Гленн Клоуз недавно исполнилось 75 лет. Но во время интервью с «Город Женщин» она не говорила о возрасте. А рассуждала о равноправии и непростых выборах, которые приходится делать женщинам. А еще — про одну из самых сильных своих героинь из фильма «Жена». За эту роль Глен была номинирована на Оскар, но заветную статуэтку не получила. Актриса номинировалась на Оскар 8 раз, но всегда награда ускользала. Об этом мы тоже поговорили в интервью.
«Большое разочарование». Об актрисе и ее отношениях с «Оскаром»
Гленн начинала свою актерскую карьеру в театре и впервые снялась в кино, когда ей было 35 лет. Ее кинодебют в фильме «Мир по Гарпу» высоко оценили коллеги по цеху, и актриса была номинирована киноакадемией за лучшую роль второго плана.
В следующем году ситуация с номинацией повторилась! Академики отметили ее участие в блистательном актерском ансамбле в фильме с символическим названием «Большое разочарование». Именно так можно было бы назвать и все остальные номинации талантливой актрисы на «Оскара».
Потому что ни одна из шести так и не привела ее к заветной победе. А ведь среди ее актерских работ были такие незабываемые, как образ изощренной маньячки из «Рокового влечения» или холодной интриганки из картины «Опасные связи».
Всех ее героинь объединяют неоднозначность характеров, глубинное внутреннее состязание противоречивых и весьма неприглядных страстей. Ее чрезвычайно правдоподобные экранные героини редко вызывают у зрителей однозначную симпатию.
У многих имя Гленн Клоуз до сих пор ассоциируется с образом Круэллы Де Виль в фильме «101 далматинец». Так или иначе, в настоящее время именно она является актрисой с наибольшим количеством номинаций на кинопремию «Оскар», но так и не ставшей ее обладательницей.
И хотя ее подруга Мерил Стрип номинировалась киноакадемией аж 21 раз, но она ведь трижды держала в руках заветную статуэтку!
Хотя Гленн Клоуз достойна признание актерского таланта. Например, созданный ею в фильме «Жена» образ талантливой женщины, сознательно остававшейся долгие годы в тени мужа, невероятно созвучен времени и проблемам самоощущения женщин сегодня.
По сути, многие из них, добровольно отдав бразды управления и распределения вознаграждений в руки мужчин, долгие годы довольствуются признанием заслуг лишь в День матери и на 8 Марта..
Многие так никогда и не осознают, что достойны большего, чем упоминание в застольном тосте раз в году. Вполне возможно, что удивительно точный образ Джоан, созданный талантливой Гленн Клоуз, позволит не только женщинам, но и мужчинам взглянуть со стороны на сложившиеся между ними отношения и, возможно, даже задуматься о том, что такое истинное равноправие и стоит ли компромисс самой жизни?
«За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина». О фильме «Жена», который мог стать поворотным в карьере актрисы
Экранизация одноименного романа американской писательницы Мег Волитцер – прекрасная художественная иллюстрация известного высказывания о том, что за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Во всяком случае, именно такими мы видим отношения в семье известного писателя Джо Каслмана и его жены Джоан.
Сорок лет жена скромно держится в тени успеха своего мужа, поддерживает его, создает творческую атмосферу, воспитывает детей… Муж очень благодарен ей, что вызывает еще большее уважение по отношению к их союзу.
К тому же Джо и Джоан явно сохранили не только взаимопонимание, но и любовь. Недаром фильм начинается со сцены их страстных поцелуев в постели. Но эти, казалось бы, идеальные и проверенные временем отношения неожиданно резко меняются после телефонного звонка, раздавшегося посреди ночи в их доме…
Вопреки сложившимся стереотипам, пришло доброе известие: Нобелевский комитет принял решение присудить Джо Каслману премию по литературе.
Услышав новость с двух параллельных телефонов, супруги сначала находятся в ошеломлении, а через несколько секунд прыгают на кровати, радуясь, как дети. Джо, не в силах сдержать гордость, несколько раз повторяет фразу: «А я выиграл Нобелевскую премию!» Так обычно делают маленькие мальчики, хвастаясь своими победами.
Похожую сцену мы увидим на экране еще раз, когда Джоан будет вспоминать, как они, тогда совсем молодые супруги, узнали о первой публикации его книги. Тогда они точно так же прыгали на кровати и радовались успеху, хотя вместо «я» тогда звучало «мы»…
Зрители вместе с Джоан все глубже погружаются в ее воспоминания, и постепенно становится ясно, что этот супружеский союз вовсе не такой, каким кажется на первый взгляд. А ведь отношения, основанные на тайном компромиссе, устраивали обоих в течение долгих лет совместной жизни. Если бы только не эта Нобелевская премия…
Есть некоторая ирония в том, что фильм о выдуманной истории, в которой важную роль играет присуждение одному из героев Нобелевской премии по литературе, выходит в год сексуального скандала вокруг абсолютно реального члена этого Нобелевского комитета.
Из-за чего даже было принято решение воздержаться от присуждения этой премии. И хотя в следующем году для восстановления справедливости будет избрано сразу два лауреата в этой области, ситуация очевидна: наступило время пересмотра сложившихся отношений… И здесь фильм очень перекликается с жизнью.
Эта роль принесла Гленн Клоуз очередную номинацию на «Оскар» на этот раз в категории «Лучшая женская роль». Но заветную статуэтку актриса не получила.
«Я не хочу обрекать себя на напрасные надежды». Разговор с актрисой
Благодаря встрече с Гленн Клоуз, которая произошла в лос-анджелесском отеле Four Seasons, нам удалось поговорить с ней о ее отношении к собственной героине, о мотивации поступков и заодно о совместном опыте съемочной работы с дочерью.
– Какой вы видите свою героиню? Что стало главной причиной того положения, в котором она оказалась?
– Во-первых, трудно достоверно предвидеть, какие именно моменты станут поворотными в нашей жизни. Но в случае моей героини очень важной стала сцена, произошедшая с ней и ее мужем много лет назад.
Когда ее молодой муж говорит о невозможности их совместной жизни, потому что у него отсутствует писательский талант, очень важно, что именно она предлагает ему компромисс и спрашивает, готов ли он к нему?
Очевидно, она не безвинная жертва. Она сознательно идет на подмену для того, чтобы обеспечить себе возможность не только писать, но и печататься. Уже не говоря о том, что такое неоднозначное решение надолго спасает их супружеский союз.
Но лишь до тех пор, пока книгу, написанную ею, не номинируют на Нобелевскую премию и ее муж не присваивает победу себе. Что и неудивительно, ведь за 40 лет успеха кто угодно может поверить в свою гениальность.
– И тем самым он толкает жену на неприятие ситуации?
– Безусловно. Кроме того, на церемонии вручения в Стокгольме, слушая речь о значимости для мира ее творчества, она испытывает сильное эмоциональное потрясение – и после этого уже не может оставаться в той роли, которую сама для себя избрала много лет назад.
– Что именно, на ваш взгляд, заставило ее пойти на такой шаг тогда?
– Во-первых, откровенный разговор с талантливой писательницей, которая открытым текстом посоветовала способной студентке не питать никаких иллюзий по поводу публикации книг, написанных автором-женщиной.
Но Джоан рождена для того, чтобы писать, и не представляет себе жизнь без этого. И когда у нее появляется возможность печатать свои книги, хоть и под чужим именем, молодая женщина воспринимает это как выход из положения. Вдобавок Джоан, как многие женщины, готова пожертвовать собой ради спасения эго мужчины.
– Но потом она переживает уже об эго другого мужчины, собственного сына, которому, похоже, передался ее писательский талант…
– Да, она не может не видеть, что муж явно боится того, что сын талантливее, и поэтому всячески пытается игнорировать его первые писательские попытки. И конечно, как мать она ощущает вину в сложившейся ситуации с сыном.
– В роли молодой Джоан снялась ваша дочь Энн Мод Старк. Каково было сниматься с родной дочерью?
– На самом деле из-за того, что у нас не было общих сцен, мы редко встречались на съемочной площадке. Разве что во время проб макияжа и причесок.
Мало того, когда Энн была задействована в съемках, а они проходили в основном в Глазго, я старалась выехать за город, чтобы дать ей ощущение полной свободы. Но, признаюсь, когда увидела результат работы на экране, я была восхищена ее игрой и природным талантом.
Читайте также: Николь Кидман: «Материнство дает мне неиссякаемый источник эмоций, которого раньше не было»
– Как рано в ней проявился актерский талант, и поощряли ли вы его с самого начала?
– Энн долгое время избегала актерства. Хотя в детстве дочка часто придумывала пьесы и обыгрывала их с друзьями, поэтому нельзя было не заметить, что у нее есть способности. Но в то же время она не хотела быть просто дочкой знаменитых родителей и искала свою собственную дорогу.
В университете Энн изучала историю искусства. Но, закончив учебу, долго не могла определиться, пока однажды не пришла ко мне и не призналась, что всю жизнь мечтала играть и не в силах больше сопротивляться своим желаниям. И я счастлива видеть, как ее мечты сбываются и, наконец, есть возможность показать, на что она способна.
– Вы часто получали звонки, извещавшие о номинациях на различные престижные премии. Какие чувства вы при этом обычно испытываете: радость или все же волнение по поводу того, достанется ли вам награда?
– Конечно, я радуюсь признанию моей работы. А номинация – это и есть признание. В то же время я никогда не загадываю победу. Просто потому, что не верю в то, что может произойти, до тех пор, пока это действительно не произошло.
Я не хочу обрекать себя на напрасные надежды. Вот когда это хорошее случится, тогда и буду радоваться. Если фильм нравится зрителям, то это ведь уже очень большой повод для радости, не так ли? Значит, наши усилия не напрасны. А дальше – посмотрим.
Беседовала Лена Бассе, Специально для «Города женщин» из Лос-Анджелеса
В соцсетях мы тоже каждый день публикуем самую интересную и актуальную информацию для вас. Не теряйтесь, читайте нас в Telegram, Facebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис).