Журнал
Культура

Величайшая опера в подарок

Эта зима в Большом театре Беларуси определенно началась под знаком оперы! Еще 30 ноября случилась премьера обновленной постановки оперы «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского. 8 декабря Мариинский театр из Санкт-Петербурга представил минской публике одну из величайших русских опер – «Хованщину» Модеста Мусоргского. А 10 декабря стартует XIV Минский международный Рождественский оперный форум,  который в этом году откроет ультрасовременный спектакль «Главный вопрос» в постановке театра «Волга Опера» из Чувашии…

Владимир Гергиев в Большом театре Беларусь

 

Показ на сцене Большого театра Беларуси 8 декабря монументальной и масштабной, без малого 5-часовой оперы Мусоргского «Хованщина» стал во всех смыслах роскошным подарком, приуроченным к 25-летию создания Союзного государства. Кроме того, что эта опера – безоговорочный шедевр мировой музыки, постановку представил Мариинский театр, для которого эти однодневные гастроли в Минске стали первыми на сцене Большого театра Беларуси. Ради «Хованщины» к нам приехало около 250 артистов (солисты оперы и балета, хор, симфонический оркестр) и работников различных служб театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым – всемирно известным дирижером, возглавляющим ныне два важнейших музыкальных театра России – Мариинский и Большой.

«Скажу вам по секрету: для меня этот приезд в Минск – возвращение, – признался со сцены Валерий Гергиев. – Я выступал здесь в далекие студенческие годы, в январе 1978 года. Тогда участвовал во многих всесоюзных и международных конкурсах. Но одно из первых приглашений пришло мне именно от директора минской филармонии. Об этом я всегда помню».

Говоря про выбор произведения, которое Мариинский театр привез в Минск, Валерий Гергиев признался, что, по его мнению «в огромном пространстве мировой музыки, в океане гениальных творений разных столетий, опера «Хованщина»  едва ли не самое значимое произведение. Это величайшая опера, которая вызывает у публики не просто желание похлопать, а задуматься о том, в каком мире мы живем».

«Хованщина» – последняя опера, написанная Модестом Мусоргским, чье 185-летие со дня рождения отмечалось в этом году. «Народная музыкальная драма», как обозначил жанр сам композитор – это очень эмоциональная музыкальная трагедия о времени перемен: о стрелецком бунте, старообрядцах и приходе к власти нового царя в России XVII века. На удивление, опера не имеет книжного первоисточника: Модест Мусоргский сам написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со знатоками, в том числе с критиком Владимиром Стасовым, которому посвятил свое творение. Композитор работал над сочинением оперы все последние годы жизни, но так и не успел дописать ее клавир и финал. Тому, что эта опера была все же была закончена и звучит по сей день, мир обязан другому великому русскому композитору, Николаю Римскому-Корсакову, который после смерти Мусоргского создал на основе клавира оркестровую партитуры            .

Впервые «Хованщина» была поставлена в феврале 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей, а десять лет спустя – Русской частной оперой. Премьера в Мариинском состоялась в 1911-ом, а спустя еще год – в Большом театре в Москве. В обоих случаях благодаря активному участию Федора Шаляпина, выступившего в качестве режиссера и исполнившего партию старца Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой композитор Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены.

«Опера-памятник» называют «Хованщину» в Мариинском театре, в репертуаре которого по сей день сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от постановки 1911 года и практически в неизменном виде существующий с 1952 года, когда впервые был представлен в версии режиссера Леонида Баратова. Внимание к реалистическим деталям, историческая достоверность и размах массовых сцен позволили баратовской «Хованщине» выдержать более 70 лет на сцене!

Стоит отметить, что это – безусловно, бережно хранимая, но не законсервированная постановка. Сегодня Мариинский театр использует уже третий вариант оркестровки оперы, созданной в 1958 году советским композитором Дмитрием Шостаковичем. В 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина», за музыку к которому Шостакович был номинирован на премию «Оскар» в 1962 году! И первым к редакции оперы авторства Шостаковича обратился именно Кировский (Мариинский) театр в 1960 году.

К фестивалю Мусоргского 1989 года постановка была отредактирована, знаменитые декорации художника Федора Федоровского в духе первого оформления сцены, созданного выдающимся художником Константином Коровиным, были отреставрированы. Именно тогда дирижер театра, Валерий Гергиев предложил вернуть в оркестровую партитуру Шостаковича неоправданные купюры, освежив восприятие всего произведения.

«Гений Мусоргского поражает в этой опере!», – признался в Минске Валерий Гергиев, стоявший вечером 8 декабря за дирижерским пультом. Что еще удивляет и завораживает в музыкальной ткани этой оперы  блестящее знание Мусоргским русской народной песни и музыки. Где это только возможно, композитор выстилает полотном «протяжной русской песенности» произведение: в теме любви и воспоминаний Марфы и ее арии «Исходила младёшенька». Народные мотивы слышны в песнях «Плывет, плывет лебедушка», «Возле речки, на лужочке» и «Гайдучка». В пятом действии оперы присутствует много старообрядческих песен: хоры «Враг человеков» и «Господи, гряди во славу твою». Наслаждаясь творением Мусоргского в Минске, невольно думалось о том, что, к сожалению, в репертуаре нашего Большого театра до сих пор нет произведения, которое бы столь же красочно и гениально представляло слушателю белорусское национальное музыкальное наследие. Как и остро не хватает нам национальной оперы на исторический сюжет, которыми так богато многовековое прошлое Беларуси.

С первой же пропетой ноты «Хованщины», стал очевиден высочайший исполнительский класс солистов оперы и хора, которым славен на весь мир Мариинский театр. Столичные поклонники оперы не могли не отметить, насколько звездный состав солистов был на сцене в этот вечер: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов и Владислав Сулимский в партии боярина Шакловитого. Технично и очень эмоционально исполненная им знаменитая ария-молитва Шакловитого вызвала овации и крики «браво!» в зале. Такой теплый прием – не только дань признанию таланта, но и приветствие белорусской публикой своего земляка. Уроженец Молодечно, первоначальное музыкальное образование Владислав Сулимский получил в Молодечненском государственном музыкальном училище им. Огинского, где обучался по классу скрипки – но был отчислен за неуспеваемость! В Минскую консерваторию он поступал уже как вокалист. Ныне прославленный баритон, солист Мариинского театра, Владислав Сулимский – один из самых ярких современных российских оперных певцов, лауреат многочисленных международных конкурсов и приглашенный солист многих театров мира.

Идущая 4 часа 40 минут (без учета двух антрактов!) опера Мусоргского «Хованщина» в блестящем исполнении симфонического оркестра, солистов и хора Мариинского театра своей красотой не дала публике ни минуты скучать. И даже по давней традиции зайдействованная в первой картине спекталя живая лошадь не стала, как это бывает, самым ярким впечатлением от действия. Выполненные в классической манере декорации, погружающие зрителя в атмосферу Москвы XVII века. До мельчайших деталей соответствующие времени и месту костюмы. Минимальное действие на сцене, когда основная нагрузка ложится именно на прослушивание, а не просмотр оперы. Высочайшая исполнительская техника, когда от партера до балкона ясно слышно и понятно каждое вокальное слово, выстраивающееся в смыслы, а не сливающееся в единый невнятный звук – своей «Хованщиной» Мариинский театр установил высочайшую планку мастерства на минской оперной сцене. И выходящим в ближайшие дни на сцену Большого театра Беларуси участникам Рождественского оперного форума будет очень непросто соответствовать такому уровню!

Текст: Настасья Костюкович

Фото: Татьяна Бервина (предоставлены пресс-службой Большого театра Беларуси)

Related posts

«Славянского исполнителя приходится тормозить». Мадридская танцовщица Наталья Меириньо — о фламенко и белорусах

Город Женщин

Зоркі Галівуда, падобныя на знакамітых беларусаў

Город Женщин

По следам истории, или Коллекционирование как стиль и образ жизни.

Город Женщин

Оставить комментарий