Эта женщина сделала себя сама. Немного авантюризма, чуть смелости и львиная доля амбиций превратили ее из обычной швеи в доктора наук и видного имидж-дизайнера. За последние 20 лет Жанна работала со всеми президентами Латвии и первыми леди страны, многими политиками и артистами шоу-бизнеса. Жанна не просто модный имиджмейкер, она, как и Коко Шанель, поклонница стиля. А стиль и мода не всегда одно и то же.
1. 90-е годы… В то время я была редактором моды первого глянцевого журнала на территории постсоветского пространства. Грандиозное время самых помпезных и дорогих показов. Это была феерия. Открывались новые имена. Все было богемно. На вечеринках мы часто пересекались с Линдой и Полом Маккартни, он был постоянным гостем показов своей дочки. Недавно нашла старое фото с Аленом Делоном, где я наклонилась, будучи в жутком декольте, и как раз он туда заглядывает и что-то говорит. Где-то вдруг мелькнула забытая фотография с Клаусом Брандауэром, на которой журналист запечатлел нас здорово нетрезвых в клубе после показа. А сейчас мода – это закрытый круг, все коммерческое и обыденное.
2. Однажды мартовским днем мы с Джоном Гальяно и нашими друзьями после показа коллекции Dior вышли на ипподром и залегли в травяной овражек. А потом видим, что на нас лошади несутся. Оказывается, тренировка началась. И этот ров, в котором мы лежим, – препятствие, через которое лошади должны прыгать. Еле отползли, разбежались в разные стороны. От парижских показов всегда было навалом шампанского. Mo?t&Chandon спонсировал, они владеют частью домов мод. А вот закуски были не всегда. На одном шампанском и держались. Молодые были…
3. Мы живем во время скоростей сильных людей, слабых и несовременных выкидывают на обочину. Эра «апгрейда». Сегодня сильное стремление к обновлению неординарности, все хотят творческую среду. И если ты не соответствуешь, то вызываешь у людей какое-то пренебрежение. Не имея времени или интереса вникнуть в суть человека, его глубокую личность или профессиональные качества, мы доверяемся невербальной информации. На ком-то взгляд останавливается, на ком-то нет. Если человек не воспользовался первым шансом проявить себя, второго шанса мы зачастую уже не дадим. Вспомните Новосельцева из фильма «Служебный роман». Вряд ли такой герой будет оценен людьми нашего времени. Ему бы нашлось место в 70-х, но не сегодня.
4. Мы неуклонно следуем моде. Как сказала однажды Коко Шанель: «Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями». Те, кто хватает с полок все новинки без разбора, не вызывает у нас доверия. Мы их считаем легкомысленными, неглубокими, без твердых мнений и позиций. Так что посоветую выбрать золотую середину. Мода проходит, стиль остается.
5. Анджелина Джоли вряд ли была бы так популярна в начале 1900-х годов. В то время в моде были маленькие губки и большие распахнутые глаза. Есть красота модная, а есть божественная. У Джоконды – божественная красота, у Джоли – модная: высокие скулы и раскосые глаза, пропорциональный нос и пухлый африканский рот. Такое мультирасовое лицо и атлетическая, близкая к мужской, фигура. Лично мне больше импонируют аристократические персонажи с прозрачной белой кожей типа Кейт Бланшетт. Или, например, сегодня на подиумах красуются «ангелы» Victoria’s Secret, но их гренадерские тела с ростом от 180 сантиметров считались бы уродливыми в середине XIX века. Так что модные пропорции – это не универсальный секрет красоты. Эталон красоты – это пропорционально сложенное тело.
6. Мне нравятся стильные татуировки, артистично и мастерски выполненные. А вот к татуажу советую присмотреться. Если человек страдает от отсутствия бровей – вопросов нет. Но зачастую татуаж – это результат лени. Лень ежедневно подводить стрелки на веке, лень делать контур губ, лень давать форму бровям… Но будьте готовы к тому, что татуаж со временем выцветает, и на вашем лице будут красоваться пунктирные линии выцветающего медленнее синего пигмента.
7. Мой идеал женской красоты сосредоточен в девушках, изображенных на фресках Древнего Египта. Такая красота очень напоминает современные стандарты: стройные, гибкие, длинноногие представительницы прекрасного пола. Этакие атлетически сложенные девушки-юноши. Черты их лиц – это удлиненные миндалевидные глаза, выраженные высокие скулы, четко очерченные пухлые губки.
8. Сегодня очень необычно развивается мир искусства и моды. Чтобы зацепить зрителя, искусство должно быть скандальным, эпатажным, на грани. Практически никто не делает спокойные выставки художественной эротики. Если показывать мужской член, так в виде штопора или с резьбой. Шок – современное модное направление. В тренде люди с особенностями, например, модель с генетическими нарушениями Мелани Гайдос, принимавшая участие в съемках клипа группы Rammstein, или модель Шантель Винни с нарушением пигментации кожи.
9. Я часто слышу, что современный мир во власти секса. Но в действительности наше общество биполярное. Казалось бы, времена сексуального раскрепощения и вседозволенности должны поглотить человечество, но этого не происходит и не произойдет. Совершенно недавний пример: популярная в 80-х субкультура яппи – как реакция на старшее поколение хиппи, протестовавших против буржуазно-пуританских устоев. Хотя хиппи не пропагандировали разврат, наоборот, секс в их понимании – чистые чувства, основанные на энергетических взаимоотношениях. После консервативных яппи мы видим порно-всплеск 90-х. Сексуальность становится агрессивной и хищной, в моду входит порно-шик. Сегодня значительную часть молодежи можно назвать пуританами – это реакция на свободные времена. Так что все закономерно и циклично на нашей планете. И каждый этап по-своему уникален. Наблюдайте, а не третируйте.
10. Эталон красоты постоянно меняется… Многие дизайнеры обращаются к полным женщинам. Конечно, это своеобразный рекламный ход, ведь пышные дамы – огромная платежеспособная группа людей. Не думаю, что нам грозит стиль «барокко», полнота не войдет в моду. Зато анорексичность выйдет.
11. Сегодня убеждают, что ноги должны быть длинными, плечи и грудь – развитыми, а живот – плоским. В тренде андрогинная фигура: гибкость, мускулистость, этакое тело юноши нужно. Но девушкам с такими фигурами приходится несладко при выборе одежды. К счастью, в магазинах продают платья мешковатого кроя, на любой вкус. Подвяжи ремешок, снабди наряд аксессуарами – и ты прекрасна и восхитительна.
12. В советское время девушки жили по принципу «сделай себе сам», потому что в магазинах не было выбора. Поэтому ходили на курсы шитья, вязания и вышивания, макраме. А сегодня, при кажущемся многообразии вещей, люди стали выглядеть весьма одинаково. Современная мода – это унификация в разных цветах и отделках.
13. Однажды ко мне обратилась за советом молодая и худенькая девушка с вопросом, сделать ли ей липосакцию лобка. Мол, ее «холм» излишне выделяется. Я ей подобрала такие белье и купальники, что весь лобок сразу втянулся. Одежда изменяет пропорции, контуры и даже фактуру тела. Надели юбку мини – ноги стали длиннее. Добавили туфли на каблуках, особенно если они в цвет ног, – вы практически Синди Кроуфорд. Кстати, визуально удлинить ноги можно путем укорочения рукава на несколько сантиметров. И, пожалуй, вечный совет: открываешь ноги – закрываешь декольте.
14. Говорят, во времена belle ?poque стандартом талии было 33 сантиметра. Ерунда! Я много занимаюсь костюмами, и распространенными талиями был диапазон от 45 до 55 сантиметров. Но это не значит, что женщина расшнуровывалась и «все вываливалось». Девочек, конечно, аристократок, деформировали с 7 лет. Многие придворные медики считали, что корсеты – это здорово и полезно, что женский организм хрупок, и позвоночник не может держать массу тела без опоры. Корсеты носили до последних недель беременности. Belle ?poque – прекрасное время эстетичных, завораживающих образов. Я бы посоветовала современным девушкам позаимствовать в какой-то мере то изящество, пластику и манеру держаться в обществе. Я не говорю, что нужно сделаться как потрясающая Рената Литвинова. В наше динамичное время построение фраз с плавными паузами, подобная жестикуляция выглядят странно. Но согласитесь, сколько в этом элегантности.
15. Как говорила Верочка в фильме «Служебный роман»: «Главное – комбинаторность». Как вы носите ремень, аксессуары, какие-то предметы, как застегиваете блузу или жакет, сочетаете цвета и фактуры, говорит о вашей артистической натуре. И все это должно быть в гармонии с прической и макияжем. Женщина должна внимательно посмотреть на себя, оценить свои лучшие стороны и понять, что ей не стоит афишировать. Можно подсмотреть в журналах, как это решается, или обратиться к специалисту, ведь для этого и показывается мода! Вы никогда не поймете музыку, если не будете ее слушать: «А что хорошо? Моцарт или все-таки Моцарт или Боб Дилан?» Нет, вы научитесь выбирать, наконец, свое.
16. Ямамото и Вивьен Вествуд. Это дизайнеры по моим пропорциям. Я невысокая, а их вещи на меня хорошо садятся, они артистичны. Нельзя быть незаметным в такой одежде, где и виртуозность кроя, и нетрадиционность решений. Эти вещи вечные, они не выходят из моды. Становятся винтажными. Недавно выбросила, наконец, уже износившуюся в клочья маечку Ямамото, а на юбки и жакеты рука не поднимается.
17. Я, строя свое личное пространство, обращаю внимание на то, насколько я окружена вещами, приятными мне. Вот у меня в Риге разноцветная квартира – все комнаты выкрашены в разные цвета. Вместе с Александром Васильевым подбирали тона. Сейчас многие, согласно тенденциям, создают очень красивые интерьеры, но холодные и далекие от их индивидуальности. Ты приходишь и понимаешь, что это мертво и бесперсонально. Ни один предмет не передвинуть. Как же вообще можно в этом жить? Бывает, люди за суррогаты платят какие-то сумасшедшие деньги…
18. Бриллианты? Ну как, они красивые. Случай: однажды магазин «Тиффани» в Нью-Йорке пригласил меня на закрытый вип-завтрак. Я рассматривала прилавки, в мыслях, что бы хотелось из всего этого, и мне приглянулся один сдержанный перстенек с алмазом. Оказалось, что он стоил дороже изящных парюр. Как правило, ювелирные украшения, которые мне нравятся, мне абсолютно не по карману. А те, которые я могу себе позволить, не нравятся. Поэтому я ношу бижутерию – хорошую «бижу» от Chanel. Соединяю иногда натуральный красивый морской жемчуг с искусственным. Как делала мадам Коко.
19. Любите себя и свое тело. Я люблю ощущение теплой воды и ветра на обнаженном теле, и я в большинстве случаев загораю ню. Но это либо в компании очень близких друзей, либо в одиночестве. На юрмальском пляже меня в таком виде вы не увидите.
20. Мужчины – существа визуальные, они любят глазами, хотят женщин сексапильных. Некоторые путают вульгарность и сексапильность. Сексапильность – это соответствовать ожиданиям того, кого вы хотите соблазнить. Среди толпы вы выбираете тип, который привлекает вас. По прическе, по одежде, по туфлям или чертам лица. Так же и мужчины. Поймите, какого мужчину вы хотите, и тогда поймете, как должны выглядеть, чтобы его привлечь.
21. Есть маршрут движения взгляда. Взгляду можно и помочь, проложив этот маршрут с помощью каких-то деталей, расположив их таким образом, чтобы взгляд скользил по ним. Нужно посмотреть на себя и решить, где расположить точки внимания, очень четко продумать: что и как показать. И открыть только самое классное. Представьте себе губы напротив сидящего собеседника, вы обращаете на них внимание, потому что они двигаются, но губы сухие и потрескавшиеся. Будете ли вы думать об их прикосновениях с неприязнью? Однажды я сидела в кафе с одной из моих знакомых. В процессе разговора время от времени она себя оглаживала, скользила рукой вдоль тела. Не уследить за этой рукой было просто невозможно. И я видела, как за этой рукой наблюдало несколько пар жадных глаз.
22. Самое большое влияние на женщину имеет белье. То, что надето под платьем, будет видно по вашим глазам. Это будет чувствоваться. Очень многие не уделяют внимания нижнему эшелону, украшая себя снаружи. Но если на вас тонкие чулочки с чулкодержателями, элегантные бюстгальтер и трусики, то это видно по вашей походке, по улыбке и блеску глаз.
23. Очень важно понимать, какой тип мужчины вы хотите привлечь. Если хотите «мужчину-отца», для серьезных отношений, ведущего, лидера в отношениях, который ищет в этот момент спутницу, то одеваться, как роковая доминатресса, не стоит. Лучше избрать светлый и пушистый образ, этакой белой кошечки. А если вам нравится командовать и лидировать, то понадобится ведомый персонаж, а его не соблазнишь внешностью недотроги. Его привлекают властные, яркие натуры. А если вам импонирует равноправие и вы готовы платить пополам не только за свой обед, но и за ремонт крыши общего дома, то вы осилите тип «мужчина-партнер». Он ожидает за свои вложения такие же вложения со стороны женщины. Если он успешный бизнесмен, он хочет такую же успешную, как он, но только женственную. С ним нужно уметь меняться ролями. Наши женщины зачастую этого не понимают.
24. Сегодня в Европе бродят табуны одиноких обеспеченных мужчин, которые спят и видят, как завести партнершу (а не сразу жену), обладающую женственностью, хозяйственностью и соскучившуюся по любви. Такими привлекательными качествами и обладают женщины постсоветского пространства. Поэтому очень важно знание языка, любого, – это расширяет возможности для общения не только сексуального, но и делового, и дружеского. Сегодня мы имеем огромные возможности. У нас есть интернет. И можно сидеть у одного пруда с удочкой. А можно бороздить просторы мирового океана, то есть Мировой паутины.
25. Однажды клиент предложил мне 10 тысяч долларов (немалая сумма для 90-х), если я найду ему невесту. Он составил полный список качественных характеристик своей избранницы, детально описал внешние данные, приложил перечень университетов, выпускницей которых должна быть претендентка. Но заказанный им образ можно создать. Манерам можно обучить, а некоторые качества сымитировать. Если девушка будет выглядеть и вести себя, как в его мечтах, вероятнее всего, она привлечет его внимание. В особенности, если вы просчитаете, что он ищет и ожидает в действительности. Если девушка захочет, я могу сделать так, что она будет соответствовать всем этим характеристикам. Именно это я и помогаю своим клиенткам осуществить. Я знаю, на что щука ловится. Это и есть имидж. Его можно создать или скорректировать.
26. Приходит однажды ко мне клиентка. Сумочку аккуратненько на коленки поставила, говорит тихим голоском: «Вы знаете, я обращалась к стилисту, и пару лет назад мне изменили имидж. Всем подругам понравилось, но вот два года у меня практически никого нет. А мне 28 лет, я хочу семью, деток. Со мной никто не знакомится. Только в клубах «отморозки» подходят с явным намерением ночку провести». Теперь представьте, кто передо мной сидит: черное каре «гладкий квадрат», алые губы, в затемненных очках-«кошках», анатомически облегающих джинсах, кожаной косухе и лаковых шпильках. Острая вся такая, крутая. Вид классической доминатрессы, выглядит очень эффектно и сексапильно. Но такая выбирает сама. Если она не смотрит на мужчину, не манит пальцем, а сидит, потупив глаза, значит, мужчина ей неинтересен и он не подходит, если умеет «читать». А подходят отморозки, которые «читать» не умеют. Мы изменили этот образ – и она уже замужем.
27. Дарите подарки. Дарите праздник. Дарите приятные ощущения. Иногда это так просто – подарить ощущение. Записать песню, например, которая была написана в год рождения. Или подарить давно забытую забавную фотографию. Но непременно красиво оформите подарок. Даже самодельную конфету можно красиво подарить. С любовью упаковать, и человеку будет приятно ее распаковывать. Незабываемые подарки требуют вложений, но не столько финансовых, сколько энергетических и эмоциональных. Дарите объятия, улыбки, внимание и позитив. Дарите часто. Не скупитесь! Это и составляет нашу жизнь – счастливые моменты. Я не романтик, я реалист, я все это претворяю в жизнь. Когда вы дарите позитивную энергию, к вам стягиваются люди и готовы с вами обмениваться и делиться такой же энергией.
Беседовала Екатерина Нестерович
Фото из личного архива