Эта девушка стала известной около десяти лет назад: ее авторские грустные песни активно звучали из плей-листов, творческий псевдоним Республика Полина был на слуху, а строчку «Як ты без мяне там, як я без цябе тут» точно могла допеть половина минчан. Сегодня она сменила псевдоним, выпустила два альбома, попробовала свои силы на украинском шоу «Х-фактор» и гастролирует по городам Беларуси и Европы. «Грустная певица» PALINA (она же Полина Полонейчик) – о том, как совмещать внутри автора и артиста и за что ее песни любят танцоры.
А — артист и автор
Жанр, в котором я работаю, по-английски называется singer-songwriter (исполнитель и автор песен). И этим двум людям – автору и артисту – сложно уживаться во мне. Мне, как автору, часто нелегко быть артистом. Когда я была на «X-факторе», после отбора около 250 участников закрыли в одном холле и дали задание подготовить песню и спеть а капелла. Там я очень четко увидела, как отличаются авторы и артисты. Артистам было важно громко петь, репетировать, активно двигаться, проявлять себя… Когда после 10 часов подготовки я начала понемногу общаться с другими ребятами, то более спокойные оказывались пишущими людьми.
Переключать кнопку и становиться артистом я до сих пор могу не так часто. Я, как автор, боюсь людей, боюсь играть концерты, мне от этого дискомфортно. И мне, наверное, не хотелось бы быть артистом по жизни: ведь я очень скромный и стеснительный человек, интроверт. К тому же артисту нужно заниматься продвижением, взаимодействовать с публикой. Как автору мне не так важно взаимодействие: музыка, которую ты пишешь, чтобы кому-то понравиться, не работает в моем случае. Я не умею «механически» писать песни, я трансформатор: могу накопить энергию из разных историй и трансформировать ее в музыку. Именно поэтому люди, слушая мои песни, много находят в них личного.
Любопытно, что мне порой страшно в магазине попросить у продавца молоко, но выступать перед тысячей человек я научилась. Правда, иногда приходится уговаривать себя. А вообще я счастливый человек: сейчас то время, когда я могу позволить себе заниматься только музыкой.
Д — дом
В последнее время мне стало сложно определить, что я вкладываю в это понятие. У меня есть дом родителей, дом, в котором я чаще сплю, и дом, в котором я пишу музыку. Я думаю, это скорее особенность моего возраста: мне 25 лет, и постоянно кажется, что я уже опаздываю что-то сделать в своей жизни, и поэтому домой мне не хочется. Мне всегда надо куда-то идти и что-то себе доказывать. Дом – это сложное понятие. Для меня это не место, скорее – ощущение. Ведь из пространства ты можешь вырастать.
З — звук
Звук – это интересная вещь. Когда я стала заниматься музыкой осознанно, с искренним интересом, первые полтора месяца не могла нормально жить. Все звучало. Я слышала, как ездят машины, как закрываются двери, говорят люди… Погружалась полностью. И чем дальше, тем больше понимала: на всем можно играть, все звучит, все можно использовать в своем творчестве. Тут вопрос «наслушанности», способности сделать из этого «букет».
В своих песнях я использую необычные звуки из специального онлайн-сервиса: например, звуки ходьбы людей, шум леса или улицы. В песне «Лошадки» я пыталась воссоздать цикл звука, который происходит в момент, когда человек плывет кролем: ты выныриваешь, погружаешься, слышишь новую среду, случается удар руки по поверхности воды… Сейчас мне нравятся звуки сирен, поездов.
О — Октябрьская
Меня многое связывает с этой улицей… Здесь находится моя музыкальная студия. Это мой район, где я могу ходить в тапочках на обед в «Лавку». Это улица не слишком напоказ и не на продажу, здесь есть душа, и мне кажется, это место вдохновения для многих творческих людей. Здесь я не раз выступала – например, в июне в ОК16 на вечеринке Ballantine’s True Music. Это был лучший концерт этого года по энергетике. И здесь в ОК16 в ноябре я даю свой сольный концерт.
С — сын Степа
Моему сыну 4 года. Мы очень много времени проводим вместе, но я часто замечаю в нем черты и качества, которые в него не вкладывала. Для меня кажется наивным думать, что ребенок – это твое продолжение. Это самостоятельный человек, который очень многому учит меня, показывает мир по-новому. Например, я панически боюсь темноты, а он – нет. И он меня успокаивает и говорит: «Чего ты боишься? Монстров? Монстров не существует. Я вот темноты не боюсь. Боюсь только страшных звуков. Ой, а что это такое было?!» (Смеется.)
Подсмотрели в Instagram @repolinare: «Быть матерью – тот еще челлендж, а выражаясь более старомодным языком – мясорубка, от которой нужно суметь не то что пересобраться, а, мне кажется, переродиться, стать гораздо сильнее, выносливее, стрессоустойчивее и легче. Материнство – это взять пожизненный кредит на огромную любовь».
Т — танец
Я считаю, что все люди должны танцевать. Недавно позвонила своей бабушке, а она долго не брала трубку. Я спрашиваю: «Ты чего трубку долго не брала? Я переживаю. На танцы, что ли, ходила?» А она как начала хохотать! Меня ее смех порадовал, но потом стало грустно, ведь ей было смешно от мысли, что она может ходить на танцы.
Иногда, если что-то произошло, хочется выговориться. А иногда человеку очень надо «вытанцеваться». Не делать красивые поставленные движения, а дать расслабиться своему телу, дать свободу, дать ему «выговориться». С весны я занимаюсь танцами VOGUE: это интересное направление со своей философией. Танцы помогли мне по-другому почувствовать себя в жизни и на сцене. Мне нравится направление hands performance – пластика рук, язык жестов мне очень близок. А еще мне приятно, что мои песни любят танцоры: например, в шоу «Танцы на ТНТ» выступали под мои песни «Як ты», «Я пойму», «Дёготь».
П — псевдоним
Республика Полина – это мой первый псевдоним. Я придумала его случайно, в 16 лет, у меня был такой никнейм «ВКонтакте»: придумывать себе разные никнеймы – популярная тема в таком возрасте. Когда повзрослела, стала немного стесняться его. Он странно звучит… В сознательном возрасте решила поменять псевдоним, почти год перебирала варианты. Считаю, это должно быть искренне… Я не хочу назваться Клеопатрой и строить на этом бренд. Например, был вариант псевдонима Польза. Но все равно я выбрала самый простой и, на мой взгляд, весьма красивый вариант PALINA.
Подсмотрели в Instagram @repolinare: «Жизнь человечья такая хрупкая и компактная. Вот мне вчера было восемь, сегодня уже 25, а про послезавтра я вообще ничего не знаю. Взращиваю в себе навык любить настоящее время и не откладывать любовь, разговоры, внимание. Учусь по достоинству оценивать свою непрофессиональность и несостоятельность. Всегда есть к чему стремиться, хватило бы на все времени».
Ш — шкаф
Однажды мне подарили книгу «Краткая история новой музыки» (автор – Ханс Ульрих Обрист): она составлена из интервью авангардных композиторов XX века. Один из героев книги – композитор Карлхайнц Штокхаузен – сильно перевернул мое отношение к тому, что в музыке очень важно не только то, как это написано, кем и на чем исполняется, но и то, как это записано и как воспроизводится. Это перевернуло мое восприятие и понимание музыки. Казалось бы, есть пару нот – и все из этого что-то придумывают. А на самом деле все зависит от множества факторов: где и как это записывается, как воспроизводится, кто это слушает. Свой альбом «Грустные песни» я писала дома, в дороге на концерты, на даче, даже в заброшенной общественной душевой старой гостиницы. Большую часть вокальных партий записывала в шкафу. Да-да, в шкафу очень удобно – я накидываю сверху одеяло, а по сторонам одежда – все это поглощает лишние шумы. Или, например, однажды мы записали с группой Intelligence live песню «Вода» в заснеженном поле в 100 км от Минска в минус 10. Технические возможности для музыкантов за последние 10 лет, мне кажется, существенно расширились.
Э — «Эмбарго»
Обожаю этот минский бар, особенно зимой. Пока у меня не было музыкального офиса, все важные вопросы я решала там. В Минске много мест, которые открываются, но со временем портятся. Это место не изменяет себе, становится только лучше! Уже скоро сезон, жду с нетерпением вечеров там.
Если любимая песня твоего авторства, то… «Пинки».
Если время суток, то… ночь.
Если встреча со знаменитостью любой эпохи, то… Хармс.
Если город, то… Минск.
Если один трек на повторе, то… тишина. Не люблю, когда музыка, особенно любимая, доставляет мне дискомфорт, перестает цеплять и становится неинтересной.