, где тебе плохо и с тем, с кем тебе плохо. И меняешь свои привычки, начинаешь иначе жить.
В будущем Артур планирует создавать апсайкл-одежду и распостранять идеи про экологичное производство.
— На плечах людей, которые делают апсайкл, большая ответственность. Я не просто делаю вещи и продаю. Я вижу, что моя задача – рассказать, что я делаю и почему. Я выступаю с лекциями, рассказываю об экологии, делаю информационные посты. Люди поддерживают. Я вижу, что у этого есть будущее и буду делать, что в моих силах, чтобы это росло и развивалось.
Алёна Лукина, бренд Л У К І Н А, создает концептуальную одежду из переработанных материалов:
«Я верю в людей. И в то, что привычки белорусов изменятся»
Л У К І Н А
Алёна — дизайнер по образованию и призванию. После рождения ребенка погрузилась в вопросы экологии и была в ужасе от того, какой вклад в загрязнение планеты вносит легкая промышленность. В результате решила для себя, что принципиально будет делать одежду только из того, что уже создано: из переработанных материалов, остатков производства и старой одежды.
— Фаст-фешн бренды закрепили у людей привычки покупать много дешевой одежды и быстро избавляться от старой. Такой подход формирует у покупателя паразитическое отношение к ресурсам. А это — тысячи литров использованной воды, загрязненная почва, тонны топлива при перевозке и так далее. Покупая такой товар, мы становимся причастны к этому злу.
Алена полностью изменила свои потребительские привычки и строго следит за тем, чтобы избегать гринвошинга.
— Я стараюсь создавать вещи, которые будут служить долго. Экологичный подход – про то, чтобы покупать меньше и использовать вещи дольше. Но его придерживаются даже не все апсайклеры. Например, берут классический пиджак, который мог бы периодически доставаться из шкафа еще 10 лет, и превращают его во что-то кричащее, что человек не наденет больше одного раза.
Чтобы одежда могла долго служить, Алёна старается сохранять баланс в визуальном подходе. Ее задача — чтобы одежда создавала нужное настроение.
— Раньше белорусы использовали слова, которые очень точно передают суть одежды – «строй» и «строіцца». Ты же каждый день строишь себя для мира и каких-то свершений. Когда я надеваю майку и шорты, я строюсь для одного, когда платье — для другого. Очень хочется возродить такое отношение. Чтобы одежда была строем, который поддерживает человека в его делах. Ведь иногда в течение всего дня настроение может улучшить только отражение в зеркале.
Белорусские традиции вдохновляют Алёну. В ее работах — много вышивки на белорусском языке, элементы белорусского орнамента, отсылки к традиционной белорусской одежде.
— Очень хочу протянуть руку в прошлое и достать оттуда в современность важные детали. Чтобы это сохраняло традции, но было актуально, соответствовало сегодняшнему дню.
Алёна верит, что со временем отношение людей к одежде изменится. И дизайнеры играют тут немалую роль.
— Я не могу спасти планету. Но могу продолжать свое дело. Я верю в людей. И в то, что все со временем привычки белорусов изменятся.
Читайте также: Правильно ли вы сортируете отходы? Пройдите тест и узнайте