Наша героиня похожа на волшебницу. Ведь как еще назвать человека, который совершенно безвозмездно проводит массу полезных книжных мероприятий для детей и их родителей, объединяя самых разных, но всегда очень профессиональных людей. В книжном магазине Татьяны встречаются, чтобы поговорить о проблемах, послушать новые истории, выпить кофе и только потом купить книгу. Свой проект «Сундучок детских книг» Татьяна Славинская-Пузыревич уверенно проводит через все экономические кризисы, медленно, но верно, расширяя его границы. И уже есть «Литературный клуб», «Подвешенная книга», «Встреча с экспертом», «Человек читает». Татьяна полна идей, но еще больше, мне кажется, света.
– Татьяна, расскажите про свой «Сундучок детских книг»: почему книжный магазин?
– Много лет я занималась наукой и всегда считала, что бизнес и я – понятия несовместимые. Когда появилась идея «сундучка», мне сразу было понятно, что этот проект не будет просто коммерческим. Потому что все, что касается чистых бизнес-стратегий, мне в принципе неинтересно. Этот проект направлен на реализацию моих идей относительно того, что можно сделать на тему детских книг. Поэтому интернет-магазин и стационарный магазин детских книг с комфортными зонами для чтения – это не самая главная моя цель. В центре всего того, что мы делаем, – мероприятия, связанные с детскими книгами во всех аспектах, которые только можно представить.
Самый интерактивный мой проект – это литературный детский клуб, в котором мы сегодня проводим циклы мероприятий по науке и искусству, придумываем музыкальные и театральные книжные встречи, устраиваем громкие чтения с тематическими мастер-классами, в общем, делаем все, что придет в голову (смеется). Начинали мы с простого чтения книг вслух. Но быстро стало понятно, что чтение – это очень интимный процесс. В момент чтения возникает какое-то совершенно особенное волшебство. Мне хотелось, чтобы это волшебство возникало в первую очередь между ребенком и родителем. Поэтому мы решили, что только на чтении концентрироваться не стоит, и стали добавлять к этому процессу беседы, мастер-классы, квесты.
С самого начала я мечтала о книжном пространстве, в котором дети могли бы общаться с талантливыми людьми. Во многом это было обусловлено тем, что долгое время основная идея успешности, которая транслировалась в нашей культуре, связывалась с материальным достатком. Но вокруг себя я всегда видела других людей: успешных и счастливых в том деле, которым они занимались, были профессионалами и, самое главное, получали от него огромное удовольствие. Среди них много гениальных молодых ученых, театралов, литераторов, художников. Мне очень хотелось, чтобы в Минске появилось место, куда эти люди могли бы приходить и общаться с детьми. Так мы стали дополнять книжные мероприятия встречами с профи, которые очень любят свое дело. Нашими гостями были прекрасные театры «Бусы», «Картонка», «БуСеМаПа», «Батлейка».
К нам приходили писатели Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский, Мария Бершадская, Андрей Сметанин, Валентин Постников. Так появилась идея приглашать лучших мастеров для проведения мастер-классов. Например, как расписывать пряники, нам рассказывала Зоя Пришивалко, которая не просто очень вкусно их печет, может показать, как их расписать, но и увлекательно рассказывает историю их появления. Мастер-классы по живописи у нас проводила искусствовед, художник-дизайнер Наталья Билетникова. По сути, магистральная идея всех наших проектов может быть выражена как «профессионалы – детям».
– Легко находить таких людей?
– Очень легко! В Минске много настоящих профессионалов. Большинство приглашенных экспертов – это люди, с которыми я часто пересекаюсь в городе на различных мероприятиях. Вообще, по моим ощущениям, за последние четыре года в Минске появилось большое количество ярких интеллектуальных, культурных проектов для детей, меняющих атмосферу города.
– Например?
– Театры «Бусы», «Картонка», проекты «Эколаборатория», «ЗаЧтение», «Воспитание искусством», «Каляки-маляки», «Казачкi бай», студия Катерины Ковровой, серия художественных мастер-классов от Ники Сандрос, кулинарные занятия для детей в студии «О еде». Это первое, что пришло в голову. Но даже магазины для детей сейчас открывают люди, которые горят тем, что делают. Если раньше, выбирая игрушку для ребенка, родитель был предоставлен сам себе, то сейчас чаще можно встретить продавцов, которые не просто про нее расскажут, но, по сути, дадут вам мастер-класс по тому, как развивать ребенка с ее помощью.
– В одном из своих интервью вы рассказывали, что мечтаете о книжном магазине с большой интеллектуальной зоной. Это было два года назад. Вы пришли к этому?
– Пока нет, но мы движемся в этом направлении. Для того чтобы появилось такое пространство, необходимо прежде всего коммерчески обеспечить его существование. Пока основная сложность заключается в высоких для нас арендных ставках на помещения площадью 100–120 квадратных метров. Кроме того, большая интеллектуальная зона предполагает ее качественное наполнение проектами не только для детей, но и их родителей. Правда, с этим сложностей нет, проектов, над которыми мы активно работаем, у нас сейчас много.
В то же время сегодняшний уровень нашего развития сильно отличается от того, что было два года назад. Мы переехали в новый офис, в котором есть книжная зона. Здесь можно посидеть, полистать книги, выпить чай или кофе, поболтать о вечном. Кроме того, у нас есть и небольшое, но очень светлое, располагающее к творчеству пространство, в котором мы проводим камерные клубные встречи. Для меня это очень большой шаг, так как начиналось все с интернет-магазина и книг в коробках, которые стояли у меня дома.
– Давайте поговорим о детских книгах. Они очень изменились в последнее время по сравнению с теми, что были в моем детстве. Например, сейчас есть не только сказки и истории про Незнайку, а появились книги о смерти, об одиночестве, о депрессии. Почему так? Дети стали другими: умнее, восприимчивее? Родителям лень объяснять и все переложили на детскую литературу?
– Нет плохих времен, есть плохие люди. И дети всегда одинаковы: прекрасны, любознательны и креативны. Но детская литература действительно сильно изменилась за последние 20 лет. Первая детская книга «Стёпка-Растрёпка» была написана психиатром Генрихом Гофманом в воспитательных целях. Сейчас эту книгу многие родители воспринимают как страшилку, хоррор, и если и покупают ее, то лишь как арт-объект, как коллекционный экземпляр. До начала XX века детям читали Библию, народные сказки и взрослые книги, которые могли быть им доступны для восприятия. Современные взрослые прошли путь от сказок, приключенческих историй к русской и мировой классике. После окончания школы кто-то стал читать современную западную литературу и изучать философские тексты, а кто-то остановился на газетах и журналах.
Когда я преподавала философию в БГУ, предлагала своим студентам прочитать Сартра, Камю, Ницше – философов, тексты которых не очень сложные и вполне доступны для восприятия. Но я столкнулась с тем, что многие студенты интерпретировали этих авторов буквально, не выявляя скрытых смыслов. Думаю, это могло быть связано с тем, что в их истории чтения не было промежуточного звена, связывающего наивные детские тексты с серьезными разноплановыми произведениями. Ведь если быть честными, стоит признать, что классическая литература в школьные годы по-настоящему осмысляется только единицами. Я не верю в то, что современные подростки с удовольствием читают Тургенева. По сути, «Отцы и дети» для современных детей – это «Слово о полку Игореве». Потому что сюжет им не близок, схема взаимоотношений с родителями у современных подростков иная, да и культура дворянской России им не очень понятна.
Я убеждена, что литературный вкус формируется. Это процесс, предполагающий движение от простого к сложному. Детская литература, появившаяся в последние 10–15 лет, этому прекрасно способствует, выступая тем самым мостиком между детскими книжками и взрослыми сложными произведениями. Современные авторы, пишущие для подростков, – взрослые, которые не боятся говорить с детьми в форме диалога, воспринимают ребенка как личность, равную себе. Эти книги честные, с юмором, легкими сюжетами, через которые очень здорово сканируются глубокие смыслы. В этих книгах авторы говорят о проблемах смерти, одиночества, непонимания сверстниками, разводах, репрессиях, но говорят просто, без надрыва, маскируя их увлекательными сюжетными линиями так, что эти очень непростые темы прекрасно воспринимаются детьми.
– Какие книги не продаются вообще?
– Есть книги, которые стоят на полках по два года. В моем магазине таких – около 10%. Они неинтересны 98% читателей, которые заходят на сайт. Почему мы их привозим? Потому что есть 2% покупателей, которым этим книги нужны. Эти книги – жемчужины. Как правило, все они иллюстрированы гениальными, но не очень раскрученными художниками, они рассматривают очень серьезные темы, к обсуждению которых готовы далеко не все взрослые, либо они написаны очень непростым языком. Среди таких книг я отметила бы истории Кирилла Челушкина, Павла Татарникова, Шона Тана, тексты о терроризме, войнах, правах и свободах человека, людях с особенными возможностями. Такие книги продаются редко, но я все равно их ищу и привожу в свой магазин, так как понимаю, что ничто не может сравниться с ощущением человека, который нашел и получил ту самую, свою книгу.
– Больше всего родители сетуют на подростковый возраст: часто дети вообще перестают читать. Что у нас с подростковой литературой происходит? Чем и как заинтересовать подростка?
– Подростки перестают читать, если им не близки книги, которые им предлагают родители. Подростки прекрасно воспринимают истории, написанные современным языком, про них самих, на близкие для них темы, о понятных им проблемах. Важно поддерживать интерес ребенка к чтению, выбирая книги с учетом именно его предпочтений. Современная подростковая литература позволяет это сделать в силу своего многообразия. Проблема заключается лишь в том, как не потеряться во всем этом пространстве текстов. Тут на помощь могут прийти грамотные консультанты в магазинах, обзоры, составляемые литературными критиками и экспертами, и советы самих подростков друг другу.
5 книг для подростков
1. Юлия Яковлева «Дети ворона». Эта книга – разговор с детьми о сложном: о крушении идеалов, репрессиях, подавлении личности, тотальной несправедливости. Вместе с тем она о том, что не бывает плохого времени, бывают ничтожные люди. Эта книга о том, что ощущение свободы и чувство собственного достоинства внутри, о том, что остаться Человеком – это всегда личный выбор, и каждый из нас, вне зависимости от возраста, социального статуса, пола, национальности, да и вообще вне зависимости от всего, решает «Кем быть».
2. Хайнрих Финн-Оле «Удивительные приключения Маулины Шмитт. Часть 1. Мое разрушенное королевство». Главная героиня этой книги – девочка, у которой была очень счастливая жизнь, изменившаяся в одно мгновение. Переломным моментом стала неизлечимая болезнь мамы. Дальше были развод родителей, переезд в новый дом, новая школа, новые обстоятельства. Книга о сложном, в то же время в ней нет трагизма и надрыва, безысходности и отчаяния. Основной ее посыл: ценить нужно то, что есть, потому что счастье – оно «здесь и сейчас», а не «там и тогда».
3. Бенджи Дэвис «Остров моего дедушки». Эта книга – метафорический разговор о смерти. Само слово в ней не упоминается ни разу, «смерть» интерпретируется как отъезд на прекрасный остров. Однако сюжет, цвет иллюстраций, динамика текста – об этом. Тот самый случай, когда все понятно без слов.
4. Мария Грипе «Дети стеклодува». История о многом… О желаниях, которые могут принести счастье: например, создать самый совершенный продукт, постоянно быть рядом с любимым человеком, о материальном достатке, об обладании невозможным. В то же время эта книга-сказка о том, что не всегда исполнение заветных желаний делает человека счастливым. Она о богатстве, о том, как дети приходят в жизнь родителей, о чувствах, о по-настоящему ценных вещах (которые, вы же помните, вовсе не вещи), о жизни, любви и справедливости, которая, что бы ни говорили, есть.
5. Деборд Астрид «Моя любовь». Эта книга издавалась для маленьких детей, но, работая с подростками, я поняла, что она им часто нужнее. Основной посыл книги – слова мамы своему ребенку: «Я люблю тебя всегда безусловно: когда у тебя получается и когда скоро получится». Очень рекомендую прочесть ее вслух всем родителям своим детям-подросткам. Уверена: она многое может изменить.
Читайте также: Чтение и мозг: как они связаны? Как и что читать детям и с детьми.
Беседовала Мария Столярова
Фото: Ирина Окунева