Когда вы прогуливались возле велодорожек, то наверняка замечали, как одеты велосипедисты. Но задумывались ли, почему они всегда такие яркие, часто – в обтягивающей одежде и зачастую, если не ступать на их дистанцию, позитивные? Журналистка Юля Волчёк прогулялась там, где проводят время активные люди города, как сорока, зацепилась за яркие цвета и расспросила, зачем так сильно выделяться (где выделяться, вроде как, не принято)? А по ходу прониклась рассказами людей об их отношениях с велоодеждой, самим велосипедом и велосипедной культурой. Предлагаем проникнуться и вам.
Андрей, 37 лет, врач-патолагоанатом: «Велосипед — такой интересный вид передвижения: все зависит от тебя»
Каждый день на велосипеде Андрей ездит на работу и назад. Проезжает по велодорожке почти через весь Минск: от Лошицкого парка до Лебяжьего. У Андрея – шоссейный велосипед, который позволяет развивать большие скорости. Выезжая на велодорожку он не может удержаться и устраивает соревнования сам с собой.
– Первый свой велосипед я купил в 2012-м году. Это был горный велосипед, я на нём катался не то, чтобы слишком много: в принципе, как и все.
А потом где-то в году 2019 начал ощущать какую-то непреодолимую тягу к шоссейным велосипедам. И задался себе целью купить такой. Потому что работа находится удобно: я на неё могу ехать по велодорожке почти через весь город, начиная от Лошицкого парка и до Лебяжьего. Это совпало. Если бы не работа и не позволял маршрут, то я бы, наверное, и не покупал. А так — купил.
Было страшно немного, потому что шоссейный [велосипед] – другой формат, совершенно другой стиль и всё прочее. Вот этот руль изогнутый, переключение скоростей, педали контактные. По телевизору так классно они все гоняют в формах своих, а как ты сам будешь в этом, я не знал. Но в целом понравилось.
«Быть в ярком — необходимость». Какую одежду выбирает Андрей
Одежда спортивная шоссейная: велотуфли с шипами под контактные педали, велошорты или велоштаны с памперсом, велорубашка или майка или с длинным рукавом — джерси. Нужно, чтобы сзади кармашечки были. Перчатки тоже, потому что рукам не очень удобно. Обычно я катаюсь в шлеме, на AliExpress прикупил модную шапочку.
У меня жёлтые туфли, чтобы был какой-то цветовой [баланс] более-менее. Плюс жёлтый — крутой цвет. Жёлтая — майка лидера. Просто мне ещё жёлтый цвет сам по себе нравится, без всяких там выпендрёжев.
Жёлтая майка лидера — отличительная майка спортсмена, лидирующего в общем зачёте какого-либо соревнования. Благодаря майке, легко идентифицировать текущего лидера общего зачёта среди всех участников соревнования.
[Быть в ярком] – необходимость, потому что велосипедист должен быть заметен. Если катаешься по дорогам, то, опять же, чем ты ярче, тем тебя виднее издалека.
Поэтому бы ещё и фонарик красненький не мешало нацепить в тёмное время суток. И спереди фонарик. И светоотражателями обвешаться. Потому что любая яркая цветовая фигня, которая повышает вероятность того, что тебя увидят, спасёт от какой-то нехорошей ситуации. Это первое.
Во-вторых, кому-то нравится яркое, потому что в чёрном, кстати, когда солнышко, очень припекает. Я вот как раз выбрал белую джерси, чтобы солнце не жгло меня.
Когда сел на велосипед прокатиться полчаса — час, то в принципе, без разницы в чём ты едешь. А когда, например, в шоссейном велосипеде, как у меня, седушечка очень жёсткая, и поэтому, если один час или даже полчаса на неё сесть в обычной одежде…
Во-первых, одежда стесняет тебя. Те же самые джинсы. Я как-то не понимаю, как люди катаются в джинсах, потому что это жесткач. Опять же, если это десять, двадцать, тридцать минут, то вполне нормально. Но если час и больше… Ну, может кому-то и нравится, кому-то всё равно, но мне лично просто неудобно.
Во-вторых, памперс нужен (специальный гелиевый памперс для велосепидестов – прим. ред), потому что это из разных материалов подушечка. Её фишка в том, что она, кстати, одевается на голое тело.
Тоже практический момент. Бельё — обычно сделано из тканой ткани, не важно — хлопка, синтетики — там мелкие нитки, волокна и когда сидишь в седле — контакт плотный и просто эта ткань въедается в тело и можно получить жэстачайшые ссадины.
Первая одежда была обычная. Потом я уже начал искать, где бы купить себе велосипедную настоящую. Что-то на Wildberries купил. Маечки в секонд-хенде парочку взял, потому что у нас велоформа, кстати, очень дорогая. Соответственно, в секонде можно купить качественное: немножко поношенное, но в целом и красивое.
Потом смотришь, лучше один раз уже купить что-то подороже, но оно будет тебе долго служить. Вот туфли — я отдал за них 400 рублей три года назад. Ношу и прекрасно. Я в том плане, что они качественные, хорошие, удобные при этом.
Когда первый раз купил эту одежду — надел и поехал. Я не помню, чтобы у меня были какие-то стеснительные моменты. То есть, я изначально много уже прочитал про это всё. Морально уже понимал, что это нормальная спортивная форма.
Естественно, среди атрибутов нужны очки. Потому что, во-первых, когда едешь медленно, то ветерок лёгкий и без очков прекрасно комфортно на прогулочном велосипеде.
А когда уже едешь на таком [шоссейном] велосипеде, это уже скорость 25 км/час и выше, то ветер летит в лицо, и без очков как-то надувает в глаза. Если ехать час без очков, то, я думаю, можно получить какой-нибудь конъюнктивит.
Это когда ещё лето и тепло, то одно дело. Я, например, могу ещё поздней осенью или ранней весной утречком пять/шесть/семь градусов и без очков, это будет для глаз фатально.
«Я был 84 кг, а потом сел на велосипед — за сезон стал 76». Как велосипед влияет на Андрея
У меня не получается [просто развеяться]. Как на дорожку выеду, думаю, буду ехать сегодня относительно медленно, чтобы не напрягаться. А потом как дам и прусь во весь напор, чтобы велодорожку проехать. Потом смотрю, за сколько я её проехал. Сам с собой соревнуюсь. Вот я приехал в один конец велодорожки, потом приехал во второй конец велодорожки. Смотрю, сколько я на это время затратил. Сейчас сам себя не корю, если ехал медленно. Соответственно, если получилось быстрее, то я доволен и счастлив.
Плюс мне нравится, что велосипед – такой интересный вид передвижения не читерский: всё зависит от тебя — сколько ты вложил силы, столько ты и проехал. Например, электросамокат: стал, проехал сто километров, а калорий потратил только четыре или пять. А здесь — за месяц можно спокойно килограмм пять скинуть. Потому что я вот как-то был в позапрошлом году разъелся до 84 кг, а потом сел на велосипед — за сезон стал 76.
Я думаю, всё это [велосипедная мода] развивалось эволюционно по мере необходимости. По мере того, как развивались сами велогонки и велоспорт, соответственно, менялось и всё остальное.
Росли скорости, появилась потребность в аэродинамике. Соответственно, когда сто лет назад катались первые велогонщики, у них тоже была спортивная [форма]: какие-то гетры, ботинки кожаные, кепка такая, как у гопника. И без очков и без всего такого. Но тоже ездили.
И всё это менялось от более громоздкого, от более тяжёлого менее эргономичного в сторону более лёгкого, более технологичного, более аэродинамичного. Что велосипед, что форма, что велосипедист.
Юля, 33 гады, дызайнерка: «Вельмі дапамагае, калі цяжка на сэрцы, на душы — сесці і паехаць»
– Ён з запчасткамі з Масквы прыехаў з роварам, а запчасткі ўвогуле з Брытаніі былі замоўлены. У лесе каля майго дому ён сабраў гэты ровар і прыцягнуў мне. І, мала таго, ён прывёз вялізны банэр, на каторым быў мой малюнак, каторы я выклала ў ЖЖ з роварам і надпіс па-ангельску: «Dream comes true… ». Я была ў шоку, канешне. Так у мяне з’явіўся мой ровар.
Пасля ён [гэты знаемы] увесну прыехаў са сваім роварам, і мы з ім распачалі сезон. Потым у Берасці правадзіўся міжнародны роварны фестываль, і мы туды з сяброўкай паехалі. Мы тады за дзень пракаціліся што-та каля ста кіламетраў, можа быць больш, я ўжо не памятаю. І я памятаю, што ў мяне тады не было велаформы, і наколькі я сабе сцерла пятую кропку, гэта прама было капец! І з таго моманту я падумала, што мне трэба велаадзенне.
«Я не модная, я зручна апранутая». Якое адзенне выбірае Юля
Я папрасіла сабе на дзень народзінаў велаформу. Мне падарылі першую велаформу. Яна састаяла з джэрсі (такая тканіна — ад рэдакцыі). Дарэчы, я акурат у джэрсі, каторая самая першая мая [падораная] веладжэрсі. Мне яна вельмі падабаецца. Пасля я ўжо сама сабе пачала набываць.
Шорты — у мяне ўжо тры пары велашортаў і штаны-ласінкі. Тут зараз я ў брэндзе ад жанчын для жанчын. Жанчыны лепей могуць для жанчын зрабіць спартовую адзежу. Я іх набыла ў гэтым годзе, і яны рэальна класныя. Набыла на Куфары. Жанчына не выкарыстовывала іх і таму прадавала. Я, калі пабачыла, думаю: «Ваў»! Яны вельмі танна каштавалі: рублёў 15 я за іх аддала ці 20.
Я магу сказаць, што ў параўнанне з тымі велашортамі, якія я раней юзала, гэтыя прам кайфовыя. Таму што звычайна [у пахавай обласці] тут досыць вузка, а тут прашыта прам шырока. І ў мяне бакавушкі абароненыя. Прама кайф!
Я не абыходжуся без памперса. Без памперса цяжка. Езджу са споднім. Я зручнае сподняе апранаю. Пажадана безшоўнае такое, каб максімальна камфортна было.
Але я вось цяжарная ездзіла без памперса. То бок да якога-там месяца я ўлазіла у свае [вела]шорты. Мне на цяжарнасць было шкада набываць асобна велашорты. І ўжо калі я са сваім жыватом не ўлазіла ў свае шорты, я пачала проста ездзіць. Звычайна ў сукенцы. Калготы нейкія, сукенка — і паехала. Я акурат вясну каталася ў велаформе, а ўжо лета пачала катаць у звычайным адзенні, таму што там ужо большы жывот быў.
Без шлема [не выеду]. Для мяне … я проста пару разоў рабіла такія харошыя сальтухі, нават такія нармальныя. Памятаю, што ў першую сваю сальтуху я ехала без шлема і цудам не ўдарылася галавой, проста цудам. Але пасля таксама былі падзенні і я рада была, што я ў шлеме.
Ці модная я? Я не модная, я зручна апранутая. Па колерам — так. Але гэта база. Вядома, што мая першая джэрсі ідэальна пасуе пад мой ровар і таму гэта мая самая любімая джэрсі, я больш такой каляроўкі не знайшла. То бок, гэта рэальна уан лав. Куртка, пляцак, яно ўсё спалучаецца, таму мне падабаецца.
«Ты разумееш, што тваё цела прама ваў!». Што дае Юлі ровар
У асноўным катаюся для разгрузкі псіхалагічнай. То бок вельмі дапамагае, калі цяжка на сэрцы, на душы, сесці і паехаць. І неяк яно прама магічна ўплывае. Я добра праветрываюся на ровары.
Канешне, круцей за усё па лесе так катацца, але па Менску таксама нічога. Адзінае, што па Менску бывае нервішак не хапае ў некаторыя моманты. Але, калі я пачала ў горадзе жыць, ровар стаў для мяне і сродкам перасоўвання ў тым ліку.
А другасна — я лічу, што ровар адзін з лепшых з сродкаў для падтрымкі фізічнай формы, бо на ровары вельмі цяжка штосьці сабе сапсаваць. Калі ты граматна да гэтага падыходзіш. Там ёсць свае моманты.
Калі ты сядзіш на ровары, у цябе шмат мышцаў працуе. Калі ты сядзіш на ровары, ты трымаеш раўнавагу. Напрыклад, у цябе ўся брушная частка ў тонусе. Прэс на ровары падкачваецца. Попа вельмі добра качаецца. Вядома, ногі качаюцца. Таксама, калі ты трымаеш стырно, ты адчуваеш, што частка рук таксама ў тонусе. То бок, па факту ровар як велатрэнажор. Толькі калі ты едзеш на ровары, ты не ў замкнёнай прасторы недзе тусіш, а ўвогуле штосьці недзе бачыш і гэта класна.
Я магу сказаць, што ровар — гэта любоў. Эйфарыя, мабыць, гэта занадта, але я рэальна кайфую. Я вельмі камфортна сябе адчуваю. Гэта адчуванне, калі асабліва я еду і праязджаю нейкую складаную [дарогу]. Бывае ты едзеш і не чакаеш штосьці там наперадзе, але рэфлекторна тваё цела ўжо спраўляецца. Ты сам яшчэ мозгам не зразумеў. Ну, бывае, напрыклад, ты ехаў-ехаў, там прыступкі і ты на тармазы націснуў і пратрымаўся і не заваліўся. Хутчэй дасканаласць свайго цела адчуваеш. Ты разумееш, што тваё цела прама ваў!
Оксана, 34 года, специалист по лизингу и продажам Максим, 41 год, начальник технического отдела: «Хочется, когда ты выезжаешь, быть заметней друг для друга»
Максим активно ездит на велосипеде уже около 15 лет, Оксана увлеклась велоспортом четыре года назад. Катаются они много и часто на велосипедах MTB, а еще активно участвуют в спортивных соревнованиях. Пара живёт возле леса, катаются они много и часто на велосипедах MTB, а еще активно участвуют в спортивных соревнованиях.
«Я раньше ходила только на каблуках». Оксана — о выборе одежды
Оксана: Так, чтобы активно, я думаю, стала ездить года четыра назад. На самом деле, когда ты начинаешь ездить на велосипеде или заниматься спортом, формат твоего внешнего вида начинает меняться. Я раньше ходила только на каблуках. То есть, не смотря на свой рост 175 см, у меня не было обуви без каблука вообще. У меня были может быть какие-то одни кроссовки и то — на дачу или в лес в грибы сходить.
Когда ты начинаешь смотреть в сторону активного вида, там начинаются кроссовочки, и, конечно же, поярче и вот эти все Асиксы/ Аsics, что-нибудь ещё. Хочется просто ярко выглядеть. Вот у нас велосипеды, мы выбирали по цвету, можно сказать.
Максим: Ну, не совсем.
Оксана: Ну я по цвету выбирала. Что касается одежды, ты выбираешь в чём тебе комфортно. Если ехать на далёкие расстояния, то это должна быть специальная велоодежда: кармашки сзади для того, чтобы телефон положить; перчатки, чтобы руки не натирало. Это удобно. Это всё очень важно.
Максим: Тот же гелевый памперс.
Оксана: Да, у девочек тоже памперс. Но у меня есть ещё второй вариант — гелиевая накладка на седло. И когда едешь, для комфорта это важно. Сёдла тут твёрдые — для дальних расстояний это не очень хорошо. Так, Макс, расскажи про свои виды.
«У меня есть кроссовки для волейбола, кроссовки для бадминтона, кроссовки даже беговые есть». Взгляд Максима
Максим: А вообще, она выбирает, чтобы было красивенько и яркенько, а я, скажем так, в любительском спорте достаточно давно. Изначально это всё началось с волейбола, настольного тенниса. Экипировка, кроссовки выбираются не только по цвету, а под определённый вид (спорта). У меня есть кроссовки для волейбола, кроссовки для бадминтона, кроссовки даже беговые есть.
Оксана: Я вам так скажу — на кроссовках не стоит экономить. Именно на кроссовках, мне кажется. Остальные вещи какие-то может быть.
Максим: Ну, на велосипеде тоже, к примеру.
Оксана: На велосипеде — да.
Максим: Эволюция моей спортивной одежды — это всё благодаря, опять же, моему активному участию. Практически изначально у нас на работе такая спортивная движуха есть. Многое по экипировке покупается (за счет организации — прим. ред) под определённые виды и проводятся спартакиады.
Допустим, в сентябре у нас будет очередная республиканская спартакиада. Да, понятно, что-то ты покупаешь своё, что-то не могут купить. Что-то тебе по цвету больше нравится: те же кроссовки, вот это всё вело — это — своё. Всё пошло оттуда.
Так и должно быть, когда общаешься с людьми, которые более-менее в спорте профессиональном занимались, участвовали и обучались: от них перенимаешь.
«Мы не гонимся за брендами. Главное, чтобы было удобно. И, может быть — красиво». О моде на велодорожке
Оксана: Когда ты на обычном велосипеде, который обычный велосипед, то выехал и поехал. Но вопрос в том, что ты каждый раз хочешь лучше выглядеть, велосипед лучше, ехать лучше – это определённо накладывает некий отпечаток. Опять же, когда человек только начинает, он по сути пробует. Так же, как и, наверное, в любом деле: ты сначала новичок, потом ты всё лучше и лучше и понятное дело, до профи надо много времени.
Максим: У нас хватает серости и в повседневной жизни и хочется, когда ты выезжаешь, быть заметней друг для друга и так просто приятней.
Оксана: Даже для стартов [соревнований]. Вот Макс рассказывал: уехал человек на дистанцию, на 40 километров и ты стоишь ждёшь с фотоаппаратом его пофотографировать. Издалека видно, как там что-то яркое — яркие кроссовки, например.
Максим: Когда вот эти яркие кроссовки едут…
Оксана: Да, когда яркий шлем, это издалека видно. Отчасти, поэтому было первоисточником у нас. А потом уже у тебя становится много яркой одежды и тебе хочется ярко выглядеть. Не то, чтобы ты хочешь, чтобы все на тебя смотрели, но просто самому себе приятно для своего восприятия.
Мы когда едем, очень много фотографируемся, выкладываем сторисы, выкладываем посты в инстаграме. Ищем локации, конечно, хочется выглядеть, не каждый раз стоять в одной и той же одежде.
Оксана: Вообще, спортивную одежду, вот как для меня, не обязательно подбирать, чтобы комплект был. Можно абсолютно разные цвета сочетать — одно синее, другое — салатовое. Мне кажется даже, [хорошо] когда такие контрасты большие. Что касается покупки, это реально сложно. Во-первых, это сейчас стало дорого. Прям как бы и всегда это было не так дёшево.
Максим: Нормальные вещи всегда стоили на уровне. Майка на Ali Express 30$ где-то. Если комплектик, он чуть-чуть дороже, но не сильно. В районе сорока долларов комплектик можно найти более-менее нормальный. Вот несколько штук пришло даже по размеру нормальные.
Оксана: Али Экспрес помогает на самом деле, честно.
Максим: [Майку] Оксана выбрала мне по рисунку. Бог Ра такой. В кармашке сюда телефон вкинул, он никогда не выпадет. На старте какой-нибудь гель (тюбик с энергетическим гелем — прим. ред.) закинул и поехал.
Оксана: На самом деле, что касается брендов, мы не гонимся за брендами. Главное, чтобы было удобно. И, может быть — красиво.
Максим: Ну, желательно.
Оксана: Очки тоже Али Экспрес. Велотуфли — это немножко не наш формат. Велотуфли в большей степени нужны для шоссейных велосипедов.
Максим: Нет, почему, для такого приличного уровня МТB-шников — они ездят в велотуфлях. Но это совсем другой уровень. Ну, мы не того уровня спортсмены. Опять же, деньги-деньги, деньги.
«Если я сидел дома — день прошёл впустую». О роли велосипеда в жизни
Оксана: Да, определённо это субкультура. Раньше мне казалось, что движуха на выходной день, это какое-то гуляние. Например, Купалле, День города или что-то в этом роде. Мне казалось, что вот праздник. А теперь, когда время прошло, когда попадаю на такие мероприятия, мне некомфортно. Там люди не моего формата. Это большое количество шашлыков, это песни народных коллективов.
Для меня сейчас больший праздник, когда приезжаешь на старты. Там бегуны-велосипедисты, все в этих ярких экипировках, шлемиках, с номерками. И вот люди — субкультура. Они собрались по делу и делают то, что от них требуется. И вот это — та атмосфера, в которой мне приятно находиться. Мне не нужны песни и пляски.
Максим: Люди, которые собираются на всех этих стартах, ещё и деньги платят, чтобы там поучаствовать.
Оксана: Но что касается меня, что такое велосипед. Для меня это возможность хорошо провести время, посмотреть какие-то виды, сменить картинку, сменить обстановку, когда ты едешь, можно посмотреть, подышать воздухом.
Плюс ещё появилась приятная опция, когда ты участвуешь в стартах. Ты едешь не просто попутешествовать, ты едешь с какой-то целью. Но хочется, чтобы это было и с комфортом, потому что к этому тоже прилагаешь какие-то материальные усилия и физические.
Максим: Для меня это всё вместе. Начиная от досуга до спорта. Времяпрепровождение и часть моей жизни. Я не могу вот она знает, сидеть. Если я сидел дома — день прошёл впустую.