Совсем недавно в кинотеатрах Беларуси был показан фильм Асгара Фархади «Лабиринты прошлого» («Все знают»), в котором Пенелопа Крус исполнила главную женскую роль. Одной из самых красивых и талантливых испанских актрис 28 апреля исполняется 44 года.
Звучное имя досталось ей от родителей благодаря проникновенной песне «Пенелопа», рассказывающей историю девушки, ожидающей на станции поезд, в котором к ней должен вернуться ее любимый. На создание этой песни в 1962 году Жуана Мануэля Серрата, испанского автора и исполнителя, наверняка вдохновила история Гомера, рассказывающая о жене Одиссея Пенелопе, которая преданно ждала супруга в течение 20 лет. Она хитроумно отвергала предложения других женихов, обещая принять решение, как только закончит ткать погребальное покрывало для своего свекра. Целыми днями она ткала его, а по ночам распускала. С тех пор выражение «работа Пенелопы» стало синонимом нескончаемой работы. Что ж, похоже, родители Пенелопы Крус действительно угадали ее судьбу. К счастью, актерская работа уже в течение многих лет приносит ей не только постоянную занятость, но и истинную радость творчества. А еще именно работа подарила ей суженого. Невероятно, но факт: с актером Хавьером Бардемом они поженились спустя почти 20 лет после их первой встречи.
В первый раз она появилась на экране, когда ей исполнилось 15 лет. Тогда она снялась в нескольких музыкальных видео- и телевизионных шоу. Девушка с детства занималась балетом и увлекалась драматическим искусством. Но когда в 1990 году увидела скандальный фильм Педро Альмодовара «Свяжи меня!» с Антонио Бандерасом в главной роли, твердо решила несмотря ни на что стать актрисой. И действительно, юной красавице довольно быстро удалось получить роль в фильме «Ветчина, ветчина», на съемочной площадке которого она впервые встретилась с Хавьером Бардемом. Ей было 16 лет, ему – 20. Молодой актер был увлечен другой, и их отношения с юной дебютанткой, не побоявшейся обнаженки, так и остались сугубо профессиональными. Зато карьера Пенелопы стала стремительно развиваться, особенно после того, как она, наконец, встретилась со своим кумиром – Педро Альмодоваром. Один из самых знаменитых режиссеров, представляющий постмодернистское кино Испании, настолько пленился Пенелопой, что она на долгие годы стала его музой. После успеха фильма «Живая плоть», в котором Пенелопа снова встретилась на съемках с Хавьером Бардемом, Альмодовар еще четыре раза приглашал актрису сниматься в своих фильмах.
Почти в это же время Пенелопа начала сниматься в Голливуде. Несмотря на трудности с английским языком, актрисе все же удалось добиться заметного признания, особенно после съемок с Томом Крузом в фильме «Ванильное небо». Работа над фильмом как раз совпала с разрывом отношений между Томом Крузом и Николь Кидман, после чего сразу же начали поговаривать о новом голливудском союзе Крус и Круза.
Нужно признать, что испанская красавица вскружила голову не только Тому Крузу, но еще и Мэтту Дэймону, Мэттью Макконахи и Николасу Кейджу. Но в конце концов свою руку и сердце отдала Хавьеру Бардему, с которым в очередной раз судьба свела ее на съемочной площадке. На этот раз – у американского режиссера Вуди Аллена во время съемок фильма «Вики, Кристина, Барселона» в 2008 году. Пенелопа с каким-то особым упоением сыграла роль бывшей жены главного героя, психически неуравновешенной Марии Елены. Ее мастерское представление не прошло незамеченным, она стала первой испанской актрисой, получившей «Оскара» за исполнение роли второго плана.
Кроме того, Хавьер и Пенелопа наконец объединили свои судьбы, сыграв скромную свадьбу на Багамских островах, вдали от любопытных глаз поклонников и папарацци. Пара живет в Испании и воспитывает двоих детей. В связи с пополнением семейства Пенелопа с особой тщательностью выбирает для себя проекты, так как не хочет надолго расставаться с детьми. В 2017 году супружеская пара снялась в фильме «Эскобар», рассказывающем о жизни колумбийского наркобарона. После пяти лет переговоров с иранским режиссером, обладателем двух «Оскаров» Асгаром Фархади фильм «Лабиринты прошлого» («Все знают») с участием Хавьера и Пенелопы вышел на киноэкран, открыв в прошлом году Каннский кинофестиваль.
О балансе между работой и семьей, воспитании детей и музыкальных предпочтениях – в интервью с Пенелопой Крус.
– За вашими плечами более 28 лет актерской деятельности. Что вас наиболее прельщает в вашей работе?
– Я очень люблю свою работу, потому что никогда ничего не знаешь до конца. Ты почти всегда должен начинать заново. Каждый новый персонаж, который предстоит сыграть, вызывает во мне беспокойство: о, я никогда не играла ничего подобного, не знаю, смогу ли я его сыграть. И это здоровое беспокойство. Мало того, со временем становишься зависимым от него, ты хочешь его испытывать вновь и вновь, потому что именно это чувство держит в тонусе. Благодаря ему чувствуешь себя новичком – и таким образом оно продлевает молодость. Конечно, со временем овладеваешь множеством технических приемов. Но даже несмотря на весь профессиональный опыт, каждый раз оказываешься на месте нового, незнакомого тебе человека, и перевоплощаешься в него снова и снова. Это удивительное чувство, и мне кажется, оно мне никогда не надоест, даже когда мне исполнится восемьдесят.
– Вам довелось работать со многими талантливыми и признанными режиссерами. Что отличает Асгара Фархади и почему вы так стремились работать именно с ним?
– Асгар отличается тем, как он работает. У него чрезвычайно скромный подход, он не боится задавать вопросы, что делают далеко не все. Гораздо чаще режиссеры любят давать ответы. Асгар другой. Он находится в постоянном поиске. Он изучает, примеряет, советуется. Поэтому интересно наблюдать не только за процессом съемки, но и за процессом создания картины. Тот факт, что он переехал в Испанию за два года до начала съемок, говорит о том, насколько Асгар готов к самопогружению в материал.
– Вам часто приходится создавать на экране драматические образы. Удается ли «оставлять» их на съемочной площадке?
– Конечно, я стараюсь не «приносить» работу домой. Насколько это важно, поняла, когда мне было около 30 лет. Примерно в это время осознала, что, смешивая работу и личную жизнь, я не делаю лучше ни свою работу, ни свою личную жизнь. Как бы там ни было, я работаю над созданием всего лишь персонажа. Но работа требует стопроцентной отдачи, которая возможна лишь при условии, что я иногда делаю перерывы. Очень важно отделять вымышленный мир от реального.
– Как вам удается удерживать баланс между работой и личной жизнью?
– По правде говоря, я не уверена, что мне это удается. Я работаю с 15 лет, поэтому, конечно, за долгие годы многое становится понятным. Меняются и приоритеты. Начинаешь волноваться по другому поводу. Особенно когда появляются дети. С тех пор как стала мамой, я почти не думаю о себе. Если и думаю, то только о здоровье. Мне важно оставаться здоровой, чтобы смотреть за детьми и помогать им.
– Вам, наверное, приходится много путешествовать?
– С тех пор, как у нас появились дети, мы путешествуем в основном только по работе. Почти всегда беру детей с собой. Я никогда не уезжала от них дольше чем на день-полтора. И признаюсь, горжусь этим, ведь это непросто. Мне приходится быть организованной и часто жертвовать своим сном. Но дети для меня важнее.
– Как вы воспитываете своих детей, дарите ли им дорогие подарки?
– Я не считаю, что дети нуждаются в таких дорогих вещах, как, например, iPad. В жизни каждого ребенка должны быть настоящие книги, запах которых останется в их памяти на всю жизнь. Дети должны учиться писать, а не только печатать значки и эмодзи, от которых, кстати говоря, меня воротит. У меня вообще отрицательное отношение к тому, что в жизни современных детей так много места занимают технологии. Дети должны играть на улице, копаться в грязи, прыгать по лужам, лазить по деревьям и наблюдать за муравьями. Обходиться с электроникой они всегда успеют научиться.
– Тогда, может быть, вы ответите на более серьезный вопрос. Какую философию вы исповедуете в жизни?
– Прежде всего стараюсь не причинять ничего плохого другим людям и не причинять боль самой себе. Я не исповедую никакой религии, хотя с юности занималась изучением различных религий и отношусь к ним с уважением.
– Чем вы увлекаетесь в свое свободное время?
– В детстве занималась балетом, поэтому полюбила классическую музыку. Иногда в моих наушниках – Бизе или Шопен. Для меня музыка является самым главным искусством. Тем, которое идет непосредственно в сердце, минуя все фильтры.
– В каком фильме мы вас увидим в ближайшее время?
– Я очень рада приглашению принять участие в съемках фильма «355», который является проектом Джессики Честейн. Это будет шпионский триллер, что-то вроде женского Джеймса Бонда, но не комедия. Кроме Джессики, в нем будут сниматься Марион Котийяр, Лупита Нионго, и я не могу дождаться, когда уже начнутся съемки.
О ФИЛЬМЕ
В фильме «Лабиринты прошлого» («Все знают») рассказывается история Лауры, которая приезжает вместе с двумя детьми из Буэнос-Айреса в свой родной городок под Мадридом на свадьбу сестры. Семейное торжество посреди пышных виноградников внезапно сменяется драмой, в которую вовлечены многочисленные родственники. Вместо невесты похищают дочку главной героини и требуют за нее нешуточный выкуп. Дело осложняется тем, что девушка нуждается в постоянном приеме жизненно необходимых лекарств. Но главными врагами становятся не похитители, а семейные секреты, которые наподобие скелетов в течение долгого времени хранятся в шкафах у родственников.
Иранский режиссер Асгар Фархади, мастер семейных драм, впервые снял свою картину в Испании. Задолго до съемок он приехал в Испанию для того, чтобы изучить местные традиции и нравы. Он даже изучал испанский язык и собрал на месте съемочную группу. Фархади известен тем, что часто снимает без готового сценария, ориентируясь по ходу съемок и принимая многие решения в последний момент. Главным для него является выбор темы картины. По словам самого режиссера, темой этого фильма стало испытание любви временем. «Время видоизменяет любовь. Как говорят на Кубе: никогда не знаешь, какое прошлое нас ожидает. Любовь, казалось бы, угасшая много лет назад, может вдруг оказаться живой». Не случайно Пенелопа Крус и Хавьер Бардем снялись в фильме в роли бывших возлюбленных. Таким образом, «Лабиринты прошлого» («Все знают») стал уже их пятым совместным фильмом.
Текст: Лена Бассе
Фото: HFPA
Специально для «Города женщин» из Лос-Анджелеса