Как организовать для детей летний отдых в деревне, чтобы было что вспомнить и захотелось вернуться? Вот несколько оригинальных идей, способных превратить деревенское лето ребенка в настоящее приключение с пользой. И заодно подтянуть знания в разных предметах.
Биология: вождь шестиногих наблюдает за природой, делает фото и снимает фильмы
Парадоксально, но факт: наш мир становится все более информационным, а знания о нем – все более ограниченными. Уже мало кто понимает разницу между животным и зверем и много кто полагает, что пауки – это вид насекомых. Так мы скоро дойдем до того, что летучие мыши окажутся птицами. Чтобы не допустить столь существенных преобразований, которые даже Дарвин не взялся бы объяснить, важно с природой общаться.
Лето для этого – самое время, а деревня – самое место: ни один забор здесь не остается без контроля улиток и слизней, ни один огород – без дождевых червяков и медведок, ни одна коряга – без сороконожек. Каждая тропка досмотрена дроздами и галками, каждый сад под охраной синиц и щеглов.
Даже еж – зверь, казалось бы, сказочный, а значит, обязанный встречаться не слишком уж часто, – и тот не пропустит случая самым обыкновенным образом прокрасться в сумерках к сараю, если знает, что ждет его молоко, недопитое кошкой. Даже куст смородины, самый, казалось бы, обыкновенный, – и тот при ближайшем рассмотрении странным образом превращается в сказочный: делают его таким гусенички-геометриды, ловко притворяющиеся черешками листочков и обломками веточек.
Важно только быть внимательным, чтобы все это видеть, и иметь нежное сердце, чтобы этому не мешать. Но деревня вполне способна даже за одно короткое лето развить такую внимательность и одарить таким сердцем.
Почему бы не стать на этот сезон энтомологом – вождем шестиногих крылатых существ? Понадобится специальный сачок, который можно купить, но ради пущего интереса (а также сплочения поколений семьи) можно заняться его изготовлением самостоятельно.
Причем в таком случае лучше методично мастерить не один, а сразу четыре сачка: для ловли насекомых в воздухе, для ловли их в воде, для так называемого «кошения» – ловли в траве, а еще карманный – сачок для неожиданно попавшихся экземпляров.
Это чтоб не случилось вдруг так, как однажды вышло у девятилетнего Дарвина. Только он оторвал от ствола омертвевший участок коры, как увидел двух жужелиц. Сразу же их схватил, по одной в каждую руку, но тут увидел и третью, совсем уж невероятную – под названием крестоносец большой.
Чтобы ни один экземпляр не оказался упущенным, он сунул одного из них в рот. Защищаясь, как только можно, плененная во рту жужелица выделила неприятное вещество. Тут уж пришлось защищаться самому Чарльзу, который в итоге потерял сразу все столь ценные для него экземпляры. А зачем они были ему нужны? Для наблюдения и описания.
Описать жука (или бабочку, или муху, стрекозу, муравья, кузнечика, богомола) можно в какой-нибудь необычной тетради – с едва проступающим на страничках подходящим рисунком, в стильной обложке, с замком…
Что это будет за описание? Все виды насекомых давно описаны и нет нужды повторяться, но наблюдение за природой хорошо тем, что развивает литературные способности. В этом легко убедиться, прочитав все того же мистера Дарвина, чей научный трактат напоминает приключенческую повесть. Итак, на первой странице пишем как-нибудь так:
«Был поздний вечер, и небо стало похожим на продырявленный во многих местах синий бархат, когда я увидел эту совку-капустницу, бьющуюся головой о стекло. Бабушка утром жаловалась на гусениц, напавших на нашу капусту. Интересно, кто больше виновен: эта ночная бабочка или дневная белянка? Следует провести расследование, а для этого надо изучить в подробностях, как выглядят гусеницы обеих. Займусь этим завтра. Теперь пора спать».
Особенно интересно выискивать насекомых для фотографирования (да еще в режиме макросъемки) или для создания маленьких видеофильмов, к названиям которых стоит подойти кинематографически: «Из жизни божьей коровки», «Приключения грушевой кружевницы», «Щитник – вредная черепашка», «Семейка долгоносиков», «Что скрывает ложнослоник», «Куда спешит мохнатка», «Мой самый красивый бабушкин враг».
Как видим, наблюдение за насекомыми не только литературные способности может развить, но еще и заставит освоить множество прочих знаний и навыков. Что начнется с изготовления сачка, то завершится публикацией в National Geographic или премией за лучший документальный фильм, снятый для Discovery Channel.
История: гуляем по кладбищу, учим местную историю, слушаем сказки
Во многих наших деревнях есть исторические достопримечательности, о которых известно широко и подробно. А есть такие, до которых даже и местным жителям дела нет. Но это им дела нет до поры, пока не заинтересуется кто-то приезжий, а там, глядишь, – и это вспомнится, и то всплывет, и о чем-то еще найдется что рассказать, и даже отыщутся артефакты. Тут главное – зацепить.
Для исторического расследования возраст надо иметь подростковый: к расспрашивающему, достигшему такой степени пытливости ума, при которой сами собой возникают «находчивые» вопросы, доверие рассказчика возрастает, а с ним растет интерес – того и гляди завтра уже сам сказитель будет искать новой встречи со своим юным квестором, дабы поведать ему о чем-то, о чем еще не поведал.
Что делать с услышанным? Лучшее ему применение – преобразование в «Записки квестора»: одноименные с теми, что были созданы почти два века назад писателем Игнатием Ходькой, они при определенном таланте, с участием прилежности и с некоторой долей стараний вполне способны составить компанию тем творениям, которые не стыдно ни представить на уроке в качестве сочинения «Как я провел лето», ни отослать на какой-нибудь конкурс, а то и вовсе – опубликовать в хорошем журнале.
Между прочим, Игнатий Ходько своими «Записками…» сформировал как писателя самого Генриха Адама Александра Пиуса Сенкевича, автора отмеченных «нобелевкой» «Крестоносцев». А писал ведь сущие пустяковинки, называемые гавендами, – повествования о былом, изложенные в стиле устной речи, которых, перемещаясь от веси к веси, получал довольно, и все благодаря своей пытливости.
Важная часть исторического расследования – прогулки по местному кладбищу, по той его части, где тропок давно уже нет, а памятники покосились, а то и упали. Поросшие мхом и лишайником, затертые временем и явлениями непогоды, они до той поры молчат, пряча от каждого любопытного свои надписи, пока не найдется кто-то, кому они пригодятся для дела. И тогда внимательные глаза нет-нет да и выхватят имя, уже знакомое по рассказам сельчан, а за именем всплывут даты.
Кто знает, на что они могут сподвигнуть еще, но прочтение дат на старых могилах дает очень ясное представление о том, сколько могли проживать наши предки. И запросто можно будет оспорить какого-нибудь умника, который возьмется утверждать, что в ХІХ веке до старости не доживали или что старыми были уже в сорок лет. Иными словами, такие исследовательские прогулки меняют представление о прошлом довольно сильно, а главное – в сторону истины.
Вариация на тему исторического расследования – приключение под названием «Фольклорная экспедиция». Старые жители деревень знают такие сказки, поговорки, анекдоты и песни, каких не встретишь в печатных источниках, а настоящие научные (или хотя бы студенческие) экспедиции до каждой деревни доедут нескоро.
Так что же, местному фольклору пропадать? А вот запишут его старательные ребята, приехавшие из городов на каникулы, – и будет им что представить на своих школьных предметных неделях: и по истории, и по литературе. Еще и дипломами их наградят…
Занятия искусством и рукоделием: сушим травы, заготавливаем гербарий
Растительный мир такой многочисленный и разнообразный! На летнем отдыхе в деревне привлекателен сразу с нескольких точек зрения. Бабушка небось собирает и сушит травки на лекарство и чай: пустырник для лучшего сердцебиения, мяту для лучшего пищеварения, фиалки от кашля, чабрец для хорошего настроения. Девочки в любом возрасте охотно включаются в процессы сбора и сушки.
Еще интереснее шить из лоскутов небольшие мешочки для хранения уже готовых, высохших травок, и если бабушке недосуг украшать их, то юной рукодельнице понравится идея с вышиванием на боках полотняных хранилищ милых букетиков и названий растений.
И бабушке будет приятно вспоминать добрым словом внучку, всякий раз развязывая мешочек, и внучке полезно взять травки в город: зима не так страшна простудами, если есть мешочки, наполненный липовым цветом, фиалками и зверобоем, и с прыщиками не столько мороки, если протирать лицо отваром из сушеных ноготков и ромашек, а если пить чай с душицей и земляникой, учеба пойдет успешнее.
Наконец, красиво оформленный мешочек с душистыми травками – это отличный подарок учительнице или подружке.
Еще один взгляд на растения – не практичный, но творческий. Из стеблей, листков и бутонов, засушенных между страницами старых газет, в мелком речном песочке или под шариками силикагеля, под прессом и под утюжком, выходит прекрасный материал для создания просто шедевров. Из гербария можно сделать не только классическое ботаническое изображение на стенку, но и целые живописные композиции: реалистичные пейзажи, эпизоды из сказок, плоские или объемные. А можно сделать поздравительную открытку для самого близкого человека, закладку для самой ценной книги и целый альбом в память о лете, прошедшем незабываемо.
Логика и ориентация на местности: прячем клад
В этом летнем приключении для целой ватаги ребят, не только приезжих, городских, но и местных, деревенских, пригодятся такие взрослые, которые не поленятся, сговорившись, собрать в условный сундук далеко не условные, а представляющие для детей вполне реальную ценность сокровища, зарыть его где-то по-настоящему, место хорошенько замаскировать и составить для его поиска карту с подсказками-головоломками. Серьезность всего предприятия зависит от возраста детей.
Тем, кто только научился читать и писать, но питает тягу к приключениям и загадкам такую, что прочел бы даже дневник да Винчи, можно подбросить шифровку, разгадать которую будет несложно, однако и не так-то легко: «В дуса за тамикус ройста линыма житле менька, нем на васло, них в шизафронова стоме, тороеко дуетсле скатьи» («В саду за кустами старой малины лежит камень, на нем слова, в них зашифровано место, которое следует разыскать»).
Важно, чтобы дело одной головоломкой не обошлось, чтобы разгадка включала новую загадку, а та – следующую, однако со знанием меры: в поисках сокровищ главное не сокровища, а их поиск, но он не должен обременить, он должен оставаться захватывающим и вовремя завершиться.
Можно рассчитывать на день, а можно и на неделю – все зависит от возраста команды искателей. И пусть поиск потребует не только умственных усилий, но и физических – проявлений ловкости и преодоления реальных препятствий.
Что принимать за сокровища? А это зависит от желаний и увлечений ребят. Может быть что-то общее, на всех одно (от огромного запаса самых любимых сладостей до билетов в цирк, например), а может быть и так, что в этом условном сундуке (или вполне себе настоящем) окажется каждому по подарку – каждому то, о чем он мечтал. Ну, или настоящие деньги в конвертах с надписями кому и на покупку какого предмета они предназначены – из реального перечня детских мечтаний, о которых стоит заранее разузнать.
Текст: Светлана Вотинова